Судья Гапеевцева М.А. По делу № 33-9270/11 Судья-докладчик Папуша А.С. О П Р Е Д Е Л Е Н И Е 25 августа 2011 года г. Иркутск Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе: председательствующего Степановой О.Н., судей Папуши А.С., Туглаковой Л.Г., при секретаре Макаровой С.С., рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Кащук С.М. и Аксененко А.В. на решение Братского районного суда Иркутской области от 01 августа 2011 года по гражданскому делу по заявлению прокурора Братского района Иркутской области в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным решения Думы Тарминского сельского поселения от (дата обезличена) (номер обезличен) «О назначении муниципальных выборов главы Тарминского муниципального образования», У С Т А Н О В И Л А: Решением Думы Тарминского сельского поселения от (дата обезличена) (номер обезличен) были назначены выборы главы Тарминского муниципального образования на (дата обезличена). Прокурор Братского района Иркутской области, оспаривая законность вышеуказанного решения, указал, что день выборов главы Тарминского муниципального образования определен неверно, так как в силу ст. 10 Закона Иркутской области от 11.12.2003 г. № 72-03 «О муниципальных выборах в Иркутской области» срок, на который избираются представительные или иные выборные органы местного самоуправления, главы муниципальных образований или иные выборные должностные лица местного самоуправления, а также срок полномочий указанных органов, депутатов (членов) указанных органов, глав муниципальных образований или иных выборных должностных лиц местного самоуправления устанавливается уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами. День окончания срока, на который избираются представительные или иные выборные органы местного самоуправления, депутаты (члены) представительных или иных выборных органов местного самоуправления либо главы муниципальных образований или иные выборные должностные лица местного самоуправления, определяется в соответствии с Федеральным законом. Согласно ч. 8 ст. 81.1. Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в субъектах Российской Федерации, в которых выборы были проведены в иные, чем второе воскресенье марта, дни, последующие выборы проводятся в сроки, установленные конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований, во второе воскресенье марта либо второе воскресенье октября года, в котором истекает срок полномочий соответствующих органов или депутатов соответствующих органов, а если срок полномочий истекает в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва, - в день голосования на указанных выборах. Статьей 12 Устава Тарминского муниципального образования предусмотрено, что Муниципальные выборы назначаются Думой поселения. День голосования на муниципальных выборах определяется в соответствии с законодательством. Поскольку Уставом не предусмотрены иные сроки проведения выборов (на случай, если выборы были проведены в сроки иные, чем второе воскресенье марта), а срок полномочий главы Тарминского муниципального образования истекает в 2011 году, следующие выборы должны быть проведены в день голосования на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва - (дата обезличена) Кроме того, оспариваемое решение противоречит ч. 7 ст. 10 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», согласно которой решение о назначении выборов в орган местного самоуправления должно быть принято не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 80 дней до дня голосования. На основании изложенного прокурор Братского района просил признать решение Думы Тарминского сельского поселения от (дата обезличена) (номер обезличен) «О назначении муниципальных выборов главы Тарминского муниципального образования» незаконным. В судебном заседании помощник прокурора Братского района Петакчян А.Г. поддержала заявление по вышеизложенным доводам. Председатель Думы Тарминского сельского поселения Мичурин В.В. в судебном заседании доводы заявления прокурора признал обоснованными. Суду пояснил, что согласен с заявлением, поскольку он был избран главой Тарминского муниципального образования (дата обезличена) сроком полномочий на ** лет, его полномочия истекают в (дата обезличена). Учитывая, что 2011 год – это год выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ шестого созыва, то в соответствии с п. 8 ст. 81.1 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» очередные выборы главы Тарминского муниципального образования должны проводиться в день голосования на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, ориентировочно, (дата обезличена), поскольку выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ предыдущего созыва проводились (дата обезличена). Доводы депутатов Думы Тарминского сельского поселения при принятии оспариваемого решения о том, что согласно Уставу Тарминского муниципального образования глава поселения избирается сроком на пять лет, то есть до (дата обезличена), поэтому выборы должны быть проведены (дата обезличена), считает необоснованными и противоречащими федеральному закону. Решением суда заявление прокурора Братского района Иркутской области удовлетворено. Решение Думы Тарминского сельского поселения от (дата обезличена) (номер обезличен) «О назначении муниципальных выборов главы Тарминского муниципального образования» - признано незаконным. На данное решение Кащук С.