Судья Тимофеева А.М. Судья-докладчик Александрова М.А. по делу № 33-10335-11 О П Р Е Д Е Л Е Н И Е 26 сентября 2011 года г. Иркутск Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе: председательствующего Орловой Е.Ю., судей Николаевой Т.В. и Александровой М.А., при секретаре Макаровой С.С., рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области на решение Кировского районного суда г. Иркутска от 20 июня 2011 года по гражданскому делу по заявлению Корабенковой О.Н. о признании незаконным бездействие Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, обязании принять решение в установленном законом порядке, У С Т А Н О В И Л А: Заявитель Корабенкова О.Н. в обоснование заявленных требований указала, что является собственником двух административный зданий, расположенных по адресу: ...., приобретенных на основании договора купли-продажи от "Дата обезличена". Право собственности на эти здания зарегистрировано "Дата обезличена" и "Дата обезличена". Одно из зданий, под литером «***», является объектом культурного наследия регионального значения «Особняк (дом) ***», в связи с чем на указанное здание ей выдано охранное обязательство от "Дата обезличена". "Дата обезличена" ею в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области было подано заявление о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером "Номер обезличен", площадью *** кв.м., расположенного под вышеуказанными зданиями. К заявлению были приложены свидетельства о регистрации права на здания, расположенные на земельном участке; технические паспорта на здания; кадастровый паспорт на испрашиваемый земельный участок; выписка из ЕГРП; кадастровый паспорт здания. "Дата обезличена" ею дополнительно были представлены договор купли-продажи здания; свидетельство о государственной регистрации права на здание; копия паспорта. Не смотря на представление полного пакета документов, до настоящего времени Территориальное управление Росимущества не приняло решения о предоставлении ей в собственность земельного участка, что нарушает ее законные права на приобретение в собственность земельного участка, на котором расположены принадлежащие ей на праве собственности объекты недвижимого имущества. Вместо этого Территориальное управление Росимущества ведет с ней переписку, запрашивает дополнительные документы, не предусмотренные Перечнем, в частности, согласие супруга на сделку, документы, на основании которых образован участок, документ, подтверждающий, что земельный участок не является особо ценным объектом культурного наследия и т.п., что противоречит п. 5 ст. 36 Земельного кодекса РФ. Письмом от "Дата обезличена" "Номер обезличен" Территориальное управление Росимущества сообщило, что она должна доказать свое право на приобретение государственного имущества; т.к. испрашиваемый земельный участок является территорией объекта культурного наследия регионального значения и расположен на территории объекта археологического наследия, поэтому Территориальным управление Росимущества сделаны запросы в уполномоченные органы и по мере получения разъяснений ей будет дана дополнительная информация. С учетом изложенного, Корабенкова О.Н. просила суд признать незаконным бездействие Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, выразившееся в непринятии решения по ее заявлению о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером "Номер обезличен", площадью *** кв.м., расположенного по адресу: .... и обязать в установленном законом порядке принять решение о предоставлении ей в собственность указанного земельного участка. Заявитель Корабенкова О.Н., ее представитель Серебрякова И.Э. заявленные требования поддержали в полном объеме. Представитель Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области Елизова М.С. заявленные требования не признала. Решением Кировского районного суда г. Иркутска от 20 июня 2011 года заявление Корабенковой О.Н. удовлетворено. В кассационной жалобе Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов жалобы указано, что суд первой инстанции необоснованно не принял во внимание довод Территориального управления Росимущества в Иркутской области о том, что Территориальное управление не принимает правового решения о предоставлении земельного участка в собственность граждан, поскольку в соответствии с Положением о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, утвержденным приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 27.05.2009 №143, Территориальное управление осуществляет передачу земельных участков в собственность граждан по поручениям Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущество) в г. Москве, то есть Территориальное управление является посредником при передаче земельных участков в собственность граждан, являющихся собственниками зданий, находящихся на предоставляемом земельном участке. В свою очередь Росимущество принимает решение по предоставленным документам и направляет их в виде поручения в Территориальное управление Росимущества в Иркутской области, на основании которого Территориальное управление Росимущества в Иркутской области заключает договор купли-продажи земельного участка. Представленный заявителем пакет документов был направлен в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в г. Москву для принятия правового решения. Рассмотрев документы заявителя, "Дата обезличена" Росимущество направило в адрес Территориального управления письмо, согласно которому представленный заявителем пакет документов является недостаточным для передачи земельного участка в ее собственность, о чем Корабенкова О.Н. была уведомлена. Кроме того, Территориальным управлением направлен запрос в адрес Службы по охране культурного наследия Иркутской области о порядке процедуры внесения сведений в кадастровый паспорт земельного участка об ограничениях по его использованию в связи с расположением на территории объекта культурного наследия. Таким образом, Территориальным управлением предприняты все меры по предоставлению в собственность заявителя спорного земельного участка и нарушений, выразившихся в бездействии не допущено. В письменных возражениях на кассационную жалобу представитель заявителя Серебрякова И.