О признании незаконным бездействия



Судья Тимофеева А.М.

Судья-докладчик Александрова М.А. По делу № 33-10038-11

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

19 сентября 2011 года г. Иркутск

Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:

председательствующего Орловой Е.Ю.,

судей Николаевой Т.В. и Александровой М.А.,

при секретаре Макаровой С.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационное представление прокурора г. Иркутска Михайловой О.Г. на решение Кировского районного суда г. Иркутска от 18 мая 2011 года по гражданскому делу по заявлению прокурора г. Иркутска в интересах Лапиной А.В. о признании незаконным бездействия администрации г. Иркутска, выразившееся в не проведении оценки соответствия жилого помещения требованиям, установленным Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, и непринятии решения; обязании администрации г. Иркутска произвести оценку соответствия жилого помещения, установленным требованиям, принять решение,

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор г. Иркутска, действуя в интересах Лапиной А.В., обратился в суд с заявлением о признании бездействия органа местного самоуправления незаконным, указав, что прокуратурой города проведена проверка по обращению Лапиной А.В. о нарушении администрацией г. Иркутска ее жилищных прав. Проверкой установлено, что на основании договора социального найма Лапина А.В. с несовершеннолетними детьми проживает по адресу: ..... На основании постановления мэра г. Иркутска № 031-06-955/9 от 07.07.1999 указанный дом включен в Реестр муниципального имущества г. Иркутска.

"Дата обезличена" на основании обращения Лапиной А.В. Службой государственного жилищного контроля и строительного надзора Иркутской области проведено обследование жилого дома, в котором проживает Лапина А.В., по результатом которого составлен акт "Номер обезличен", в котором закреплены следующие нарушения: на лестничной клетке дома в районе окна отсутствует штукатурно-малярный слой, наблюдается повреждение бруса гнилью; стены в подъезде имеют отклонения от вертикали, выпучивание, трещины, отслоение штукатурно-малярного слоя; на потолке подъезда наблюдаются многочисленные трещины, в отдельных случаях с раскрытием более 1мм., неисправность штукатурно-малярного слоя в районе чердачного люка; неисправность цокольной части со стороны подъезда; в тамбуре наличие волосяных трещин и сквозных трещин с раскрытием более 2-5 мм.; стены в квартире "Номер обезличен" имеют отклонения от вертикали, выпучивание; потолок в помещении кухни подклеен плиткой, которая имеет значительные отклонения от горизонтали, прогибы, выпуклости; деревянные полы на лестничной клетке, в квартирах "Номер обезличен", "Номер обезличен" имеют значительный уклон от горизонтали, прогибы; на лестничной клетке, в квартире "Номер обезличен" наблюдается зыбкость, истирание полов.

По результатам обследования "Дата обезличена" Службой направлен ответ Лапиной А.В., из которого следует, что жилой дом, в котором проживает Лапина А.В. имеет признаки, по которым жилые помещения признаются непригодными для проживания, а дома аварийными и подлежащими сносу. Лапиной А.В. разъяснен порядок признания жилого помещения непригодным для проживания.

"Дата обезличена" Лапина А.В. обратилась в администрацию г. Иркутска с заявлением о признании занимаемого ею жилого помещения непригодным для проживания, с приложением подтверждающих документов., на которое "Дата обезличена" ей дан ответ за подписью заместителя мэра города - председателя Комитета по управлению Правобережным округом г. Иркутска, из которого следует, что в *** году в указанном доме выполнены электромонтажные работы в местах общего пользования за счет средств бюджета г. Иркутска, в ***. выполнены сантехнические работы, ремонт фасада и кровли, в связи с чем признать указанный жилой дом непригодным для проживания не представляется возможным.

"Дата обезличена" Службой государственного жилищного контроля и строительного надзора Иркутской области в адрес мэра г. Иркутска направлено обращение о необходимости инициировать проведение проверки по выявленным в доме "Номер обезличен" по ул. .... в г. Иркутске нарушениям и принять решение о включении многоквартирного дома в план капитального ремонта в 2011 год либо в программу расселения из ветхого и аварийного жилья с приложением копии акта обследования от "Дата обезличена". На указанное обращение администрацией города направлен ответ такого же содержания, как и Лапиной А.В., в связи с чем руководитель Службы государственного жилищного контроля и строительного надзора Иркутской области обратился в прокуратуру Иркутской области с заявлением о бездействии администрации города Иркутска.

