Судья Мухаметова С.И. Судья-докладчик Николаева Т.В. По делу № 33-10347/11 ОПРЕДЕЛЕНИЕ 26 сентября 2011 года г. Иркутск Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе: председательствующего судьи Орловой Е.Ю., судей: Александровой М.А., Николаевой Т.В., при секретаре Макаровой С.С., рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Черноусова А.В. на решение Кировского районного суда г. Иркутска от 18 мая 2011 года по гражданскому делу по иску Черноусова А.В. к Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области о признании права на получение жилищной субсидии в первоочередном порядке, возложении обязанности выделить жилищный сертификат на получение жилищной субсидии в первоочередном порядке на одного человека, УСТАНОВИЛА: В обоснование заявленных требований истец указал, что с "дата обезличена" года по "дата обезличена" год его семья проживала в п. Надеждинск, Катангского района Иркутской области. В "дата обезличена" году его семья была включена в список граждан п. Н., работников П. НГРЭ, выезжающих в связи с его закрытием. Однако протоколом заседания жилищной комиссии Иркутской области от "дата обезличена" ему в получении жилищной субсидии было отказано по мотивам, противоречащим действующему законодательству, а именно, в связи с тем, что в "дата обезличена" году был включен в ордер на квартиру по адресу: "адрес обезличен" нанимателем которой являлась его мать, с чем он не соглашен, так как поскольку он выехал из нее на постоянное место жительство, договор с ним считался расторгнутым. На момент его выезда из п. Н., а также на момент предоставления жилищной субсидии дочери и жене у истца отсутствовало право пользования другим жилым помещением, в связи с чем, он мог претендовать на другое жилое помещение. Черноусов А.В. просил признать за ним право на получение жилищной субсидии в первоочередном порядке, возложить на ответчика обязанность выделить жилищный сертификат на получение жилищной субсидии в первоочередном порядке на одного человека. Черноусов А.В. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Его представитель Горнаков В.Н. исковые требования поддержал в полном объеме, настаивал на их удовлетворении. Представитель Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области Шалошвили Т.Г. с исковыми требованиями не согласилась в полном объеме, просила в удовлетворении исковых требований отказать. Решением Кировского районного суда г. Иркутска от 18 мая 2011 года иск Черноусова А.В. оставлен без удовлетворения. В кассационной жалобе Черноусов А.В. ставит вопрос об отмене судебного решения и направлении дела на новое рассмотрение в тот же суд. В обоснование доводов жалобы указано на то, что из материалов дела следует, что права истца на получение жилищной субсидии были нарушены органами государственной власти субъекта Российской Федерации, поскольку истец, как глава семьи, при отсутствии у него права пользования другим жилым помещением, был лишен права на получение жилищной субсидии на всю семью, что недопустимо с точки зрения Европейской Конвенции о защите прав человека и норм Конституции РФ. Письменных возражений на кассационную жалобу не поступило. Заслушав доклад судьи Николаевой Т.В., проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с частью 1 статьи 347 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам кассационной жалобы, обсудив приведенные в них доводы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда. В соответствии со ст.1 ФЗ РФ от 25.10.2002 г. №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 01.01.1992 г., имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах РФ или нуждающимся в его улучшении и не получившим субсидии на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее 10 календарных лет и состояли по месту жительства на учете, как нуждающиеся в улучшении жилищных условий. Для граждан, выезжающих из городов, поселков, с полярных станций, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и закрывающихся в соответствии с решениями органов государственной власти субъектов РФ и по согласованию с Правительством РФ, стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и время прибытия в указанные районы и местности не учитывается. Постановлением Правительства РФ № 153 от 21.03.2006 г. утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации Подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы. В п. 5 указанных Правил определены категории граждан, имеющих право на участие в Подпрограмме: в частности, согласно п.п. з к ним отнесены граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей: граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 01.01.1992г., имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющие жилья в других регионах РФ или нуждающиеся в его улучшении и не получавшие субсидии на эти цели, а также граждане, выехавшие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 01.01.1992 г.; граждане, выезжающие из городов, поселков, с полярных станций, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и закрывающихся в соответствии с решениями органов государственной власти субъектов РФ по согласованию с Правительством, независимо от стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и времени прибытия в указанные районы. Согласно п. 8 Правил применительно к вышеуказанной Подпрограмме основанием для признания граждан не имеющим жилых помещений является: а) отсутствие жилых помещений для постоянного проживания; б) проживание в жилых помещениях специализированного жилищного фонда при отсутствии другого жилого помещения для постоянного проживания; в) проживание на условиях поднайма или временных жильцов при отсутствии другого жилого помещения для постоянного проживания. Судом установлено, что Черноусов А.В. с "дата обезличена" по "дата обезличена" год проживал в п. Н. Катанского района Иркутской области по "адрес обезличен", работал в П. НГРЭ, что подтверждается объяснениями представителя истца, копией его трудовой книжки, копией списка работников П. НГРЭ, выезжающих из п. Н. в связи с ликвидацией работ и предприятия от "дата обезличена". Судом также установлено, что на "дата обезличена" Черноусов А.В. имеет в собственности жилой дом по адресу: "адрес обезличен". Кроме того, в "дата обезличена" году государственно-правовым Департаментом администрации Иркутской области истцу было отказано в предоставлении жилищной субсидии по причине того, что на момент выезда из жилого помещения он имел право пользования жилым помещением по адресу: "адрес обезличен", данный отказ истец обжаловал в "дата обезличена" году, однако в ходе рассмотрения судом дела от жалобы отказался, по тем основаниям, что на жену и дочь была предоставлена квартира, в остальной части посчитал доводы жалобы необоснованными, данный отказ принят судом, производство по делу было прекращено, что подтверждается определением Кировского районного суда "адрес обезличен" от "дата обезличена". При таких объективно установленных обстоятельствах, подтвержденных имеющимися в деле доказательствами, правильно применив вышеприведенные положения материального закона, регулирующего спорные правоотношения, суд правомерно сделал вывод об отсутствии правовых оснований для признания за истцом права на получение в первоочередном порядке жилищной субсидии, поскольку он не является лицом, нуждающимся в улучшении жилищных условий, имеет жилое помещение, соответствующее социальной норме жилья на члена семьи, не состоит в списках очередников на получение жилищной субсидии. С таким выводом суда судебная коллегия соглашается. Оснований для иного вывода материалы дела не содержат. Доводы кассационной жалобы о вынужденном характере выезда истца из п. Н. не заслуживают внимания, поскольку сами по себе не являются основанием для признания за истцом права на предоставление жилищной субсидии при отсутствии доказательств признания истца нуждающимся в улучшении жилищных условий. Все доводы кассационной жалобы истца фактически основаны на ином толковании закона, поэтому по изложенным в решении суда основаниям доводы жалобы не могут быть приняты во внимание. Иные доводы кассационной жалобы также не имеют правового значения и основанием к отмене его решения быть не могут. С учетом изложенного, решение суда первой инстанции судебная коллегия находит законным и обоснованным, отмене по основаниям, указанным в кассационной жалобе оно не подлежит. Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда О П Р Е Д Е Л И Л А: решение Кировского районного суда г. Иркутска от 18 мая 2011 года по данному делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения. Председательствующий Е.Ю. Орлова Судьи М.А. Александрова Т.В. Николаева