О признании незаконным бездействия



Судья Коржинек Е.Л.

Судья-докладчик Александрова М.А. по делу № 33-9691/2011

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

12 сентября 2011 года г. Иркутск

Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:

председательствующего Орловой Е.Ю.,

судей Николаевой Т.В. и Александровой М.А.,

при секретаре Чащиной И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу заявителей Шведова Е.В. и Шведовой С.А. на решение Кировского районного суда г. Иркутска от 19 мая 2011 года по гражданскому делу по заявлению Шведова Е.В., Шведовой С.А. к администрации г. Иркутска о признании незаконными бездействия, выразившегося в неосуществлении действий по выдаче сертификата, действий по исключению из списков участников программы, обязании устранить допущенные нарушения прав,

У С Т А Н О В И Л А:

Шведов Е.В. и Шведова С.А. в обоснование заявления указали, что "Дата обезличена" обратились в администрацию г. Иркутска с заявлением о включении их семьи в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы с приложением соответствующего пакета документов. Решением постоянно действующей городской комиссии по жилищным вопросам от "Дата обезличена" их семья признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и включена в списки участников подпрограммы. "Дата обезличена" ими было получено письмо отдела учета и предоставления жилья управления правовой и кадровой работы аппарата мэра Администрации г. Иркутска о включении их семьи в сводный список молодых семей-претендентов для участия в федеральной подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы в 2010г. В соответствии с письмом администрации г. Иркутска от "Дата обезличена" номер их семьи в списках участников указанной подпрограммы - ***.

Однако при поступлении денежных средств из бюджета по указанной федеральной целевой программе их семья свидетельство на получение социальной выплаты не получила. А письмом администрации г. Иркутска от "Дата обезличена" "Номер обезличен" им сообщили, что их семья будет исключена из списка участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы. В то время как оснований для исключения их семьи из состава участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы и не выдачи свидетельства на получение социальной выплаты у администрации не имелось.

Заявители просили суд признать незаконным бездействие администрации города Иркутска, выразившееся в неосуществлении действий по выдаче свидетельства на получение социальной выплаты в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы; признать незаконным действие администрации г. Иркутска, выразившееся в направлении письма об исключении семьи из списка участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы; обязать Администрация г. Иркутска устранить допущенные нарушения и выдать заявителям свидетельство на получение социальной выплаты в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы.

В судебном заседании заявитель Шведова С.А. заявленные требования поддержала в полном объеме.

Заявитель Шведов Е.В. в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представители Администрации г. Иркутска Шевкунова Т.А. и Саинский А.В. в судебном заседании с заявленными требованиями не согласились.

Решением Кировского районного суда г. Иркутска от 19.05.2011 требования Шведова Е.В., Шведовой С.А. оставлены без удовлетворения.

В кассационной жалобе заявители Шведовы просят решение суда отменить и вынести по делу новый судебный акт. В обоснование доводов жалобы указывают, что принятое судом решение нарушает нормы материального и процессуального права, а также нарушает единство сложившейся судебной практики на территории РФ.

Ссылку суда первой инстанции на Областную государственную социальную программу «Молодым семьям – доступное жилье» в обоснование законности отказа в удовлетворении заявления полагают необоснованной, поскольку указанная программа принята во исполнение Закона Иркутской области от 15 марта 1999 года № 16-ОЗ «О государственных социальных программах Иркутской области». Они же были включены Администрацией города в Федеральную целевую программу «Жилище» в подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей» на 2002-2010 г. Эти программы не имеют никакого отношения друг к другу и заявлений на включение их в областную государственную программу они не подавали. Участие молодых семей в Федеральной целевой программе регламентировано иным нормативно – правовым актом – «Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы» утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.05.2006года N 285, и ни по одному из указанных в п. 18 Правил оснований для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы в предусмотренный срок их семье Администрацией г. Иркутска не направлялось.

