О предоставлении жилья детям-сиротам



Судья Морозюк В.В.

Судья-докладчик Гуревская Л.С.

По делу № 33-6432/11

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

22 июня 2011 года

г. Иркутск

Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:

председательствующего Гуревской Л.С.,

судей Каракич Л.Л. и Ткачук М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя администрации муниципального района муниципального образования «....» Пономаревой Т.А. на решение Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 18 мая 2011 года по гражданскому делу по иску Федоровой Н.С. к администрации муниципального района муниципального образования «....» о присуждении к исполнению обязанности по предоставлению жилого помещения по договору социального найма,

УСТАНОВИЛА:

В обоснование заявленных требований Федорова Н.С. указала, что относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, и находилась на попечении государства. Закрепленного жилья не имеет. В связи с чем, была поставлена на регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях в администрации ..... До <Дата обезличена> Федорова Н.С. обучалась в Центре образования ..... После окончания Центра в связи с отсутствие жилья Федорова Н.С. проживала в арендуемых квартирах. <Дата обезличена> она обратилась в администрацию МО «....» с заявлением о предоставлении жилого помещения. Однако в предоставлении жилья ей было отказано по причине отсутствия финансирования на приобретение жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Федорова Н.С. просила суд обязать администрацию МР МО «....» предоставить ей жилое помещение по договору социального найма, благоустроенное применительно к условиям ...., находящееся в черте ...., площадью не менее 28 кв.м.

Решением Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 18 мая 2011 года иск Федоровой Н.С. удовлетворен.

Суд обязал администрацию МР МО «....» в порядке исполнения Закона Иркутской области № 52-оз от 29.06.2010 «О наделении органов местного самоуправления областными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам социального найма в Иркутской области» предоставить Федоровой Н.С. жилое помещение по договору социального найма благоустроенное применительно к условиям ...., находящееся в черте ...., площадью не менее 28 кв.м.

В кассационной жалобе представитель администрации МР МО «....» Пономарева Т.А. просит об отмене решения по мотивам его незаконности и необоснованности.

В возражении на кассационную жалобу Федорова Н.С. просит отказать в ее удовлетворении.

Заслушав доклад судьи Гуревской Л.С., изучив материалы гражданского дела, проверив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, в возражении относительно нее, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда оснований для отмены решения не находит.

Правовое регулирование отношений, связанных с обеспечением жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на федеральном уровне осуществляется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», иными нормативными правовыми актами.

Статьей 5 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка» определены полномочия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации на осуществление гарантий прав ребенка в Российской Федерации. К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации отнесено установление основ федеральной политики в интересах детей, к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации – реализация государственной политики в интересах детей, решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Статьей 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав этой категории детей на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к их расходным обязательствам.

Пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации закреплено положение о внеочередном предоставлении по договорам социального найма жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.

В целях защиты и реализации жилищных прав детей-сирот в Иркутской области принят Закон от 29 июня 2010 года № 52-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления областными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам социального найма в Иркутской области», предусматривающий предоставление жилья указанной категории граждан органами местного самоуправления за счет субвенций, предоставляемых местным бюджетам из областного бюджета.

Разрешая заявленные требования суд установил, что Федорова Н.С. <Дата обезличена> родилась в ...., мать – Е и отец – Ф. были лишены родительских прав. Федорова Н.С. была принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении во внеочередном порядке. Какого-либо жилья Федорова Н.С. не имеет.

Таким образом, учитывая, что Федорова Н.С. имеет статус лица, оставшегося без попечения родителей, в установленном законом порядке поставлена на учет лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, суд пришел к правильному выводу о том, что она имеет бесспорное право на внеочередное получение от органа местного самоуправления жилого помещения по установленным социальным нормам, согласно единому списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения.

Все выводы суда подробно мотивированы, основаны на материалах дела, требованиях статей 18, 40 Конституции Российской Федерации, статьи 5 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», статей 6, 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст.ст. 4, 5 Закона Иркутской области № 50-оз от 22.06.2010 «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся, без попечения родителей, на жилое помещение в Иркутской области», ст.6 Закона Иркутской области № 52-фз от 29.06.2010 «О наделении органов местного самоуправления областными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам социального найма в Иркутской области», и оснований для признания их неправильными не имеется.

Довод кассационной жалобы о неверном толковании судом норм материального права, а именно положений абз.2 пп. 1 ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в соответствии с которыми обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей находящихся под опекой, не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации и осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства таких детей, не заслуживает внимания.

Суд обоснованно, в соответствии с требованиями ст.ст. 5, 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и положений Закона Иркутской области № 50-оз «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся, без попечения родителей, на жилое помещение в Иркутской области», Закона Иркутской области № 52-оз «О наделении органов местного самоуправления областными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам социального найма в Иркутской области» пришел к выводу, что предоставление Федоровой Н.С. жилого помещения является обязанностью муниципального образования.

Данный вывод не противоречит положениям действующего законодательства об отнесении расходов по предоставлению жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

Ссылка в жалобе на отсутствие финансирования, является несостоятельной, поскольку отсутствие денежных средств на приобретение жилья детям-сиротам, и детям, оставшимся без попечения родителей, не освобождает муниципальное образование от возложенной на него обязанности по обеспечению данных лиц жилыми помещениями.

Иных доводов, указывающих на основания к отмене решения, кассационная жалоба не содержит.

Нарушений норм материального и процессуального права судом первой инстанции допущено не было.

Руководствуясь статьями 360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда,

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 18 мая 2011 года по данному гражданскому делу оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий

Л.С. Гуревская

Судьи

Л.Л. Каракич

М.А. Ткачук

-32300: transport error - HTTP status code was not 200