О признании решения об отказе в постановке на учет нуждающегося в жилом помещении незаконным, обязании признать нуждающимся в жилом помещении



Судья Бузорина Е.А.

Судья – докладчик Быкова А.В. По делу № 33-11144/11

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

14 октября 2011 года г. Иркутск

Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:

председательствующего Быковой А.В.,

судей Кислиденко Е.А. и Амосова С.С.,

заслушала в открытом судебном заседании по докладу Быковой А.В.

дело по кассационной жалобе представителя администрации муниципального образования .... Филипенко Т.В. на решение Усольского городского суда Иркутской области от 16 августа 2011 года по заявлению Прокопьева В.М. о признании решения об отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях незаконным, обязании признать нуждающимся в жилых помещениях,

УСТАНОВИЛА:

В обоснование заявленных требований Прокопьев В.М. указал, что "Дата обезличена" им подано заявление в администрацию .... о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях. "Дата обезличена" он получил ответ из комитета по городскому хозяйству администрации .... об отказе в рассмотрении вопроса о признании его нуждающимся. В обоснование отказа указано, что им не представлен документ, подтверждающий правовые основания владения и пользования жилым помещением. В настоящее время он проживает в служебном жилом помещении, расположенном по адресу: ..... Жилое помещение было предоставлено его брату П., который не проживает в нем, он выехал на постоянное место жительство в ..... Его регистрация в указанной квартире произведена по заявлению П. С тех пор он проживает в данном жилом помещении, с ним не заключен договор социального найма, ордер выписан на имя брата. Считает отказ в признании его нуждающимся в жилых помещениях незаконным. Он не имеет договоров социального найма жилым помещением, не является собственником жилого помещения, о чем была предоставлена выписка из ФРС. Данное обстоятельство не может служить основанием для отказа в признании его нуждающимся в жилых помещениях. Просил суд признать незаконным действие комитета по городскому хозяйству администрации .... от "Дата обезличена" , выразившееся в отказе в признании его нуждающимся в жилых помещениях, обязать Комитет по городскому хозяйству администрации .... признать его нуждающимся жилых помещениях.

Определением Усольского городского суда от "Дата обезличена" заинтересованное лицо Комитет по городскому хозяйству администрации МО .... заменено на администрацию МО .....

Решением суда заявление Прокопьева В.М. удовлетворено.

Суд признал незаконным решение администрации муниципального образования .... от "Дата обезличена" об отказе в признании Прокопьева В.М. нуждающимся в жилых помещениях.

Суд признал Прокопьева В.М. нуждающимся в жилых помещениях.

В кассационной жалобе представителем администрации муниципального образования .... Филипенко Т.В. поставлен вопрос об отмене решения суда с направлением дела на новое рассмотрение в связи с неправильным применением норм материального права, а также в связи с тем, что выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.

Указывает, что Прокопьевым В.М. при подаче заявления о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении не был представлен документ, подтверждающий правовые основания владения и пользования заявителем и членами его семьи жилым помещением, расположенным по адресу: ...., в соответствии с приложением к Закону Иркутской области от 17 декабря 2008 года № 127-оз.

Указывает, что решением суда было признано незаконным решение администрации муниципального образования .... от "Дата обезличена", а не действие администрации муниципального образования ...., то есть суд рассмотрел дело по иным основаниям, чем те, которые были заявлены.

Полагает, что в компетенцию суда не входит решение вопроса о признании нуждающимся в жилых помещениях, указанно решение может быть принято исключительно комиссией по жилищным вопросам при администрации ..... В соответствии со ст. 258 ГПК РФ, суд должен был обязать администрацию муниципального образования .... устранить допущенные нарушения прав Прокопьева В.М.

Возражений на кассационную жалобу не поступило.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав доклад, судебная коллегия находит решение суда в части признания Прокопьева В.М. нуждающимся в жилых помещениях отменить, в соответствии с абз. 4 ст. 361 ГПК РФ, и вынести по делу новое решение об обязании администрации муниципального образования .... устранить в полном объеме допущенное нарушение прав Прокопьева В.М., в остальной части решение суда оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.

Как установлено судом и усматривается из материалов гражданского дела, заявитель Прокопьев В.М. проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: .... "Дата обезличена", что подтверждается поквартирной карточкой от "Дата обезличена". Данное жилое помещение относится к специализированному жилищному фонду - служебное жилое помещение, в соответствии с ордером от "Дата обезличена". В качестве нанимателя указан П., который в жилом помещении не проживает, снят с регистрационного учета "Дата обезличена", как указано в поквартирной карточке. Данное жилое помещение на основании решения исполнительного комитета .... городского Совета народных депутатов от "Дата обезличена" передано тресту жилищного хозяйства и признано служебной.

