О признании бездействия администрации МО незаконным, обязании принять меры к устранению выявленных нарушений



Судья Касимова А.Н.

Судья – докладчик Быкова А.В. По делу № 33-11157/11

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

14 октября 2011 года г. Иркутск

Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:

председательствующего Быковой А.В.,

судей Орловой Е.Ю. и Амосова С.С.,

заслушала в открытом судебном заседании по докладу Быковой А.В.

дело по кассационной жалобе представителя администрации муниципального образования .... на решение Усольского городского суда Иркутской области от 31 мая 2011 года по гражданскому делу по заявлению прокурора г. Усолье – Сибирское в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия администрации муниципального образования города .... незаконным, обязании принять меры к устранению выявленных нарушений,

УСТАНОВИЛА:

В обоснование заявленных требований, впоследствии уточненных в порядке ст. 39 ГПК РФ, прокурор г. Усолье – Сибирское в интересах неопределенного круга лиц указал, что прокуратурой города совместно с ОГИБДД ОВД по .... проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения на территории городского округа муниципального образования ..... В ходе обследования автобусных маршрутов проходящих по улицам города, установлены нарушения требований ПДД РФ, ГОСТ, законодательства о безопасности дорожного движения. Техническое состояние дорог не соответствует требованиям безопасной перевозки пассажиров. Указанные автомобильные дороги расположены в границах городского округа муниципального образования ...., в связи с этим, ремонт и содержание этих дорог относится к ведению администрации муниципального образования ..... Администрацией городского округа муниципального образования .... до настоящего времени самостоятельно не принято достаточных мер к проведению ремонтных работ по частичному восстановлению дорожного полотна на автомобильных дорогах, проходящих по автобусным маршрутам Невыполнение администрацией муниципального образования .... обязанностей по содержанию автомобильных дорог, обеспечивающих безопасность дорожного движения, в соответствии с правилами, стандартами, техническими нормами в сфере безопасности дорожного движения, создает угрозу возникновения аварийных ситуаций на дорогах, дорожно-транспортных происшествий, причинению вреда жизни и здоровью граждан.

Просил суд признать бездействие администрации городского округа муниципального образования .... в части ненадлежащего исполнения требований федерального законодательства о безопасности дорожного движения, выразившееся в необорудовании на отдельных остановочных пунктах автобусных маршрутов города заездных карманов мест остановок маршрутных транспортных средств, остановочных павильонов и посадочных площадок, незаконным. Обязать администрацию городского округа муниципального образования .... в срок до "Дата обезличена" принять соответствующие меры к устранению нарушений и провести следующие работы на городских автобусных маршрутах:

Маршрут (аварийный):

Оборудовать остановочные пункты «.... заездными карманами мест остановок маршрутных транспортных средств, установить на них дорожные знаки особых предписаний, предусмотренных п. 5.16 приложения 1 к ПДД РФ - «Место остановки автобуса». На остановочных пунктах .... установить дорожные знаки, предусмотренные п.п. 1.22 приложения № 1 к ПДД РФ - «Пешеходный переход», на дорожное полотно нанести разметку, предусмотренную п. 1.14.1 Приложения № 2 к ПДД РФ - пешеходный переход.

Маршрут :

На остановочных пунктах .... установить дорожные знаки особых предписаний, предусмотренных п. 5.16 приложения 1 к ПДД РФ - «Место остановки автобуса». На остановочных пунктах .... указанные знаки установить в соответствии с требованиями ПДД РФ, ГОСТами. На остановочных пунктах .... установить дорожные знаки, предусмотренные п.п. 1.22 приложения № 1 к ПДД РФ - «Пешеходный переход», на дорожное полотно нанести разметку, предусмотренную п. 1.14.1 Приложения № 2 к ПДД РФ - пешеходный переход. На остановочных пунктах .... установить освещение.

