Судья Мухаметова С.И. Судья-докладчик Александрова М.А. По делу № 33-10139-11 О П Р Е Д Е Л Е Н И Е 19 сентября 2011 года г. Иркутск Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе: председательствующего Орловой Е.Ю., судей Николаевой Т.В. и Александровой М.А., при секретаре Макаровой С.С., рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ООО «И.» на решение Кировского районного суда г. Иркутска от 27 мая 2011 года по гражданскому делу по заявлению прокурора г. Иркутска в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным постановления мэра г. Иркутска, обязании отменить постановление, У С Т А Н О В И Л А: Прокурор г. Иркутска в обоснование заявленных требований указал, что постановлением мэра г. Иркутска «О предварительном согласовании ООО ФСК «И.» от "Дата обезличена" "Номер обезличен" «О предоставлении земельных участков ООО ФСК «И.» для строительства малоэтажной жилой застройки, смежно с территорией садоводства "Ангара" в Свердловском районе г. Иркутска утверждены проекты границ земельных участков, расположенных смежно с территорией садоводства. На основании данного постановления и постановления Федерального Арбитражного суда Восточно - Сибирского округа от "Дата обезличена" между Администраций города и ООО ФСК «И.» заключены договоры аренды земельных участков "Номер обезличен", "Номер обезличен", расположенных по адресу: ...., кадастровые номера "Номер обезличен", "Номер обезличен" общей площадью *** кв.м и *** кв.м, соответственно. В последствии на основании распоряжения заместителя мэра - председателя Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Иркутска от "Дата обезличена" "Номер обезличен" земельный участок площадью *** кв.м. разделен на два земельных участка: площадью *** кв.м с кадастровым номером "Номер обезличен" и участок площадью *** кв.м. с кадастровым номером "Номер обезличен" с видом разрешенного использования «Для строительства малоэтажной жилой застройки». Постановление Мэра г. Иркутска «О предварительном согласовании ООО ФСК «И. » от "Дата обезличена" "Номер обезличен" прокурор полагал незаконным, поскольку при его принятии не учтены нормы экологического законодательства, в частности требования ст. 104, 105 Лесного кодекса РФ, ст. 61 Федерального закона «Oб охране окружающей среды». Указанные земельные участки находятся во втором поясе нормативной зоны санитарной охраны Ершовского водозабора - источника питьевого водоснабжения г. Иркутска и г. Шелехова, покрыты лесными насаждениями, которые относятся к лесам первого, второго пояса зон санитарной охраны источников водоснабжения Ершовского водозабора (охранная зона Ершовского водозабора, Свердловский округ), а согласно ст. 104 Лесного кодекса РФ, Приказа Минсельхоза РФ от 06.11.2009 № 543 вырубка зеленых насаждений на указанных земельных участках запрещена. Строительство же малоэтажной жилой застройки без вырубки зеленых насаждений не представляется возможным и противоречит природоохранному законодательству. Прокурор просил признать незаконным постановление мэра г. Иркутска от "Дата обезличена" "Номер обезличен" «О предварительном согласовании ООО ФСК «И.» места размещения малоэтажной жилой застройки, смежно с территорией садоводства «Ангара» в Свердловском районе г. Иркутска» недействительным, обязать отменить постановление от "Дата обезличена" "Номер обезличен". В судебном заседании прокурор Ефимова Ю.С. заявленные требования поддержала в полном объеме. Представитель заинтересованных лиц - мэра г. Иркутска и администрации г. Иркутска Котов В.Н. и представитель заинтересованного лица - Администрации г. Иркутска Покорский А.С. полагали требования прокурора обоснованными. Представитель заинтересованного лица ООО ФСК «И.» Шподаренко Н.П. в судебном заседании заявленные требования прокурора считала необоснованными. Привлеченное в дело в качестве заинтересованного лица - ООО «Н.» в судебное заседание своего представителя не направило. Решением Кировского районного суда г. Иркутска от 27 мая 2011 года заявление прокурора г. Иркутска удовлетворено. В кассационной жалобе представитель ООО «И.» просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований прокурора. В обоснование доводов жалобы указывает, в своем решении суд ссылается на п. 6 постановления Правительства РФ от 23.11.1996 г. № 1404 «Об утверждении положения о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах», между тем вопросы об охране реки Ангары и Иркутского водохранилища как водных объектов, для которых устанавливается водоохранная зона с особым режимом использования, в ходе судебного заседания не исследовались, не устанавливались и не подтверждались доказательствами. По тем же основаниям несостоятельна ссылка суда на постановление мэра города Иркутска от 26.07.1996 № 37/748. Как было заявлено прокурором, оспариваемые земельные участки расположены во втором поясе нормативной зоны санитарной охраны Ершовского водозабора, но судом не было исследовано, что режим второго пояса нормативной зоны санитарной охраны Ершовского водозабора, установленный постановлением Правительства Иркутской области от 24.01.2011 г. № 9-пп, не предусматривает запрета