Необоснованной считают ссылку суда на паспорт областной государственной социальной программы «Молодым семьям – доступное жилье» в части использования переданных Иркутской области средств федерального бюджета, поскольку им не подтверждается факт предоставления их семье государственной поддержки из средств федерального бюджета. Судом не был исследован порядок поступления средств федерального бюджета в бюджеты других уровней в виде субсидий, субвенции, не дана правовая оценка Постановлению Законодательного собрания от 16.03.2005 года № 7/26-ЗС «Об утверждении областной государственной социальной программы «Молодым семьям – доступное жилье», в разделе 3 которого указано, что источником финансирования программы является областной бюджет.

Письменных возражений на кассационную жалобу не поступило.

Заслушав доклад судьи Иркутского областного суда Александровой М.А., объяснения заявителя Шведовой С.А., поддержавшей доводы кассационной жалобы, объяснения представителя администрации г. Иркутска Шевкуновой Т.А., возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения и отмены решения суда.

При рассмотрении дела судом установлено, что решением постоянно действующей городской комиссии по жилищным вопросам администрации г. Иркутска от "Дата обезличена" молодая семья Шведовых в составе *** человек в установленном законом порядке признана нуждающейся в улучшение жилищных условий, имеющей достаточные доходы для оплаты расчетной стоимости жилья и включена в списки участников подпрограммы. «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, что подтверждается письменным заявлением Шведовых от "Дата обезличена", выпиской из протокола заседания постоянно действующей городской комиссии по жилищным вопросам от "Дата обезличена" и письменным ответом администрации г. Иркутска от "Дата обезличена"

Письмом администрации г. Иркутска от "Дата обезличена" "Номер обезличен", Шведову Е.В. сообщалось, что в выдаче свидетельства на получение социальной выплаты в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы молодой семье Шведовых отказано в связи с тем, что указанной семье уже предоставлена государственная поддержка из областного бюджета для приобретения жилья в виде социальной выплаты в размере *** рублей в рамках реализации областной государственной целевой программы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Иркутской области на 2005-2010 годы», утвержденной Постановлением Законодательного Собрания Иркутской области от 30.11.2005 № 16/26-ЗС.

Установив указанные обстоятельства и оценив действия администрации г. Иркутска по исключению семьи Шведовых из списков участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, суд пришел к выводу о правомерности таких действий администрации г. Иркутска по тем основаниям, что семье Шведовых в 2006 году уже была предоставлена государственная поддержка за счет средств областного бюджета для улучшения жилищных условий, а возможность для молодых семей реализовать свое право на получение государственной поддержки за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов при улучшении жилищных условий предусмотрена только один раз.

Судебная коллегия считает указанные выводы суда правильными, исходя из следующего.

Судом установлено, что в целях комплексного решения проблемы перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы, обеспечивающих доступность жилья для граждан, безопасные и комфортные условия проживания в нем, Правительство Российской Федерации утвердило на 2002 - 2010 годы Федеральную целевую программу «Жилище» на 2002 - 2010 годы», в состав которой входит подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей».

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 17.09.2001 № 675 «О федеральной целевой программе "Жилище" на 2002 - 2010 годы" средства федерального бюджета, предусмотренные на реализацию подпрограммы, в установленном порядке перечисляются в виде субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации, отобранных для участия в подпрограмме, в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов федерального бюджета на основании соглашений между государственным заказчиком подпрограммы и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Указанные соглашения заключаются при условии, что в бюджетах соответствующих субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетах предусмотрены средства для реализации подпрограммы.

