Судья Морозюк В.В. Судья-докладчик Гуревская Л.С. По делу № 33-8098/11 ОПРЕДЕЛЕНИЕ 03 августа 2011 года г. Иркутск Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе: председательствующего Гуревской Л.С., судей Зубковой Е.Ю., Кравченко Е.Г., при секретаре Нечкиной Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя ответчика администрации муниципального района муниципального образования «....» Пономаревой Т.А. на решение Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 15 июня 2011 года по гражданскому делу по иску Нижнеудинского межрайонного прокурора в интересах Райм Е.В. к администрации муниципального района муниципального образования «....» о присуждении к исполнению обязанности по предоставлению жилого помещения по договору социального найма, УСТАНОВИЛА: В обоснование заявленных требований прокурор указал, что Райм Е.В. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее мать умерла, а отец лишен родительских прав решением суда. Райм Е.В. обучалась в ОГОУ НПО профессионального училища <Номер обезличен> ...., при этом никакого жилья за ней закреплено не было. Райм Е.В., как ребенок, оставшийся без попечения родителей, была поставлена на очередь для получения жилой площади в администрации .... муниципального образования. До <Дата обезличена> Райм Е.В. обучалась в ОГОУ НПО профессионального училища <Номер обезличен> ...., после окончания которого, стала жить на съемных квартирах в ..... Обратившись в январе 2011 года за получением жилья в администрацию муниципального района муниципального образования «....», получила устный отказ по причине отсутствия финансирования на приобретение жилья для детей-сирот, поэтому и обратилась за помощью в прокуратуру. Прокурор просил суд обязать администрацию муниципального района муниципального образования «....» предоставить Райм Е.В. жилое помещение по договору социального найма, благоустроенное применительно к условиям ...., находящееся в черте ...., площадью не менее 28 кв.м. Решением Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 15 июня 2011 года исковые требования Нижнеудинского межрайонного прокурора в интересах Райм Е.В. удовлетворены в полном объеме. В кассационной жалобе представитель администрации муниципального района муниципального образования «....» Пономарева Т.А. просит решение суда отменить по мотивам его незаконности и необоснованности и принять новое решение. В обоснование доводов к отмене решения указывает, что положения законов субъектов РФ, предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, вводятся в действие ежегодно законом субъекта РФ о бюджете субъекта РФ на очередной финансовый год, при условии, если законом субъекта РФ о бюджете субъекта РФ на соответствующий финансовый год предусмотрено предоставление субвенций на осуществление указанных полномочий. Возражая относительно доводов кассационной жалобы, прокурор просит отказать в ее удовлетворении, полагая решение суда законным и обоснованным. Заслушав доклад судьи Гуревской Л.С., объяснение прокурора Иркутской областной прокуратуры Малиновской А.Л. об отказе в удовлетворении кассационной жалобы, изучив материалы гражданского дела, проверив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда оснований для отмены решения не находит. Правовое регулирование отношений, связанных с обеспечением жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на федеральном уровне осуществляется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», иными нормативными правовыми актами. Статьей 5 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка» определены полномочия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации на осуществление гарантий прав ребенка в Российской Федерации. К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации отнесено установление основ федеральной политики в интересах детей, к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации – реализация государственной политики в интересах детей, решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Статьей 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав этой категории детей на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к их расходным обязательствам. Пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации закреплено положение о внеочередном предоставлении по договорам социального найма жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. В целях защиты и реализации жилищных прав детей-сирот в Иркутской области принят Закон от 29 июня 2010 года № 52-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления областными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам социального найма в Иркутской области», предусматривающий предоставление жилья указанной категории граждан органами местного самоуправления за счет субвенций, предоставляемых местным бюджетам из областного бюджета. Разрешая заявленные требования суд установил, что Райм Е.В. родилась <Дата обезличена> в ...., мать – Г. умерла <Дата обезличена>, отец – Е. лишен родительских прав <Дата обезличена>. Райм Е.В. была принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении во внеочередном порядке. По состоянию на <Дата обезличена> номер очереди – 93. Какого-либо жилья Райм Г.Л. не имеет. Таким образом, учитывая, что Райм Е.В. имеет статус лица, оставшегося без попечения родителей, в установленном законом порядке поставлена на учет лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, суд пришел к правильному выводу о том, что она имеет бесспорное право на внеочередное получение от органа местного самоуправления жилого помещения по установленным социальным нормам, согласно единому списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения. Все выводы суда подробно мотивированы, основаны на материалах дела, требованиях статей 18, 40 Конституции Российской Федерации, статьи 5 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», статей 6, 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст. ст. 4, 5 Закона Иркутской области № 50-оз от 22.06.2010 «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся, без попечения родителей, на жилое помещение в Иркутской области», ст.6 Закона Иркутской области № 52-фз от 29.06.2010 «О наделении органов местного самоуправления областными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам социального найма в Иркутской области», и оснований для признания их неправильными не имеется. Довод кассационной жалобы о неверном толковании судом норм материального права, а именно положений абз. 2 п.п. 1 ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в соответствии с которыми обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей находящихся под опекой, не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации и осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства таких детей, не заслуживает внимания. Суд обоснованно, в соответствии с требованиями ст. ст. 5, 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и положений Закона Иркутской области № 50-оз «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся, без попечения родителей, на жилое помещение в Иркутской области», Закона Иркутской области № 52-оз «О наделении органов местного самоуправления областными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам социального найма в Иркутской области» пришел к выводу, что предоставление Райм Е.В. жилого помещения является обязанностью муниципального образования. Данный вывод не противоречит положениям действующего законодательства об отнесении расходов по предоставлению жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации. Ссылка в жалобе на отсутствие финансирования, является несостоятельной, поскольку отсутствие денежных средств на приобретение жилья детям-сиротам, и детям, оставшимся без попечения родителей, не освобождает муниципальное образование от возложенной на него обязанности по обеспечению данных лиц жилыми помещениями. Иных доводов, указывающих на основания к отмене решения, кассационная жалоба не содержит. Нарушений норм материального и процессуального права судом первой инстанции допущено не было. Руководствуясь статьями 360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда, ОПРЕДЕЛИЛА: Решение Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 15 июня 2011 года по данному гражданскому делу оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения. Председательствующий Л.С. Гуревская Судьи Е.Ю. Зубкова Е.Г. Кравченко