По мнению прокурора, администрацией г. Иркутска не рассмотрены по существу обращение Лапиной А.В. и заключение Службы государственного жилищного контроля и строительного надзора Иркутской области о признании жилого помещения, расположенного по адресу: ...., непригодным для проживания, т.е. не исполнены обязанности, возложенные на орган местного самоуправления Жилищным кодексом РФ, Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47, в части проведения в установленном порядке оценки соответствия указанного жилого помещения требованиям законодательства. В результате указанного бездействия администрации г. Иркутска нарушены жилищные права Лапиной А.В. По мнению заявителя, по существу обращение Лапиной А.В. и Службы государственного жилищного контроля и строительного надзора рассмотрено не уполномоченным органом, без получения заключения межведомственной комиссии, без проведения оценки соответствия жилого помещения установленным требованиям.

С учетом изложенного, прокурор просил суд признать незаконным бездействие администрации г. Иркутска, выразившееся в не проведении оценки соответствия жилого помещения, расположенного по адресу: ...., требованиям, установленным Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47, и непринятии одного из решений, предусмотренных ст. 47 указанного Положения; обязать Администрацию г. Иркутска произвести оценку соответствия жилого помещения, расположенного по адресу: ...., требованиям, установленным Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47, и принять одно из решений, предусмотренных ст. 47 указанного Положения.

В судебном заседании прокурор, участвующий в деле, Кошелева М.В., заявитель Лапина А.В., заявленные требования поддержали.

В судебном заседании представители администрации г. Иркутска Алексеенко М.И. и Красноперова М.П. заявленные требования считали необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Решением Кировского районного суда г. Иркутска от 18.05. 2011 в удовлетворении требований прокурору отказано.

В кассационном представлении прокурор г. Иркутска Михайлова О.Г. просит решение суда отменить и направить дело на новое рассмотрение, указав на нарушение судом норм материального права. Указывает, что вывод суда о том, что заявителем оспаривается бездействие органа местного самоуправления по невыполнению обязанностей, не возложенных на него нормативно правовыми и иными актами, определяющими полномочия органа местного самоуправления и его должностных лиц, противоречит жилищному законодательству, в частности п. 6 ст. 2 и ст. 14 ЖК РФ, согласно которым именно органы местного самоуправления наделены полномочиями по признанию жилых помещений непригодными для проживания. В соответствии с п. 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 вопросы признания непригодными жилых помещений для проживания граждан муниципального и частного жилищного фонда отнесены к компетенции органов местного самоуправления, которые создают в этих целях межведомственную комиссию для оценки жилых помещений. Постановлением мэра г. Иркутска № 031-06-1032/6 от 05.07.2006 г. в г. Иркутске при органе местного самоуправления создана межведомственная комиссия. Несмотря на неоднократные обращения Лапиной А.В. в администрацию г. Иркутска с заявлениями о ненадлежащем техническом состоянии занимаемого ею жилого помещения, орган местного самоуправления не направил в межведомственную комиссию ни обращения самой Лапиной А.В., ни заключение Службы государственного жилищного контроля и строительного надзора Иркутской области, ни разъяснил Лапиной А.В. порядок обращения в комиссию. Кроме того судом не дана оценка тому обстоятельству, что обращения Лапиной А.В. и Службы государственного жилищного контроля и строительного надзора Иркутской области рассмотрены неуполномоченным лицом.

Заслушав доклад судьи Иркутского областного суда Александровой М.А., объяснения прокурора Шебетниковой Ж.В., поддержавшей доводы кассационного представления, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим отмене по основаниям п.п. 4 п. 1 ст. 362 ГПК РФ.

При рассмотрении заявления прокурора судом установлено, что Лапина А.В. со своими несовершеннолетними детьми проживает по адресу: .... на основании договора социального найма от "Дата обезличена" "Номер обезличен".

