Судья Кремлякова Г.М. Судья-докладчик Александрова М.А. По делу № 33-6156/11 ОПРЕДЕЛЕНИЕ 27 июня 2011 года г. Иркутск Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе: председательствующего Орловой Е.Ю., судей Поповой А.А. и Александровой М.А., при секретаре Макаровой С.С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Управления пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в г. Тулуне и Тулунском районе Иркутской области на решение Тулунского городского суда Иркутской области от 03 марта 2011 года по гражданскому делу по иску Силивончик Т.И. к Управлению пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) в г. Тулуне и Тулунском районе о признании решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии в части незаконным, об обязании включить периоды работы в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, об обязании назначить досрочную трудовую пенсию по старости со дня обращения за ней, УСТАНОВИЛА: Истец Силивончик Т.И. в обоснование исковых требований указала, что обратилась в Управление пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Тулуне и Тулунском районе Иркутской области (далее – УПФ РФ (ГУ) в г. Тулуне и Тулунском районе Иркутской области) с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии. Решением пенсионного органа ей было отказано в назначении трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимого стажа. Ответчик не включил в стаж период ее работы "Наименование должности обезличено" с "Дата обезличена" по "Дата обезличена" (*** лет *** месяца *** дней) и период работы "Наименование должности обезличено" с "Дата обезличена" по "Дата обезличена" (*** год *** месяцев *** дней). Считает решение ответчика незаконным, так как она выработала необходимый стаж для назначения досрочной трудовой пенсии. Просила суд признать незаконным решение УПФ РФ (ГУ) в г. Тулуне и Тулунском районе Иркутской области об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости от "Дата обезличена" в части не включения периодов работы с "Дата обезличена" по "Дата обезличена" и с "Дата обезличена" по "Дата обезличена" в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии, обязать ответчика включить вышеуказанные периоды работы в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии, признать право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, обязать ответчика назначить пенсию по старости со дня обращения за ней, то есть с "Дата обезличена". В судебном заседании истец Силивончик Т.И. исковые требования поддержала в полном объеме. Представитель ответчика УПФ РФ (ГУ) в г. Тулуне и Тулунском районе Иркутской области) Вышегородцева С.В. в судебном заседании исковые требования не признала. Решением Тулунского городского суда Иркутской области от 03 марта 2011 года исковые требования Силивончик Т.И. удовлетворены в полном объеме. В кассационной жалобе начальник УПФ РФ (ГУ) в г. Тулуне и Тулунском районе Иркутской области Воронич Л.Н. просит решение отменить как незаконное. В обоснование доводов к отмене решения указано, что удовлетворяя исковые требования, суд основывался на нормах недействующего в настоящее время постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397. Вместе с тем, учитывая, что на период действия указанного постановления и до его отмены 01 октября 1993 г. истцом необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии стаж выработан не был, исчисление страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ производится в соответствии с законодательством, действующим на день установления трудовой пенсии по старости, в том числе досрочно назначаемой. Периоды работы истца "Наименование должности обезличено" и "Наименование должности обезличено" не подлежат зачету в педагогический стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, поскольку наименование указанных должностей не предусмотрено Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением СМ СССР от 17 декабря 1959 года № 1397. Применение Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением СМ СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, считает неправомерным, поскольку на момент утраты силы указанного Постановления 1 октября 1993 года Силивончик Т.И. не выработала не менее 2/3 требуемого педагогического стажа. В то время как в соответствии с п. 4 Положения работа в должности "Наименование должности обезличено" и "Наименование должности обезличено" засчитывалась в стаж работы по специальности при условии, что не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим постановлением, приходилась на работу в учреждениях, работа в которых дает право на эту пенсию. Применяя Постановление СМ СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, суд взял из него лишь положения, выгодные истцу, при этом не приняв во внимание, что по данному постановлению условия назначения досрочной пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности и расчет ее размера были менее благоприятными, чем предусмотренные действующим пенсионным законодательством. Письменных возражений на кассационную жалобу не поступило. Заслушав доклад судьи Иркутского областного суда Александровой М.А., объяснения представителя ответчика Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Братске и Братском районе Иркутской области Семеновой Л.