М. и Аксененко А.В. поданы кассационные жалобы, в которых они просят решение отменить, дело направить на новое рассмотрение. Кащук С.М. в обоснование доводов жалобы указала, что при рассмотрении заявления прокурора Братского района о признании незаконным решения Думы Тарминского муниципального образования, она не была привлечена в качестве заинтересованного лица, несмотря на то, что решением Братского районного суда от (дата обезличена) затронуты и нарушены ее конституционные права. Указала, что в соответствии с заявлением прокурора, решением Думы Тарминского муниципального образования (номер обезличен) от (дата обезличена) были назначены выборы главы Тарминского муниципального образования на (дата обезличена) Данное решение Думы Тарминского муниципального образования было опубликовано в Информационном бюллетене Тарминского муниципального образования (номер обезличен) от (дата обезличена) Воспользовавшись своим пассивным правом, Кащук С.М. было представлено (дата обезличена) в Братскую районную территориальную избирательную комиссию заявление о согласии баллотироваться на должность главы Тарминского муниципального образования, что подтверждено выданным Братской районной территориальной комиссией подтверждением получения документов о выдвижении кандидата на должность главы Тарминского муниципального образования в порядке самовыдвижения. Указала, что (дата обезличена) ею были представлены в Братскую районную территориальную избирательную комиссию подписные листы с подписями, согласно которым Кащук С.М. поддержало ** жителя поселка Тармы. Указанные подписные листы были проверены Братской районной территориальной избирательной комиссией и по результатам было принято решение (номер обезличен) от (дата обезличена) о регистрации Кащук С.М. в качестве кандидата на должность главы Тарминского муниципального образования. О том, что прокуратура Братского района обратилась в Братский районный суд Иркутской области о признании незаконным решения Думы Тарминского муниципального образования о назначении выборов главы Тарминсого муниципального образования ей ничего известно не было. Указала, что при удовлетворении требования прокурора о признании незаконным решения Думы Тарминского сельского поселения (номер обезличен) от (дата обезличена) влечет отмену регистрации Кащук С.М. как кандидата на должность главы Тарминского муниципального образования, что приведет к нарушению ее пассивного избирательного права. Кроме того, вынесенным решением были нарушены ее конституционные права, гарантированные ст. 32 Конституции РФ, о именно возможности выбирать и быть избранной в главы Тарминского муниципального образования. При вынесении решения от (дата обезличена) Братским районным судом не учтено, что прокурором обжаловалось решение Думы Тарминского сельского поселения (номер обезличен) от (дата обезличена), однако судом не исследовалось, что решение Думы Тарминского муниципального образования было принято (дата обезличена), опубликованное как и решение (номер обезличен) от (дата обезличена) в Информационном бюллетене Тарминского муниципального образования (дата обезличена) (номер обезличен). В связи с чем, полагает, что прокурору следовало обжаловать решение «О назначении выборов главы Тарминского муниципального образования» от (дата обезличена), а не решение (номер обезличен) от (дата обезличена) В кассационной жалобе Аксененко А.В. указал, что воспользовавшись своим пассивным избирательным правом, он представил (дата обезличена) в Братскую районную территориальную комиссию заявление о согласии баллотироваться на должность главы Тарминского муниципального образования, что подтверждается выданным Братской районной территориальной избирательной комиссией подтверждением получения документов о выдвижении кандидата на должность главы Тарминского муниципального образования в порядке самовыдвижения. Более того, (дата обезличена) были представлены в Братскую территориальную избирательную комиссию подписные листы с подписям, согласно которым его поддержало ** жителя поселка Тармы. Указанные подписные листы были проверены Братской районной территориальной избирательной комиссией и по результатам было принято решение (номер обезличен) от (дата обезличена) о регистрации его в качестве кандидата на должность главы Тарминского муниципального образования. Иные оводы жалобы аналогичны доводам жалобы, указанным Кащук С.М. в качестве оснований к отмене решения суда. В возражениях на кассационные жалобы председатель Думы Тарминского муниципального образования Мичурин В.В., а также прокурор Братского района Рогов А.В. считают решение суда законным и обоснованным. Изучив материалы дела, доводы кассационных жалоб и возражений на них, заслушав доклад по делу, объяснения прокурора Нарижняк О.