малоэтажного жилого строительства. В решении суда указывается, что акт о выборе земельного участка не подписан санитарно-эпидемиологической службой г. Иркутска, что не соответствует обстоятельствам дела, установленным судом в судебном заседании, поскольку акт о выборе был согласован органом, уполномоченным осуществлять контроль за соблюдением санитарно-эпидемиологического законодательства и компетенция которого позволяет устанавливать соответствие места размещения объекта санитарным нормам. Кроме того, в целях учета экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории при принятии постановления мэра г. Иркутска были получены положительные согласования: отдела охраны окружающей среды Комитета по делам горожан Администрации Вывод суда о том, что на земельных участках имеются лесные насаждения и они являются лесами первого, второго пояса зон санитарной охраны источников водоснабжения Ершовского водозабора не подтверждается материалами дела. Согласно выпискам из государственного кадастра недвижимости от "Дата обезличена" "Номер обезличен" на земельный участок с кадастровым. "Номер обезличен", от "Дата обезличена" "Номер обезличен" на земельный участок с кадастровым "Номер обезличен", от "Дата обезличена" "Номер обезличен" на земельный участок с кадастровым "Номер обезличен" данные земельные участки имеют разрешенное использование: для строительства малоэтажной жилой застройки. Информации о том, что земельные участки находятся в зоне городских лесов или имеют какие-либо обременения в связи с нахождением в зоне городских лесов в выписках не содержится. При этом смежные земельные участки с кадастровыми номерами - "Номер обезличен", "Номер обезличен" поставлены на государственный кадастровый учет с разрешенным использованием для размещения городского леса. Таким образом, зеленые насаждения, расположенные на земельных участках с кадастровыми номерами "Номер обезличен", "Номер обезличен", "Номер обезличен" не относятся к участкам городских лесов. Незаконным является вывод суда на необходимость выполнения проекта оценки воздействия на окружающую среду при принятии решения о выборе места размещения объекта, поскольку оценка воздействия на окружающую среду выполняется в отношении проектной документации объекта строительства, а не на стадии выбора места размещения объекта. Такого требования ни Земельный кодекс РФ, ни природоохранное законодательство не содержат. Вывод суда об отсутствии информирования населения о предстоящем предоставлении земельных участков при принятии оспариваемого постановления не доказан. Стороны соответствующих доказательств не представляли. Кроме того, суд необоснованно посчитал несостоятельными доводы ООО ФСК «И.» о пропуске прокурором трехмесячного срока обращения в суд. В письменных возражениях на кассационную жалобу прокурор г. Иркутска, представитель заинтересованного лица администрации г. Иркутска просят решение суда оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения. Заслушав доклад судьи Иркутского областного суда Александровой М.А., объяснения представителя ООО «ФСК ИркутскСтройРеконструкция» Шподаренко Н.П., поддержавшего доводы кассационной жалобы, объяснения прокурора Шебетниковой Ж.В., представителей мэра г. Иркутска и администрации г. Иркутска, возражавших против удовлетворения кассационной жалобы, проверив материалы дела, законность и обоснованность решения суда, судебная коллегия полагает решение подлежащим отмене, исходя из следующего. При рассмотрении дела судом установлено, что Постановлением мэра г. Иркутска от "Дата обезличена" "Номер обезличен" «О предварительном согласовании ООО ФСК «И.» места размещения малоэтажной жилой застройки, смежно с территорией садоводства «Ангара в Свердловском районе г. Иркутска» утверждены проекты границ земельных участков, расположенных смежно с территорией садоводства и акт о выборе земельных участков площадью *** кв.м. и *** кв.м. для строительства малоэтажной жилой застройки, согласовано место размещения малоэтажной жилой застройки. Разрешая требования прокурора, заявленные в интересах неопределенного круга лиц, суд пришел к выводу о том, что указанное постановление подписано без предоставления субъектом, испрашиваемым данный земельный участок под застройку, необходимых согласований и экспертиз, оценка воздействия на окружающую среду предполагаемого на территории водоохраной зоны и зоны санитарной охраны источника питьевого водоснабжения строительства не проведена, жители данных городов (Иркутска и Шелехова) о предполагаемом строительстве не информированы, мнение жителей данных городов не изучено, Постановление подписано вопреки Постановлению Правительства РФ от 23.11.1996 № 1404 "Об утверждении Положения о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах", Постановлению Главного государственного санитарного врача РФ от 14.03.2002 № 10 "О введении в действие Санитарных правил и норм "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02" (вместе с "СанПиН 2.1.4.1110-02. 2.1.4). Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. Санитарные правила и нормы", Постановлению мэра г. Иркутска от 26.07.1996 г. № 37/48 « О зонах санитарной охраны источника водоснабжения г. Иркутска и Шелехова», запрещавших вырубку леса в указанной зоне. Суд установил, что земельные участки, выделяемые на основании обжалуемого постановления мэра покрыты лесными насаждениями, в результате вырубки которых произойдет деградация земель, что будет способствовать усилению склонового стока ливневых и паводковых вод, что, в свою очередь, повлечет загрязнение водного объекта, являющегося источником питьевого и хозяйственно - бытового водоснабжения г. Иркутска и г. Шелехов. Установив указанные обстоятельства, суд пришел к выводу о том, что оспариваемое Постановление мэра г. Иркутска принято в нарушении действующих на момент его издания норм водного, лесного, земельного законодательства, законодательства об охране окружающей среды, что нарушает права жителей г. Иркутска и г. Шелехова на благоприятную окружающую среду, в связи с чем требования прокурора г. Иркутска о признании незаконным и отмене Постановления мэра г. Иркутска от "Дата обезличена" "Номер обезличен" «О предварительном согласовании ООО ФСК «И.» места размещения малоэтажной жилой застройки, смежно с территорией садоводства «Ангара» в Свердловском районе г. Иркутска» являются обоснованными и подлежат удовлетворению. Вместе с тем, удовлетворяя требования прокурора, суд не учел нормы процессуального права, регулирующие производство по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, а также нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения. В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Статьей 3 ГПК РФ закреплено, что заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов. В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. Таким образом, обращение в суд в порядке ст. 254 ГПК РФ, имеет целью восстановление нарушенного права либо устранение препятствий в осуществлении гражданином его прав и свобод. В связи с указанными нормами закона, обстоятельством, имеющим значение для дела, подлежащим установлению при рассмотрении дела, является наличие нарушения прав и свобод неопределенного круга лиц или препятствий в осуществлении таких прав. В соответствии с ч. 1 ст. 31 Земельного кодекса РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты. Согласно ч. 6 ст. 31 Земельного кодекса РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта. В силу ч. 8 ст. 31 Земельного кодекса РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет. Как следует из материалов дела Постановлением Мэра г.Иркутска от "Дата обезличена" "Номер обезличен", утверждены проекты границ земельных участков, расположенных смежно с территорией садоводства "Ангара" в Свердловском районе города Иркутска (приложения "Номер обезличен" и "Номер обезличен") и акт о выборе земельных участков площадью *** кв.м., и *** кв.м. для строительства малоэтажной жилой застройки (приложение "Номер обезличен"). Согласовано с ООО ФСК «И.» место размещения малоэтажной жилой застройки на земельных участках площадью *** кв.м. и *** кв.м. расположенных смежно с территорией садоводства «Ангара» в Свердловском районе города Иркутска. Постановление действует с течение трех лет. Полагая, что Администрация г.Иркутска не совершила никаких действий (бездействие) по предоставлению ООО ФСК «И.» указанных земельных участков в течение трехлетнего срока действия Постановления мэра г. Иркутска от "Дата обезличена" "Номер обезличен", ООО ФСК «И.» обратилось в суд с заявлением, считая, что бездействие Администрации г.Иркутска не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, в связи с тем, что заявитель лишен возможности приступить к строительству малоэтажных домов и соответственно получать прибыль от реализации построенных объектов. Постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от "Дата обезличена" "Номер обезличен" признано незаконным, противоречащим п. 2 ст. 32 Земельного кодекса Российской Федерации, бездействие Администрации города Иркутска, выразившееся в невыполнении действий по принятию решения о предоставлении ООО ФСК «И.» в аренду земельных участков площадью *** кв.м. кадастровый номер "Номер обезличен" и площадью ***.м. кадастровый "Номер обезличен", расположенных смежно с садоводством «Ангара» в Свердловском районе города Иркутска для строительства малоэтажной жилой застройки. Указанным решением на администрацию города Иркутска возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия решения о предоставлении ООО ФСК «И.» в аренду сроком на пять лет земельных участков площадью *** кв.м. кадастровый "Номер обезличен" и площадью *** кв.м. кадастровый "Номер обезличен", расположенных смежно с садоводством "Ангара" в Свердловском районе города Иркутска для строительства малоэтажной жилой застройки в двухнедельный срок с момента вынесения настоящего постановления. Постановлением и.о. мэра г. Иркутска от "Дата обезличена" "Номер обезличен" учитывая Постановление Федерального Арбитражного Суда Восточно-Сибирского округа от "Дата обезличена", руководствуясь ст. ст. 11,22,29,32,56 Земельного кодекса РФ, ст. 