Маршрут :

На остановочных пунктах «.... оборудовать заездные карманы мест остановок маршрутных транспортных средств, а также остановочные павильоны. На остановочных пунктах .... оборудовать посадочные площадки, установить дорожные знаки особых предписаний - «Место остановки автобуса», предусмотренных п. 5.16 ПДД РФ. На остановочных пунктах .... установить дорожные знаки «Пешеходный переход», предусмотренные п.п. 1.22 приложения № 1 к ПДД РФ, на дорожное полотно нанести дорожную разметку, предусмотренную п. 1.14.1 Приложения № 1 к ПДД РФ - пешеходный переход. На остановочном пункте .... установить освещение.

Маршрут :

На остановочных пунктах .... оборудовать заездные карманы мест остановок маршрутных транспортных средств. На остановочных пунктах .... по направлению движения установить остановочные павильоны. На остановочных пунктах .... установить дорожные знаки особых предписаний - «Место остановки автобуса», предусмотренных п. 5.16 ПДД РФ. На остановочных пунктах .... установить дорожные знаки «Пешеходный переход», предусмотренные п. п. 1.22 приложения № 1 к ПДД РФ, на дорожное полотно нанести дорожную разметку, предусмотренную п. 1.14.1 Приложения № 2 к ПДД РФ - пешеходный переход. На остановочных пунктах .... установить освещение.

Маршрут :

На остановочных пунктах .... оборудовать остановочные павильоны, заездные карманы мест остановок маршрутных транспортных средств. Установить знаки особых предписаний ...., предусмотренных п.п. 1.22, 5.16 приложения № 1 к ПДД РФ. На дорожное полотно нанести дорожную разметку, предусмотренную п. 1.14.1 Приложения № 2 к ПДД РФ - пешеходный переход.

Маршрут :

На остановочных пунктах .... установить остановочные павильоны. На остановочных пунктах .... оборудовать посадочные площадки. На остановочных пунктах ...., установить дорожные знаки особых предписаний «Место остановки автобуса», предусмотренные п. 5.16 ПДД РФ. На остановочных пунктах «2-й участок», «.... установить дорожные знаки «Пешеходный переход», предусмотренные п. п. 1. 22 приложения № 1 к ПДД РФ, на дорожное полотно нанести дорожную разметку, предусмотренную п. 1.14.1 Приложения № 2 к ПДД РФ - пешеходный переход. На остановочных пунктах .... установить освещение.

Определением Усольского городского суда Иркутской области от "Дата обезличена" принят отказ помощника прокурора в части заявленных требований о признании бездействия администрации МО .... незаконным и понуждению к устранению нарушений законодательства о безопасности дорожного движения: по маршруту (аварийный): проезжую часть по .... расширить до установленных ГОСТами размеров. По маршруту : оборудовать остановочные пункты «.... заездными карманами мест остановок маршрутных транспортных средств. По маршруту : на остановочных пунктах .... нанести дорожную разметку, предусмотренную п. 1.14.1 Приложения к ПДД РФ – пешеходный переход. По маршруту : на остановочных пунктах «2-й участок», «Большая база» оборудовать заездные карманы мест остановок маршрутных транспортных средств. Производство в указанной части прекращено.

Решением суда заявленные прокурором г. Усолье-Сибирское требования удовлетворены.

Суд признал незаконным бездействие администрации муниципального образования ...., в части ненадлежащего исполнения требований федерального законодательства о безопасности дорожного движения, выразившееся в не оборудовании на отдельных остановочных пунктах автобусных маршрутов города заездных карманов мест остановочных маршрутных транспортных средств, остановочных павильонов и посадочных площадок, не установки в специально отведенных местах автобусных маршрутов дорожных знаков, особых предписаний и не нанесении на дорожном полотне размети, а также не установки на отдельных остановочных пунктах освещения.

Суд обязал администрацию муниципального образования .... в срок до "Дата обезличена" принять меры к устранению выявленных нарушений и, провести следующие работы на городских автобусных маршрутах:

Маршрут (аварийный):

1. Оборудовать остановочные пункты .... заездными карманами мест остановок маршрутных транспортных средств, установить на них дорожные знаки особых предписаний, предусмотренных п. 5.16 приложения 1 к ПДД РФ - «Место остановки автобуса».

