Судья Клинов А.Н. Судья-докладчик Каракич Л.Л. По делу № 33-8885-11 ОПРЕДЕЛЕНИЕ 23 августа 2011 года г. Иркутск Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе: председательствующего судьи Воеводиной О.В., судей Апхановой С.С. и Каракич Л.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ответчика Управления Министерства социального развития по Мамско-Чуйскому району на решение Мамско-Чуйского районного суда Иркутской области от 27 апреля 2011 года по гражданскому делу по иску Власовой А.А. к Управлению Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по Мамско-Чуйскому району о признании незаконным отказа во включении в льготную очередь инвалидов на получение жилищной субсидии в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с сохранением даты постановки на учет по заявлению ее матери, понуждении выдать государственный жилищный сертификат в 2011 году, УСТАНОВИЛА: В иске к Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области и его территориальному управлению в Мамско-Чуйском районе Власова А.А. просила признать незаконным отказ во включении ее в список на получение жилищной субсидии в связи с выездом из Мамско-Чуйского района в льготную очередь инвалидов с сохранением даты постановки на учет с 21 января 2004 года по заявлению ее матери И.В.И.., обязать ответчика включить в учетные документы в качестве членов семьи мать - И.В.И.., отчима - И.В.Д.., братьев - К.К. и И.Д., понудить ответчика выдать государственный жилищный сертификат на получение социальной выплаты для приобретения жилья в 2011 году. В обоснование иска указала, что на основании личного заявления ее мать И.В.И. с 21 января 2004 года состоит на учете в Списке № 5 (работающих) граждан, желающих получить жилищную субсидию в связи с выездом из Мамско-Чуйского района. В качестве членов семьи в учетных документах указаны истец Власова А.А. и ее брат К.К.. Истец с февраля 1999 года имеет статус ребенка–инвалида, с мая 2010 года получает социальную пенсию как инвалид с детства 2 группы. Решением суда от 10 ноября 2009 года членами ее семьи признаны отчим И.В.Д.., братья К.К. и И.Д.. Власова А.А. обратилась к ответчику с заявлением, в котором просила заменить ее мать в очереди на получение субсидий на нее с переводом в льготный список инвалидов со дня первоначальной постановки на учет. Ответчик в замене заявителя на члена семьи с сохранением даты первоначального учета отказал со ссылкой на то, что такая замена не предусмотрена законом. Отказ истец считает незаконным, поскольку в заявлении матери имеется ее подпись, она считает, что принята на учет с 21 января 2004 года, и с этого времени у нее возникло равное с заявителем (матерью) право на получение субсидии. По состоянию здоровья Власова А.А. нуждается в систематическом лечении в г. Иркутске, у нее имеются тяжелые хронические заболевания, поэтому просила обязать ответчика выдать субсидию в 2011 году и обратить решение в этой части к немедленному исполнению. В судебном заседании Власова А.А. и ее представитель Попова Л.М. требования иска поддержали. Министерство социального развития Иркутской области в судебное заседание представителя не направило. В письменном отзыве иск не признало. Указывает на то, что законом перевод очередности заявителя на члена его семьи с сохранением даты первоначальной регистрации не предусмотрен. По закону регистрация граждан на получение субсидии носит заявительный характер, Власова А.А. по ее личному заявлению с 27 июня 2007 года поставлена на льготную очередь (список № 2 инвалидов), в качестве членов семьи указаны ее мать и брат К.К.. Ни И.В.И.., ни Власова А.А. с заявлениями об изменении состава семьи не обращались. Возражения на иск поддержаны представителем территориального управления министерства в Мамско-Чуйском районе. Привлеченные к участию в деле на стороне истца И.В.И.., И.В.Д. и К.К.. требования Власовой А.А. поддержали. Решением суда исковые требования Власовой А.А. удовлетворены в полном объеме. Решение в части возложения на Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области обязанности выдать Власовой А.А. и членам ее семьи государственный жилищный сертификат в 2011 году обращено к немедленному исполнению. В кассационной жалобе представитель ответчика поставил вопрос об отмене решения по мотивам его незаконности и необоснованности. Ссылается на нарушение судом норм материального и процессуального права, неправильное применение ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей». В отзыве на жалобу представитель Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области доводы к отмене решения, изложенные в жалобе, поддержал. Заслушав доклад судьи Каракич Л.Л., проверив решение суда по доводам кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам. Порядок предоставления субсидий при выезде из климатически неблагоприятных территорий регулируется Федеральным законом от 25 февраля 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей». В соответствии со ст. 1 Федерального закона правом на получение субсидий обладают граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы на севере не менее 15 календарных лет, не имеющие жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающимся в его улучшении и не получавшим субсидии на эти цели. Право на получение жилищных субсидий имеют также инвалиды I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья и стаж работы которых на севере составляет менее 15 календарных лет. Законом установлен заявительный порядок реализации права на субсидию, определен порядок формирования очередности. Статьей 2 Федерального закона устанавливается следующая очередность предоставления жилищных субсидий: в первую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, выезжающим из закрывающихся населенных пунктов; во вторую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным инвалидами I и II групп, а также инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, с учетом стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, определяемого частями второй и третьей статьи 5 настоящего Федерального закона; в третью очередь - пенсионерам с учетом стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; в четвертую очередь – гражданам, признанным безработными; в пятую очередь жилищные субсидии предоставляются работающим гражданам с учетом стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Согласно части 3 статьи 5 Федерального закона при определении норматива предоставления жилищных субсидий инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, за стаж работы принимается время их проживания в указанных районах и местностях со дня рождения. Постановка на учет несовершеннолетних детей, детей-инвалидов законом не предусмотрена. Спор разрешен судом без учета приведенных норм закона, а также иных нормативных актов, регулирующих порядок учета и предоставление субсидий. Удовлетворяя в полном объеме исковые требования Власовой А.