Э. просит решение суда оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения. Заслушав доклад судьи Иркутского областного суда Александровой М.А., объяснения представителя Территориального управления Росимущества в Иркутской области Сухановой К.А., поддержавшей доводы кассационной жалобы, представителя заявителя Серебряковой И.Э., возражавшей против удовлетворения жалобы, согласившейся с решением суда, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения и отмены решения суда. Разрешая спор, суд установил, что Корабенкова О.Н. является собственником двух административных зданий, расположенных по адресу: ..... Оба здания расположены на земельном участке, общей площадью *** кв.м., кадастровый номер "Номер обезличен", категория земель: земли поселений, подтверждается выпиской из ЕГРП от "Дата обезличена". Таким образом, земельный участок сформирован, его границы и определены в установленном законом порядке, что также подтверждается кадастровым делом. Административные здания приобретены Корабенковой О.Н. на основании договора купли-продажи от "Дата обезличена". Административное здание под литером «***» является объектом культурного наследия регионального значения: «Особняк (дом) ***», что подтверждается охранным обязательством "Номер обезличен" от "Дата обезличена". Корабенкова О.Н. обратилась с заявлением в Территориальное управление Росимущества по Иркутской области за оформлением права собственности на земельный участок, на котором находятся административные здания, принадлежащие ей на праве собственности с приложением пакета документов, а именно свидетельства о государственной регистрации права на административные здания, технических паспортов, кадастрового паспорта на земельный участок, выписки из ЕГРП, кадастрового паспорта зданий. Указанное заявление и пакет документов получен Управлением Росимущества Иркутской области "Дата обезличена" "Дата обезличена" Корабенкова О.Н. дополнительно предоставила в Территориальное управление Росимущества по Иркутской области договор купли-продажи зданий, свидетельство о государственной регистрации права на здание, копию паспорта. Заявителем Корабенковой О.Н. "Дата обезличена", "Дата обезличена" в адрес Территориального управления Федерального Агентства по управлению государственным имуществом (Росимущество) по Иркутской области направлены письма с указанием на то, что ею были направлены в адрес Росимущества нотариально заверенная копия паспорта заявителя, из которого следует, что она в браке не состоит, в связи с чем не требуется согласие супруга на совершение сделки, копия охранного обязательства, копия ответа службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области от "Дата обезличена", которое направлялось Службой дважды непосредственно в адрес Территориального управления Росимущества в Иркутской области. Согласно ответам Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущество) по Иркутской области адресованных на имя Корабенковой OJL от "Дата обезличена" "Номер обезличен", "Дата обезличена", пакет документов возвращен для доработки в связи с отсутствием необходимых документов - нотариально удостоверенного согласия супруга на совершение сделки, копий документов на основании которых образован земельный участок, документов, подтверждающих, что объект не является особо ценным объектом культурного наследия. В соответствии с п. 6 ст.36 Земельного кодекса РФ в месячный срок со дня поступления заявления исполнительный орган государственной власти принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренный ст. 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка и направляет его заявителю с предложением заключении соответствующего договора Территориальным управлением Росимущества в Иркутской области не представлено документов, подтверждающих, что им в установленном законом порядке было принято решение по заявлению Корабенковой О.Н.Не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что земельный участок, на который претендует заявитель. изъят из оборота или ограничен в обороте. Установив указанные обстоятельства, оценив представленные в материалы дела доказательства, суд пришел к обоснованному выводу о том, что решение о предоставлении в собственность Корабенковой О.Н. вышеуказанного земельного участка Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области в установленный срок в соответствии со ст. 36 Земельного кодекса РФ не принято, в результате чего право заявителя на приобретение в собственность земельного участка, на котором расположены принадлежащие ей объекты недвижимого имущества, нарушено. Учитывая изложенное, суд пришел к правильному выводу об обоснованности требований Корабенковой О.Н. Выводы суда в решении мотивированы, подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами, основаны на правильном применении норм материального закона, судебная коллегия соглашается с ними. Доводы кассационной жалобы о том, что Территориальное управление Росимущества в Иркутской не является надлежащим органом, которое должно принимать решение о предоставлении в собственность граждан земельных участков, такое решение принимает Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, аналогичны доводам возражений заинтересованного лица при рассмотрении дела, суд дал им надлежащую оценку, с которой судебная коллегия соглашается. Как правильно указал суд правом на распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской, наделено от имени государства Федеральное агентство по управлению федеральным, которое осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы. На территории Иркутской области таким органом является Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, куда и обратилась Корабенкова О.Н. Кассационная жалоба не содержит доводов, влияющих на законность постановленного по делу судебного решения. По изложенным выше основаниям ее следует оставить без удовлетворения. Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда ОПРЕДЕЛИЛА: решение Кировского районного суда г. Иркутска от 20 июня 2011 года по данному делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения. Председательствующий Е.Ю. Орлова Судьи Т.В. Николаева М.А. Александрова