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ», ст. 65 Водного кодекса РФ, ст. 9 Закона Иркутской области «Об отдельных вопросах использования и охраны земель в Иркутской области», ст. ст. 37, 38, 42 Устава г. Иркутска, предоставлены из земель населенных пунктов ООО ФСК «И.» земельные участки площадью *** кв.м кадастровый "Номер обезличен" и *** кв.м. кадастровый "Номер обезличен", расположенные в Свердловском районе г. Иркутска смежно с территорией садоводства «Ангара», в аренду сроком на *** лет для строительства малоэтажной жилой застройки. Указанным Постановлением и.о. мэра г. Иркутска от "Дата обезличена" "Номер обезличен" ООО ФСК «И.» предписано обратиться в Комитет по управлению муниципальным имуществом г. Иркутска для заключения договора аренды земельного участка в установленном законодательством порядке; разработать проект малоэтажной жилой застройки и согласовать его в установленном законодательством порядке; к строительству малоэтажной жилой застройки приступить после получения разрешения на строительство в установленном законом порядке; строительство осуществлять в соответствии с согласованным в установленном законом порядке проектом; учитывая расположение земельного участка в водоохраной зоне соблюдать особые условия использования земельного участка и режим хозяйственной деятельности, обеспечивающие охрану вод от загрязнения и истощения в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. Договоры аренды земельных участков "Номер обезличен" от "Дата обезличена", "Номер обезличен" от "Дата обезличена", "Номер обезличен" от "Дата обезличена", "Номер обезличен" от "Дата обезличена", между администрацией г. Иркутска и ООО ФСК «И.» заключены и действуют. Таким образом, представленные в материалы дела документы свидетельствуют о том, что на момент обращения прокурора в суд и рассмотрения настоящего дела ООО ФСК «И.» владеет спорными земельными участками на основании договоров аренды, заключенных с администрацией г. Иркутска во исполнение Постановления и.о. мэра г. Иркутска от 09.12.2009 № 031-06-3841/9. А оспариваемое прокурором Постановление мэра г. Иркутска от "Дата обезличена" "Номер обезличен" «О предварительном согласовании ООО ФСК «И.» места размещения малоэтажной жилой застройки, смежно с территорией садоводства «Ангара» в Свердловском районе г. Иркутска» не действует в силу ч. 8 ст. 31 Земельного кодекса РФ с "Дата обезличена". Удовлетворяя требования прокурора, суд не учел, что прокурор обратился в суд за защитой нарушенного права неопределенного круга лиц, в то время как оспариваемым им Постановлением мэра г. Иркутска права неопределенного круга лиц не нарушаются. При таких обстоятельствах, вывод суда об обоснованности иска прокурора, заявленного в интересах неопределенного круга лиц, несостоятелен, поскольку оспариваемое Постановление мэра г. Иркутска уже не действует, владение земельными участками ООО ФСК «И.», переданными им для осуществления строительства, основано на иных правовых актах, которые прокурором по настоящему делу не оспариваются. Законность проведения строительных работ, которые, по мнению прокурора, могут привести к экологическим нарушениям, также не является предметом судебного разбирательства по настоящему делу. В связи с изложенным, у суда не имелось оснований для удовлетворения требований прокурора, обратившегося в суд в защиту прав неопределенного круга лиц. С учетом установления судом всех юридически значимых обстоятельств по делу, судебная коллегия в соответствии со ст. 361 ГПК РФ полагает возможным принять по делу новое решение, не передавая дело на новое рассмотрение. По изложенным выше основаниям судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований прокурора г. Иркутска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, о признании незаконным Постановления мэра г. Иркутска от "Дата обезличена" "Номер обезличен" «О предварительном согласовании ООО ФСК «И.» места размещения малоэтажной жилой застройки, смежно с территорией садоводства «Ангара» в Свердловском районе г. Иркутска» недействительным, обязать отменить Постановление от "Дата обезличена" "Номер обезличен". На основании изложенного, руководствуясь статьями 360, 361, п.п. 4 п. 1 ст. 362, ст. 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия О П Р Е Д Е Л И Л А: Решение Кировского районного суда г. Иркутска от 27 мая 2011 года по данному делу отменить. Принять по делу новое решение. Требования прокурора г. Иркутска в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным Постановления мэра г. Иркутска от "Дата обезличена" "Номер обезличен" «О предварительном согласовании ООО ФСК «И.» места размещения малоэтажной жилой застройки, смежно с территорией садоводства «Ангара» в Свердловском районе г. Иркутска» недействительным, обязании отменить Постановление мэра г. Иркутска от "Дата обезличена" "Номер обезличен" – оставить без удовлетворения. Председательствующий Е.Ю. Орлова Судьи Т.В. Николаева М.А. Александрова
города Иркутска, Центра по сохранению культурного наследия Иркутской области, Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Иркутской области, Главного государственного санитарного врача по г. Иркутску, Территориального отдела водных ресурсов по Иркутской области.