Судья Обухова Т.А. Судья-докладчик Воеводина О.В. По делу № 33-5990/11 ОПРЕДЕЛЕНИЕ 21 июня 2011 года г. Иркутск Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе: председательствующего Воеводиной О.В., судей Апхановой С.С. и Петуховой В.Г., при секретаре Нечкиной Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе ответчика администрации Ангарского муниципального образования на решение Ангарского городского суда Иркутской области от 24 февраля 2011 года по гражданскому делу по иску Мажугина В.Э. к администрации города Ангарска и администрации Ангарского муниципального образования о понуждении к предоставлению жилого помещения, УСТАНОВИЛА: Мажугин В.Э., обращаясь в суд с иском, указал в обоснование заявленных требований, что решением суда от <дата обезличена> его отец М. был лишен родительских прав в отношении него, а решением суда от <дата обезличена> была лишена родительских прав его мать Б. Его воспитанием занималась Л. Он обучался в Профессиональном лицее № .... до <дата обезличена> <дата обезличена> он обратился в администрацию г. Ангарска с заявлением о предоставлении жилого помещения, поскольку никакого жилья он не имеет. <дата обезличена> главой г. Ангарска вынесено постановление № о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. <дата обезличена> начальником отдела по учету и распределению жилья администрации г. Ангарска было направлено уведомление о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении с указанием номера льготной очереди №. <дата обезличена> администрация г. Ангарска заключила с ним договор краткосрочного найма жилого помещения №, согласно которому ему предоставлено жилое помещение по адресу: .... сроком до <дата обезличена>. Не предоставляя ему жилое помещение, администрация г. Ангарска не исполняет надлежащим образом свои обязанности, предусмотренные ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», чем нарушает его жилищные права. Истец просил суд обязать администрацию г. Ангарска предоставить ему жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, не менее нормы жилья в г. Ангарске 18 кв.м. Определением суда от 11 ноября 2010 года к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация Ангарского муниципального образования. Истец Мажугин В.Э. в судебное заседание не явился. Представитель истца Брюханов Н.Л., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования Мажугина В.Э. поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Представитель ответчика администрации города Ангарска, представители третьих лиц Правительства Иркутской области, Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области в судебное заседание не явились, представили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие. Представитель соответчика администрации Ангарского муниципального образования Киселева И.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования Мажугина В.Э. не признала по основаниям, изложенным в письменных возражениях на исковое заявление. Решением Ангарского городского суда Иркутской области от 24 февраля 2011 года исковые требования Мажугина В.Э. к администрации Ангарского муниципального образования удовлетворены. На администрацию Ангарского муниципального образования Иркутской области возложена обязанность предоставить Мажугину В.Э. вне очереди в черте города Ангарска жилое помещение общей площадью 33 кв.м., которая может быть увеличена или уменьшена не более чем на 5 кв.м. с учетом конструктивных и технических параметров многоквартирных домов. В кассационной жалобе представитель ответчика администрации Ангарского муниципального образования Киселева И.В. просит решение суда изменить и принять новое решение, не передавая дело на новое рассмотрение. В обоснование доводов к изменению решения указала, что суд неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, неправильно применил нормы материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела. Возложив на администрацию Ангарского муниципального образования обязанность предоставить истцу жилое помещение, суд в резолютивной части решения не указал за счет каких средств (областного или местного бюджета). Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. Органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. Осуществление расходов местных бюджетов на финансирование полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации не допускается, за исключением случаев, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации. Предусмотренное ФЗ «О дополнительных гарантиях социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» право органов местного самоуправления дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий не является их обязанностью. Формулировка резолютивной части решения суда не содержит исчерпывающих выводов, вытекающих из установленных в мотивировочной части фактических обстоятельств, и позволяет толковать ее как возложение на органы местного самоуправления обязанности по расходованию собственных финансовых средств или материальных ресурсов, а именно, на строительство (приобретение) жилых помещений либо предоставление жилого помещения из жилищного фонда Ангарского муниципального образования по договору социального найма в порядке исполнения судебных решений, что является нарушением статей 130, 132, 133 Конституции РФ, статей 19, 20, 53 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». В письменных возражениях на кассационную жалобу представитель третьего лица Правительства Иркутской области Караваева Е.А., действующая на основании доверенности, просит решение суда оставить без изменения, а кассационную жалобу – без удовлетворения. Заслушав доклад по делу, объяснения представителя истца Брюханова Н.Л., возражавшего против доводов кассационной жалобы, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для изменения или отмены решения суда и удовлетворения кассационной жалобы. При рассмотрении настоящего дела суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, правильно применил нормы процессуального и материального права (ст. 18 Конституции РФ, ст.ст. 49, 52, 57 Жилищного кодекса РФ, ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Закон Иркутской области от 22 июня 2010 года № 50-ОЗ «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Иркутской области»), дал надлежащую оценку всем собранным по делу доказательствам в их совокупности в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ. Разрешая возникший спор, суд первой инстанции установил, что решением Ангарского городского суда от <дата обезличена> М. был лишен родительских прав в отношении сына Мажугина В.Э. Решением Ангарского городского суда от <дата обезличена> Б. была лишена родительских прав в отношении Мажугина В.Э. <дата обезличена> Мажугин В.Э. обратился к главе города Ангарска с заявлением о постановке его на учет на получение жилого помещения, поскольку он является сиротой. Постановлением главы города Ангарска от <дата обезличена> № Мажугин В.