"Дата обезличена" Службой государственного жилищного контроля и строительного надзора Иркутской области проведена проверка объекта по адресу: ...., которой выявлены следующие нарушения: п. п. 4.2.2.1, 4.3.1, 4.3.2, 4.5.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003г. № 170, на лестничной клетке дома в районе окна отсутствует штукатурно-малярный слой, наблюдается повреждение бруса гнилью; стены в подъезде имеют отклонения от вертикали, выпучивание, трещины, отслоение штукатурно-малярного слоя; на потолке подъезда наблюдаются многочисленные трещины, в отдельных случаях с раскрытием более 1мм., неисправность штукатурно-малярного слоя в районе чердачного люка; неисправность цокольной части со стороны подъезда; в тамбуре наличие волосяных трещин и сквозных трещин с раскрытием более 2-5 мм.; стены в квартире "Номер обезличен" имеют отклонения от вертикали, выпучивание; потолок в помещении кухни подклеен плиткой, которая имеет значительные отклонения от горизонтали, прогибы, выпуклости; в нарушение п. п. 4.4.1, 4.4.2, 4.4.3, 4.4.6 Правил, деревянные полы на лестничной клетке, в квартирах "Номер обезличен", "Номер обезличен" имеют значительный уклон от горизонтали, прогибы; на лестничной клетке, в квартире "Номер обезличен" наблюдается зыбкость, истирание полов. В ходе проверки установлено, что жилой дом имеет признаки по которым, согласно Положению, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47, жилые помещения признаются непригодными для проживания, а дома аварийными и подлежащими сносу.

"Дата обезличена" на имя мэра г. Иркутска Службой государственного жилищного контроля и строительного надзора Иркутской области направлено письмо "Номер обезличен", в котором указано, что по адресу: .... Службой проведена проверка и установлено, что жилой дом имеет признаки по которым, согласно Положению, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47, жилые помещения признаются непригодными для проживания, а дома аварийными и подлежащими сносу. В целях недопущения снижения уровня надежности здания, обеспечения безопасности людей администрации г. Иркутска как собственнику муниципальных квартир необходимо инициировать проведение проверки и по результатам принять решение о включении многоквартирного жилого дома в план капитального ремонта в 2011г. либо в программу расселения граждан из ветхого и аварийного жилья.

В материалы дела не представлено обращений Лапиной А.В. в адрес администрации г. Иркутска о признании жилого помещения непригодным для проживания. Вместе с тем, из письма заместителя мэра-председателя Комитета по управлению Правобережным округом г. Иркутска от "Дата обезличена" "Номер обезличен" следует, что на обращение Лапиной А.В. и руководителя Службы государственного жилищного контроля и строительного надзора Иркутской области дан ответ, что в *** году в жилом доме по адресу: .... выполнены электромонтажные работы в местах общего пользования, в *** году - выполнены сантехнические работы, ремонт фасада и кровли. Учитывая изложенное, признать жилой дом "Номер обезличен" по ул. *** непригодным для проживания не представляется возможным.

Оценив пояснения лиц, участвующих в деле и представленные доказательства, суд первой инстанции прошел к выводу о том, что заявителем оспаривается бездействие органа местного самоуправления по невыполнению обязанностей, не возложенных на него нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия органа местного самоуправления и его должностных лиц, т.к. полномочия по решению вопроса о признании жилого помещения непригодным для проживания возложены на межведомственную комиссию, которая не является органом, действующим в составе структуры администрации г. Иркутска; доказательств обращения с соответствующим заявлением именно в межведомственную комиссию суду не представлено.

С такими выводами суда первой инстанции нельзя согласиться, т.к. они противоречат нормам жилищного законодательства.

В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

Ч 4 ст. 15 ЖК РФ установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».

В соответствии с п. 7 названного Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.

Таким образом, решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

Согласно п. 7 Положения орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации. В состав комиссии включаются представители этого органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, в необходимых случаях органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций.

В силу п. 42 Положения комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

П. 44 Положения закреплена процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям, которая включает:

-прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов;

-определение перечня дополнительных документов, необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям;

-определение состава привлекаемых экспертов проектно-изыскательских организаций исходя из причин, по которым жилое помещение может быть признано нежилым, либо для оценки возможности признания пригодным для проживания реконструированного ранее нежилого помещения;

-работу комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания;

-составление комиссией заключения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям и пригодным (непригодным) для проживания (далее - заключение) и признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;

-составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения. При этом признание комиссией многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование;

-принятие соответствующим федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии.

В соответствии с п. 47 Положения по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений:

-о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;

-о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки;

-о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания;

-о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;

-о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции.

Решение принимается большинством голосов членов комиссии и оформляется в виде заключения.

В силу п. 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Решение соответствующего федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления может быть обжаловано заинтересованными лицами в судебном порядке (п. 52 Положения).