А., суд исходил из того, что в 2004 году при постановке на учет на получение жилищной субсидии матери Власовой А.А. - И.В.И.. Власова А.А. имела равные с ней права и могла реализовать право состоять на учете на получение субсидии самостоятельно. Учитывая состояние здоровья Власовой А.А., имеющей тяжелые хронические заболевания, суд посчитал возможным возложить на ответчика обязанность предоставить жилищную субсидию в 2011 году и обратил решение в части предоставления субсидии в 2011 году к немедленному исполнению С такими выводами суда судебная коллегия согласиться не может по следующим основаниям. Разрешая вопрос об изменении даты учета Власовой А.А., суд признал установленным тот факт, что и И.В.И.), и ее дочь Власова А.А. с 21 января 2004 года состояли в очереди лиц, желающих получить жилищные субсидии, что является ошибочным, поскольку противоречит фактическим обстоятельствам дела. Как видно из материалов дела, на учете по Списку № 5 состояла И.В.И.. на основании ее заявления от 21 января 2004 года, в котором Власова А.А. указана как член семьи заявителя. Только 27 июня 2007 года на основании поданного ею личного заявления на учет была поставлена сама Власова А.А. по Списку № 2 (инвалиды). Признавая равными права И.В.И.. и Власовой А.А. на получение субсидии с даты учета 21 января 2004 года, суд не привел норму права, позволяющую приравнять права заявителя и члена его семьи в целях ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей». Ссылка в решении на положения Жилищного кодекса РФ о равенстве прав нанимателя жилого помещения и членов его семьи в данном случае неуместна. Ограничившись проверкой и подтверждением права состоять на учете для получения жилищных субсидий с 21 января 2004 года только у Ильиной (Каурцевой) В.И., чье право и не оспаривается, суд неправильно и не в полном объеме определил обстоятельства, имеющие значение для дела. Существенные для разрешения дела обстоятельства, к которым относятся наличие на 21 января 2004 года у Власовой А.А. статуса инвалида с детства и права (с учетом содержания части 3 статьи 5 ФЗ от 25 февраля 2002 года № 125-ФЗ) самостоятельно состоять на учете для получения жилищных субсидий с указанной даты, судом не проверены. Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» и принятыми в его развитие постановлениями Правительства РФ от 10 декабря 2002 года № 879 (с изменениями на 7 ноября 2008 года), от 21 марта 2006 года № 153, постановлением правительства Иркутской области от 18 декабря 2008 года № 115-пп установлен порядок формирования списков граждан на получение жилищных субсидий. Предоставление жилищных субсидий (выдача сертификатов) производится на основании списков, сформированных по каждой категории граждан в очередности, соответствующей дате принятия на учет. Суд привел в решении данные нормативные акты, однако применил их неправильно, что привело к противоречивым выводам. Так, с одной стороны, суд обязал территориальное Управление Министерства социального развития, опеки и попечительства включить Власову А.А. в списки учета по категории инвалидов (Список № 2) с момента регистрации ее матери в Списке № 5 – с 21 января 2004 года. Одновременно, при отсутствии данных о номере очередности Власовой А.А. в Списке инвалидов после изменения даты ее учета на 21 января 2004 года, суд возложил на ответчика обязанность предоставить жилищную субсидию семье истца в 2011 году, фактически во внеочередном порядке, и обратил решение в этой части к немедленному исполнению. При этом судом не учтена правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, который в своих решениях неоднократно указывал на то, что требование о предоставлении такой выплаты, как безвозмездная жилищная субсидия, непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает. Закрепляя право граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на получение за счет средств федерального бюджета жилищной субсидии и определяя условия его возникновения, а также порядок реализации данного права, федеральный законодатель вправе, учитывая финансовые возможности государства и иные факторы, в том числе бюджетные средства, которые могут быть выделены для решения проблемы переселения, предусмотреть специальные правила действия таких правовых норм во времени и по кругу лиц, что нельзя расценивать как нарушение конституционных прав граждан (определения от 18 декабря 2007 года № 897-О-О, от 23 марта 2010 года № 386-О-О). Таким образом, при разрешении дела судом не установлены в полном объеме значимые для дела обстоятельства, в основу выводов положены не проверенные данные, выводы противоречивы и не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Судом допущены нарушения норм материального и процессуального права - ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», не приняты во внимание (с учетом приведенной правовой позиции Конституционного Суда РФ) постановления Правительства РФ от 10 декабря 2002 года № 879 и от 21 марта 2006 года № 153, необоснованно применена ст. 211 ГПК РФ. В совокупности допущенные нарушения не позволяют признать решение суда законным и обоснованным, и оно подлежит отмене по основаниям пунктов 1, 2, 4 части 1 статьи 362 Гражданского процессуального кодекса РФ, а дело – передаче на новое рассмотрение в суд первой инстанции, поскольку при неустановленных существенных для дела обстоятельствах судебная коллегия лишена возможности устранить допущенные судом первой инстанции недостатки. При новом рассмотрении суду надлежит учесть изложенное в настоящем определении, исходя из содержания норм материального права, подлежащих применению к спорным правоотношениям, правильно и в полном объеме установить существенные обстоятельства дела, дать им надлежащую правовую оценку и разрешить спор при строгом соблюдении требований закона. Руководствуясь ст. 360, абз. 3 ст. 361, п.п. 1, 2, 4 ч. 1 ст. 362 ГПК РФ, судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА: Решение Мамско-Чуйского районного суда Иркутской области от 27 апреля 2011 года по настоящему гражданскому делу отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд. Председательствующий О.В. Воеводина Судьи С.С. Апханова Л.Л. Каракич