Э. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. <дата обезличена> муниципальное образование город Ангарск предоставило Мажугину В.Э. для временного проживания жилое помещение, состоящее из 1 комнаты в коммунальной квартире по адресу: ...., на условиях краткосрочного найма, на срок до <дата обезличена> без права пролонгации. На день рассмотрения дела в суде срок действия указанного договора закончился. Оценив в совокупности представленные доказательства, и установив, что Мажугин В.Э., состоящий на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении как лицо из числа детей-сирот, относится к категории лиц, имеющих право на предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма, однако до настоящего времени жилое помещение истцу не предоставлено, суд первой инстанции, проанализировав нормы действующего законодательства, регулирующего вопросы по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам социального найма, пришел к правильному выводу о возложении обязанности по предоставлению Мажугину В.Э. вне очереди в черте города Ангарска Иркутской области жилого помещения, общей площадью 33 кв.м., которая может быть увеличена или уменьшена не более чем на 5 кв.м. с учетом конструктивных и технических параметров многоквартирных домов, на администрацию Ангарского муниципального образования, как на орган местного самоуправления в Иркутской области, наделенный государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам социального найма. Выводы суда подробно мотивированы в решении, соответствуют содержанию доказательств, собранных и исследованных в соответствии со ст.ст. 56, 67 ГПК РФ, и не вызывают у судебной коллегии сомнений в их законности и обоснованности. Доводы кассационной жалобы представителя ответчика администрации Ангарского муниципального образования Киселевой И.В. о том, что резолютивная часть решения не содержит исчерпывающих выводов, вытекающих из установленных в мотивировочной части обстоятельств, и позволяет толковать ее как возложение на органы местного самоуправления обязанности по расходованию собственных финансовых средств или материальных ресурсов, а именно, на строительство (приобретение) жилых помещений либо предоставление жилого помещения из жилищного фонда Ангарского муниципального образования по договору социального найма, не могут быть приняты во внимание, поскольку противоречат содержанию судебного постановления и направлены на неправильное толкование выводов суда. В силу Закона Иркутской области № 52-ОЗ от 29 июня 2010 года «О наделении органов местного самоуправления областными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам социального найма в Иркутской области» такими государственными полномочиями наделены органы местного самоуправления – муниципальные районы, в том числе, Ангарское муниципальное образование. Ежегодные средства, необходимые для осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий, предусмотрены в законе области об областном бюджете на очередной финансовый год и передаются органам местного самоуправления в соответствии с бюджетным законодательством в виде субвенций. Приобретение или строительство жилых помещений для детей-сирот осуществляется органами местного самоуправления, наделенными государственными полномочиями, путем размещения муниципальных заказов в порядке, установленном Федеральным законом. Поскольку уполномоченным органом по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам социального найма является администрация Ангарского муниципального образования, и именно в этот орган перечисляются из областного бюджета денежные средства, предназначенные для приобретения жилой площади данной категории лиц, суд правильно возложил на администрацию Ангарского муниципального образования обязанность по предоставлению Мажугину В.Э. вне очереди жилого помещения в городе Ангарске Иркутской области. Не заслуживают внимания доводы кассационной жалобы о том, что в резолютивной части решения суд не указал за счет каких средств (областного или местного бюджета) Мажугину В.Э. должно быть предоставлено жилье. Разрешение такого требования, как предоставление жилого помещения, не ставится в зависимость от наличия или отсутствия бюджетного финансирования, а также в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Вопросы исполнения расходных обязательств субъекта Российской Федерации, финансирования органа местного управления, реализующего отдельные государственные полномочия, в частности по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилых помещений, не были предметом заявленных исковых требований, рассмотренных судом в рамках данного гражданского дела. Граждане не являются участниками бюджетных правоотношений, поэтому отсутствие финансирования Ангарского муниципального образования для реализации органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, в частности по предоставлению указанным категориям граждан жилых помещений, не может являться основанием для отказа в иске конкретному гражданину. В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Эта норма является нормой прямого действия на всей территории Российской Федерации и реализация ее не может быть поставлена в зависимость от каких-либо других условий. ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Жилищный кодекс РФ не связывают ее применение ни с наличием финансирования, ни с правами других лиц на получение жилых помещений, ни с очередностью на получение жилого помещения. При рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции не нарушены нормы материального права, соблюдено процессуальное законодательство, и оснований к изменению или отмене правильного судебного постановления у судебной коллегии не имеется. Все доводы ответчика, в том числе и приведенные в кассационной жалобе, являлись предметом судебного разбирательства, суд первой инстанции дал им правильную оценку и обоснованно признал эти доводы несостоятельными по мотивам, изложенным в решении суда. Таким образом, решение Ангарского городского суда Иркутской области от 24 февраля 2011 года, проверенное в силу ч. 1 ст. 347 ГПК РФ в пределах доводов кассационной жалобы, является законным и обоснованным, в связи с чем изменению или отмене не подлежит, а кассационная жалоба не подлежит удовлетворению. Руководствуясь ст.ст. 360, 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам ОПРЕДЕЛИЛА: Решение Ангарского городского суда Иркутской области от 24 февраля 2011 года по гражданскому делу по иску Мажугина В.Э. к администрации города Ангарска и администрации Ангарского муниципального образования о понуждении к предоставлению жилого помещения оставить без изменения, а кассационную жалобу – без удовлетворения. Председательствующий О.В.Воеводина Судьи С.С.Апханова В.Г.Петухова