Н. – просившую решение по делу оставить без изменения, а кассационные жалобы – без удовлетворения, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов кассационных жалоб, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда. Суд установил, что из решения Территориальной избирательной комиссии Братского района Иркутской области от (дата обезличена) (номер обезличен) признаны состоявшимися выборы главы Тарминского муниципального образования, объявлен избранным на должность главы Тарминского муниципального образования Мичурин В.В. Согласно Регламенту Думы Тарминского муниципального образования III созыва Дума Тарминского муниципального образования является постоянно-действующим представительным органом местного самоуправления Тарминского муниципального образования (далее – Дума поселения) и состоит из 10-ти депутатов, избираемых на муниципальных выборах сроком на 5 лет. Глава Тарминского муниципального образования исполняет полномочия председателя Думы поселения. Согласно ст. 12 Устава Тарминского муниципального образования муниципальные выборы назначаются Думой Поселения. Решение о назначении муниципальных выборов принимается не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 80 дней до дня голосования. Разрешая заявленные прокурором Братского района Иркутской области требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, правильно применил материальный закон к спорным правоотношениям и постановил решение в соответствии с фактическими обстоятельствами и доказательствами по делу. Как установлено судом, из решения Думы Тарминского сельского поселения от (дата обезличена) (номер обезличен) следует, что муниципальные выборы главы Тарминского муниципального образования назначены на (дата обезличена) Решение опубликовано в Информационном бюллетене Тарминского муниципального образования от (дата обезличена) (номер обезличен). Оценив собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, суд обоснованно удовлетворил требования прокурора Братского района Иркутской области, поскольку дата проведения выборов главы Тарминского муниципального образования назначена позднее чем за 80 дней до дня голосования, что противоречит ст. 10 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», ст. 17 Закона Иркутской области от 11.12.2003 г. № 72-оз (в ред. от 24.03.2011 г.) «О муниципальных выборах в Иркутской области, ст. 12 Устава Тарминского муниципального образования. При вынесении решения суд с учетом ст. ст. 8, 9,10 ФЗ от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ (в ред. от 14.06.2011 г.), пришел к обоснованному выводу о том, что день голосования Думой Тарминского сельского поселения был определен неверно, а именно, не было учтено, что днями голосования на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления являются второе воскресенье марта или в случаях, предусмотренных указанным выше Федеральным законом, второе воскресенье октября года, в котором истекают сроки полномочий указанных органов или депутатов указанных органов, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом. Кроме того, учтено, что предыдущие выборы главы Тарминского муниципального образования проводились в иные сроки, чем второе воскресенье марта. В связи с чем, суд правомерно исходил из того, что очередные выборы главы Тарминского муниципального образования должны проводиться в сроки, установленные уставами муниципальных образований, во втрое воскресенье марта либо втрое воскресенье октября года, в котором истекает срок полномочий соответствующих органов или депутатов соответствующих органов. Все выводы суда подробно мотивированы, основаны на материалах дела, требованиях закона, оснований для признания их неправильными у судебной коллегии не имеется. Доводы кассационных жалоб о том, что судом не были привлечены к участию в деле Кащук С.М., Аксененко А.В. не могут быть приняты в качестве основания к отмене обжалованного решения, поскольку прокурор обратился в суд с заявлением в защиту неопределенного круга лиц и данное заявление было удовлетворено. Довод жалобы о том, что прокурору надлежало обжаловать решение «О назначении выборов главы Тарминского муниципального образования» от (дата обезличена), а не решение (номер обезличен) от (дата обезличена), не заслуживает внимания, поскольку юридически значимым обстоятельством для дела не является и данный довод не был предметом рассмотрения в суде первой инстанции. Иные доводы кассационных жалоб не ставят под сомнение законность приятого по делу решения. При таких обстоятельствах решение суда по делу является законным, обоснованным и не подлежащим отмене. На основании изложенного выше, руководствуясь ст.ст. 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия, О П Р Е Д Е Л И Л А: решение Братского районного суда Иркутской области от 01 августа 2011 года по гражданскому делу по заявлению прокурора Братского района Иркутской области в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным решения Думы Тарминского сельского поселения от (дата обезличена) (номер обезличен) «О назначении муниципальных выборов главы Тарминского муниципального образования» - оставить без изменения, а кассационные жалобы - без удовлетворения. Председательствующий О.Н. Степанова Судьи А.С. Папуша Л.Г. Туглакова