2. На остановочных пунктах .... установить дорожные знаки, предусмотренные п.п. 1.22 приложения № 1 к ПДД РФ - «Пешеходный переход», на дорожное полотно нанести разметку, предусмотренную п. 1.14.1 Приложения № 2 к ПДД РФ – пешеходный переход.

Маршрут :

1. На остановочных пунктах .... установить дорожные знаки особых предписаний, предусмотренных п. 5.16 приложения 1 к ПДД РФ - «Место остановки автобуса». На остановочных пунктах .... указанные знаки установить в соответствии с требованиями ПДД РФ, ГОСТами.

2. На остановочных пунктах .... установить дорожные знаки, предусмотренные п.п. 1.22 приложения № 1 к ПДД РФ - «Пешеходный переход», на дорожное полотно нанести разметку, предусмотренную п. 1.14.1 Приложения № 2 к ПДД РФ – пешеходный переход.

3. На остановочных пунктах .... установить освещение.

Маршрут :

1. На остановочных пунктах .... оборудовать заездные карманы мест остановок маршрутных транспортных средств, а также остановочные павильоны.

На остановочных пунктах .... оборудовать посадочные площадки, установить дорожные знаки особых предписаний - «Место остановки автобуса», предусмотренных п. 5.16 ПДД РФ.

2. На остановочных пунктах .... установить дорожные знаки «Пешеходный переход», предусмотренные п. п. 1.22 приложения № 1 к ПДД РФ, на дорожное полотно нанести дорожную разметку, предусмотренную п. 1.14.1 Приложения № 2 к ПДД РФ - пешеходный переход.

3. На остановочном пункте .... установить освещение.

Маршрут :

1. На остановочных пунктах .... оборудовать заездные карманы мест остановок маршрутных транспортных средств. На остановочных пунктах .... по направлению движения установить остановочные павильоны.

2. На остановочных пунктах .... установить дорожные знаки особых предписаний - «Место остановки автобуса», предусмотренных п. 5.16 ПДД РФ.

3. На остановочных пунктах .... установить дорожные знаки «Пешеходный переход», предусмотренные п. п. 1.22 приложения № 1 к ПДД РФ; на остановочных пунктах .... на дорожное полотно нанести дорожную разметку, предусмотренную п. 1.14.1 Приложения № 2 к ПДД РФ - пешеходный переход.

4. На остановочных пунктах .... установить освещение.

Маршрут :

1. На остановочных пунктах .... оборудовать остановочные павильоны, заездные карманы мест остановок маршрутных транспортных средств. Установить дорожные знаки особых предписаний «Место остановки автобуса», «Пешеходный переход», предусмотренных п. п. 1.22, 5.16 приложения №1 к ПДД РФ. На дорожное полотно нанести дорожную разметку, предусмотренную п. 1.14.1 Приложения № 2 к ПДД РФ - пешеходный переход.

Маршрут :

1. На остановочных пунктах .... установить остановочные павильоны. На остановочных пунктах «.... оборудовать посадочные площадки.

2. На остановочных пунктах ...., установить дорожные знаки особых предписаний «Место остановки автобуса», предусмотренные п. 5.16 ПДД РФ.

3. На остановочных пунктах .... установить дорожные знаки «Пешеходный переход», предусмотренные п. п. 1.22 приложения № 1 к ПДД РФ, на дорожное полотно нанести дорожную разметку, предусмотренную п. 1.14.1 Приложения № 2 к ПДД РФ - пешеходный переход.

4. На остановочных пунктах .... установить освещение.

В кассационной жалобе представитель администрации муниципального образования .... Михайлова А.А. просит отменить решение суда и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований прокурора ...., поскольку судебное постановление незаконно и не обоснованно, вынесено с нарушением норм материального права.

В нарушение ст.ст. 255, 258 ГПК РФ, Постановления Пленума Верховного суда РФ от 10 февраля 2009 года № 2, заявитель не указал, какой закон нарушен администрацией МО ...., а также какие права и законные интересы неопределенного круга лиц нарушены администрацией МО .....