Анализ указанных правовых норм свидетельствует о том, что признание жилого помещения пригодным (не пригодным) для проживания входит в полномочия органа местного самоуправления, а для реализации указанных полномочий органом местного самоуправления создается межведомственная комиссия, в обязанность которой входит проведение оценки жилого помещения и дача соответствующего заключения, на основании которого орган местного самоуправления принимает решение, которое может быть обжаловано в суд.

Судом установлено, что Постановлением мэра г. Иркутска от 05.07.2006 № 031-06-1032/6 «О межведомственной комиссии по признанию жилых помещений муниципального жилищного фонда г. Иркутска непригодными для проживания, многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу», создана межведомственная комиссия по признанию жилых помещений муниципального жилищного фонда г. Иркутска непригодными для проживания, многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу, в состав которой входят представители администрации г. Иркутска, МУП «БТИ г. Иркутска», Территориального управления Роспотребнадзора по Иркутской области, отделения Государственного пожарного надзора г. Иркутска Управления Государственного пожарного надзора Главного управления МЧС России по Иркутской области, учреждения по противопожарной службе областного государственного учреждения "Центр по гражданской обороне, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности".

Разрешая требования прокурора, суд оставил без внимания, что в данном случае именно на администрацию г. Иркутска, обязанной в силу закона и договора предоставить Лапиной А.В. жилое помещение в пригодном для проживания состоянии и применять меры к поддержанию жилого фонда в надлежащем состоянии, возлагается обязанность по признанию в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания, с учетом оценки и заключения межведомственной комиссии, созданной для реализации возложенных на орган местного самоуправления полномочий.

Из материалов дела следует, что на обращение Лапиной А.В. и Службы государственного жилищного контроля и строительного надзора в Иркутской области ответ администрации г. Иркутска, подписанный заместителем мэра – председателем Комитета по управлению Правобережным округом г. Иркутска, дан по существу. Из ответа следует, что признать жилой дом "Номер обезличен" по ул. .... г. Иркутска непригодным для проживания не представляется возможным. Каких-либо разъяснений о несоблюдении порядка обращения по вопросу признания жилого помещения непригодным для проживания ответ заместителя мэра не содержит.

Вместе с тем, доказательств того, в установленном порядке, с учетом проведения оценки состояния жилого помещения межведомственной комиссией и ее заключения, органом местного самоуправления принято решение о пригодности жилого помещения к проживанию, в материалы дела не представлено, что свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления возложенных на него законом обязанностей.

В силу положений ч. 1 ст. 354 ГПК РФ граждане вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления.

Следовательно, граждане вправе оспорить в суде бездействие органа местного самоуправления по принятию (не принятию) решений, связанных с признанием жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

С учетом установления судом всех юридически значимых обстоятельств по делу, судебная коллегия в соответствии со ст. 361 ГПК РФ полагает возможным принять по делу новое решение, не передавая дело на новое рассмотрение.

По изложенным выше основаниям судебная коллегия приходит к выводу о незаконном бездействии администрации г. Иркутска, выразившемся в не проведении оценки соответствия жилого помещения, расположенного по адресу: ...., требованиям установленным Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ № 47 от 28.01.2006, и не принятии решения о пригодности (непригодности) жилого помещения, что нарушает права Лапиной А.В., в интересах которой прокурор обратился в суд. В связи с этим заявление прокурора г. Иркутска является обоснованным.

В соответствии с ч. 1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

При таких обстоятельствах, требования прокурора г. Иркутска в интересах Лапиной А.В. подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 360, 361, п.п. 4 п. 1 ст. 362, ст. 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Кировского районного суда г. Иркутска от 18 мая 2011 года по данному делу отменить.

Принять по делу новое решение.

Требования прокурора г. Иркутска в интересах Лапиной Анны Владимировны - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации г. Иркутска, выразившееся в не проведении оценки соответствия жилого помещения, расположенного по адресу: ...., требованиям, установленным Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации № 47 от 28.01.2006, и непринятии одного из решений, установленных п. 47 указанного Положения.

Обязать администрацию г. Иркутска произвести оценку соответствия жилого помещения, расположенного по адресу: ...., требованиям, установленным Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации № 47 от 28.01.2006, и принять решение о пригодности (непригодности) жилого помещения, расположенного по адресу: ...., в установленном законом порядке.

Председательствующий Е.Ю. Орлова

Судьи Т.В. Николаева

М.А. Александрова

-32300: transport error - HTTP status code was not 200