Условиями участия субъектов Российской Федерации в подпрограмме являются:

наличие региональной программы обеспечения жильем молодых семей или обязательство разработать и утвердить такую программу до 1 апреля 2006 г. (для участия в конкурсном отборе на 2006 год);

предоставление обязательств субъекта Российской Федерации по финансированию подпрограммы, включающих обязательства по финансированию компенсаций, предоставляемых молодым семьям при рождении (усыновлении) 1 ребенка;

наличие региональной программы развития ипотечного жилищного кредитования на территории субъекта Российской Федерации или обязательство разработать и утвердить такую программу до 1 апреля 2006 г. (для участия в конкурсном отборе на 2006 год);

отсутствие нецелевого использования субвенций и субсидий, получаемых за счет средств федерального бюджета;

подтверждение намерений банков и других организаций, предоставляющих ипотечные жилищные кредиты или займы, принимать участие в кредитовании молодых семей на предусмотренных подпрограммой условиях в случае соответствия молодых семей требованиям платежеспособности, установленным банками или другими организациями, предоставляющими ипотечные жилищные кредиты или займы.

Во исполнения вышеуказанных требований Правительства Российской Федерации в целях реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы Законодательное Собрание Иркутской области своим Постановлением от 16 марта 2005 г. N 7/26-ЗС утвердило областную государственную целевую программу "Молодым семьям - доступное жилье" на 2005 - 2019 годы, основной целью которой является создание механизма государственной поддержки молодых семей в решении жилищной проблемы в Иркутской области. Кроме того, Постановлением законодательного Собрания Иркутской области от 30.11.2005 3 16\26-ЗС. утверждена областная государственная целевая программа «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Иркутской области на 2005 – 2010 годы».

Постановлением Правительства РФ от 13 мая 2006 года № 285 утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы.

В п. 2 указанного Постановления предусмотрено, что право выбора участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы или в любой другой программе (подпрограмме), предусматривающей оказание государственной поддержки в улучшении жилищных условий за счет средств федерального бюджета, принадлежит молодой семье.

Пунктом 5 названных Правил установлено, что участницей подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из 1 молодого родителя и 1 и более детей, соответствующая следующим условиям:

а) возраст каждого из супругов либо 1 родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;

б) признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 6 данных правил;

в) наличие у семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

Согласно пункту 8 указанных Правил право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета предоставляется молодой семье только один раз.

Основными принципами реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы являются:

добровольность участия в подпрограмме молодых семей;

признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с требованиями подпрограммы;

возможность для молодых семей реализовать свое право на получение поддержки за счет средств, предоставляемых в рамках подпрограммы из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов на улучшение жилищных условий только 1 раз.

Аналогичные принципы реализации заложены в областной государственной целевой программе "Молодым семьям - доступное жилье" на 2005 – 2019.

Таким образом, при решении вопроса о признании молодой семьи участницей программы необходимым условием является установление факта реализации конкретной молодой семьей своего права на улучшение жилищных условий путем получения государственной поддержки.

Установив, что молодая семья Шведовых, ранее реализовала свое право на улучшение жилищных условий с использованием государственной социальной поддержки путем участия в областной государственной целевой программе «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Иркутской области на 2005 – 2010 годы», суд пришел к обоснованному выводу о правомерности действий администрации г. Иркутска по исключению указанной семьи из списков участников областной государственной целевой программы "Молодым семьям - доступное жилье" и отсутствии у семьи Шведовых права на повторное получение государственной поддержки на улучшение жилищных условий.

Выводы суда в решении подробно мотивированы, основаны на правильном применении норм материального права и установленных по делу фактических обстоятельствах.

Доводы кассационной жалобы являлись предметом судебного разбирательства, суд первой инстанции дал им надлежащую оценку и обоснованно признал их несостоятельными по мотивам, изложенным в решении суда.

Доводы заявителей о том, что поскольку государственную поддержку на улучшение жилищных условий они получили из средств областного бюджета, права на получение государственной поддержки на улучшение жилищных условий из средств федерального бюджета они не утратили, основаны на неверном толковании норм материального права.

Исходя из изложенного и руководствуясь ст.ст. 360, 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Кировского районного суда г. Иркутска от 19 мая 2011 года по данному делу оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий Е.Ю. Орлова

Судьи Т.В. Николаева

М.А. Александрова

-32300: transport error - HTTP status code was not 200