В., поддержавшей доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда. Разрешая данный спор, суд с достаточной полнотой исследовал доводы ответчика и, удовлетворяя иск, правильно исходил из того, что в соответствии с пп. 19 п. 1, п. 2 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» право на трудовую пенсию ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, имеют лица, не менее 25 лет осуществлявшие педагогическую деятельность в учреждениях для детей независимо от возраста. Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсии по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ. Списками должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, 1991, 1999, 2002 годов не предусмотрены должности "Наименование должности обезличено", "Наименование должности обезличено", "Наименование должности обезличено". В то же время пунктом 1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, предусмотрено, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается выборная и другая ответственная работа в партийных и комсомольских органах. Время работы, указанной в пункте 1 настоящего Положения, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию (п. 4 Положения). Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 прекратило действие на территории РФ с 1 октября 1993 года на основании Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1993 года № 953. Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно в своих постановлениях указывал на то, что, принимая то или иное решение, гражданин ориентируется на нормы, определяющие продолжительность финального трудового стажа и правовые последствия, наступающие при наличии необходимого по длительности трудового стажа (общего и специального), предусмотренного действующим в этот период законодательством. Конституционный Суд РФ признал недопустимым внесение изменений в условия приобретения права, касающиеся граждан, уже выполнивших ранее установленные требования и, исходя из них, до вступления в силу нового правового регулирования, совершивших юридически значимые действия, что по существу означает отказ государства от выполнения в конкретных правоотношениях своих публично-правовых обязательств, возникших из ранее действовавшего регулирования и состоявшихся правоприменительных актов, что не только подрывает доверие к действиям государства, к закону, но и приводит к нарушению конституционного принципа равенства, поскольку в таком случае не обеспечиваются равные условия реализации гражданами приобретенного ими права. Постановлением СМ РФ от 22 сентября 1993 г. № 953 отменено действие Постановления СМ СССР от 17.12.1959 г., но его отменили на будущее время, т.е. с октября 1993 г. Что же касается прошлого периода, то трудовой стаж должен исчисляться по существующим до 1 октября 1993 г. правилам. В связи с тем, что действовавшее в период работы Сливончик Т.И. "Наименование должности обезличено" с "Дата обезличена" по "Дата обезличена" и "Наименование должности обезличено" с "Дата обезличена" по "Дата обезличена" Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утв. постановлением СМ СССР от 17.12.1959 г. № 1397, предусматривало включение этих периода работы в стаж за выслугу лет, данные периоды работы истца должны подлежать зачету в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии. Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции РФ целям, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина. Распространение действий нормативных правовых актов, принятых позднее и изменивших условия приобретения пенсионных прав в неблагоприятную сторону, по сравнению с ранее действовавшим правовым регулированием, и придание тем самым обратной силы закону, ухудшающему положение граждан, означающее по существу отмену для этих лиц, приобретенных ими в соответствии ранее действовавшим законодательством, противоречит ч. 1 ст.1, ч.ч. 1-2 ст. 19, ч.1ст. 39 и ч.ч. 2 и 3 ст.59 Конституции РФ. Судом первой инстанции установлено, что на момент обращения к ответчику Силивончик Т.И. с учетом периодов работы в должности "Наименование должности обезличено" и "Наименование должности обезличено" имела необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по п.п. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» стаж - 25 лет. В связи с чем суд обоснованно пришел к выводу о том, что у ответчика не имелось оснований для отказа истцу в назначении досрочной трудовой пенсии по старости. Выводы суда подробно мотивированы в решении, соответствуют содержанию доказательств, собранных и исследованных в соответствии со ст.ст. 56, 67 ГПК РФ, и не вызывают у судебной коллегии сомнений в их законности и обоснованности. Доводы кассационной жалобы не могут быть приняты во внимание по указанным выше основаниям, изложенным в решении суда, поскольку они направлены на иную оценку доказательств, собранных и исследованных судом в полном соответствии с процессуальным законом, основаны на неверном толковании материального закона, правильно примененного судом первой инстанции. Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда ОПРЕДЕЛИЛА: Решение Тулунского городского суда Иркутской области от 03 марта 2011 года по данному гражданскому делу оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения. Председательствующий Е.Ю. Орлова Судьи А.А. Попова М.А. Александрова