Судом установлено, что Прокопьев В.М. обратился в комитет по городскому хозяйству администрации муниципального с заявлением о принятии его на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения, так как является малоимущим. К заявлению приложил следующие документы: копию паспорта, справку о составе семьи от "Дата обезличена", поквартирную карточку от "Дата обезличена", выписку из Единого реестра объектов градостроительной деятельности от "Дата обезличена", уведомление об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним информации о правах Прокопьева В.М. на объектов недвижимого имущества от "Дата обезличена", копии карточек учета транспортных средств, справку о размере пенсии от "Дата обезличена". Кроме того, заявителем представлен документ, подтверждающий правовые основания владения и пользования гражданином-заявителем и членами его семьи жилым помещением - копия ордера. Данное заявление и приложенные документы получены Комитетом по городскому хозяйству администрации МО .... "Дата обезличена". В ответе на заявление Комитета по городскому хозяйству администрации МО .... от "Дата обезличена" заявителю рекомендовано предоставить договор найма на квартиру, расположенную по адресу: .....

Решением Усольского городского суда от "Дата обезличена" по иску Прокопьева В.М. к П., Г., администрации МО .... о признании не приобретшим право пользования жилым помещением, снятии с регистрационного учета, расторжении договора найма, признании членом семьи нанимателя, признании права пользования жилым помещением, признании утратившим право пользования, исключении жилого помещения из состава служебных жилых помещений, заключении договора социального найма, по встречному иску администрации МО .... к П., П., Г. о признании не приобретшими право пользования жилым помещением, признании утратившим право пользования, снятии с регистрационного учета, выселении без предоставления другого жилого помещения Прокопьев В.М. признан членом семьи нанимателя жилого помещения (квартиры), расположенного по адресу: ...., за ним признано право пользования указанным жилым помещением, в заключение договора социального найма на данное жилое помещение было отказано. Решение вступило в законную силу.

Ответ комитета по городскому хозяйству администрации МО .... от "Дата обезличена" на заявление Прокопьева В.М. отменен и отозван председателем Комитета по городскому хозяйству от "Дата обезличена", однако как следует из пояснений представителя администрации до настоящего времени решение по заявлению Прокопьева В.М. от "Дата обезличена" не принято, указанное заявление будет рассмотрено на очередном заседании жилищной комиссии "Дата обезличена".

Разрешая заявленные исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что при подаче заявления о постановке на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилых помещений Прокопьевым В.М. полностью был соблюден печень документов, установленный Законом Иркутской области от 17 декабря 2008 года № 127-ОЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях», основания для отказа в принятии заявления по мотиву отсутствия документа, подтверждающего правовые основания владения и пользования жилым помещением, у администрации отсутствовали, в связи с чем, суд обоснованно удовлетворил требования заявителя, признал незаконным решение администрации муниципального образования .... от "Дата обезличена" об отказе в признании Прокопьева В.М. нуждающимся в жилых помещениях.

Данные выводы суда в решении подробно мотивированы, подтверждены материалами дела, основаны на полном, всестороннем, объективном и непосредственном исследовании всех имеющихся в деле доказательств. При этом суд оценил относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ.

Кроме того, суд пришел к обоснованному выводу, что жилищные права Прокопьева В.М. нарушаются отсутствием принятого по его заявлению от "Дата обезличена" решения, представленные заявителем документы соответствуют перечню, указанному в Законе Иркутской области от 17 декабря 2008 года № 127-ОЗ и имеются правовые основания, предусмотренные ст. 51 ЖК РФ для признания его нуждающимся в жилых помещениях.

Признавая Прокопьева В.М. нуждающимся в жилых помещениях, суд не учел требования ч. 1 ст. 257 ГПК РФ, согласно которой, суд признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Согласно ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных документов органом, осуществляющим принятие на учет.

Следовательно, в силу Жилищного кодекса РФ органом, осуществляющим принятие на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, является орган местного самоуправления. В компетенцию суда не входит решение вопроса о признании нуждающимся в жилых помещениях.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия находит правильным решение суда в части признания Прокопьева В.М. нуждающимся в жилых помещениях отменить и по делу вынести новое решение об обязании администрации муниципального образования города .... устранить в полном объеме допущенное нарушение прав Прокопьева В.М.

В остальной части решение суда оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 360, абз. 4 ст. 361, ст. 366 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Усольского городского суда Иркутской области от 16 августа 2011 года по данному гражданскому делу в части признания Прокопьева В.М. нуждающимся в жилых помещениях отменить и вынести по делу новое решение, обязав администрацию муниципального образования .... устранить в полном объеме допущенное нарушение прав Прокопьева В.М. В остальной части решение суда оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.

Председательствующий: А.В. Быкова

Судьи: Е.А.Кислиденко

С.С.Амосов

-32300: transport error - HTTP status code was not 200