Суд признал бездействие администрации города в части ненадлежащего исполнения требований федерального законодательства о безопасности дорожного движения, однако согласно ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 10 февраля 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обязанность по обеспечению соответствия дорог в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на орган исполнительной власти, в ведении которого находятся дороги.

В материалах дела имеются доказательства регулярного исполнения администрацией города обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения.

Нормы закона, на которые ссылается прокурор города, наделяют органы местного самоуправления полномочиями, но не устанавливают для их исполнения сроков. В соответствии с Федеральными законами № 131-ФЗ, № 257-ФЗ, сроки, цели, мероприятия устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно для обеспечения безопасности дорожного движения с принятием первоочередных мероприятий, которые направлены на устранение более серьезных, социально-значимых проблем, после разрешения которых, исполняются дальнейшие мероприятия.

Полагает, что бездействие администрации города отсутствует, следовательно, понуждение судом администрации к конкретным действиям является вмешательством в деятельность органов местного самоуправления.

Указывает, что судом не были соблюдены положения ст. 198 ГПК РФ, поскольку вопросы соблюдения срока обращения в суд касаются существа дела, выводы о его восстановлении или об отказе в восстановлении должны содержаться в решении суда.

В возражениях на кассационную жалобу начальник ОГИБДД ОВД по ...., прокурор г. Усолье-Сибирское полагали решение суда законным и обоснованным, доводы кассационной жалобы не подлежащими удовлетворению.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение суда, в соответствии с абз. 3 ст. 361 ГПК РФ подлежащим отмене, а дело направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции, т.к. нарушения, допущенные судом первой инстанции не могут быть устранены судом кассационной инстанции.

Согласно ч. 4 ст. 6 Федерального закона РФ от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог (ст. 12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения»).

В соответствии с п.5 ч.1 ст.14 Федерального закона РФ от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относится содержание автомобильных дорог общего пользования в границах населенных пунктов поселения (за исключением автомобильных дорог регионального и федерального назначения).

Разрешая заявленные прокурором г. Усолье-Сибирское требования, суд первой инстанции исходил из того, что автомобильные дороги, на которых выявлены нарушения законодательства о безопасности дорожного движения, расположены в границах муниципального образования ...., ремонт и содержание этих дорог относится к ведению администрации муниципального образования ...., администрацией муниципального образования .... не представлено в суд доказательств выполнения возложенных на них обязанностей по выполнению законодательства о безопасности дорожного движения, что создает угрозу возникновения аварийных ситуаций на дорогах, дорожно-транспортных происшествий, причинению вреда жизни и здоровью граждан.

Вместе с тем, разрешая заявленные требования прокурора, суд оставил без внимания те обстоятельства, что администрацией города разработана и действуют муниципальная целевая программа .... ведомственная целевая программа ..... Ведомственная целевая программа .... предусматривает перечень мероприятий на "Дата обезличена"., в числе которых капитальный ремонт дорог, установление наружного освещения города, содержание улично-дорожной сети и иные мероприятия.

Администрацией МО .... заключены и исполнены договоры по изготовлению и установке дорожных знаков, по содержанию улично-дорожной сети города, по обслуживанию светофорных объектов, установленных на автомобильных дорогах и улично-дорожной сети города, по содержанию остановочных павильонов и прилегающих к ним территорий в городе, администрация города с привлечением специализированных организаций регулярно занимается ремонтом улично-дорожной сети.

Согласно ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного и муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

Приступая к рассмотрению дела по существу, суд не уточнил требования прокурора о том, какие действия либо бездействия администрации муниципального образования противоречат требованиям закона и нарушают права и законные интересы неопределенного круга лиц, не обязал стороны представить доказательства, в соответствии со ст.56 ГПК РФ.

Разрешая спор по существу, суд неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, не дал надлежащей оценки, представленным по делу доказательствам, что привело к неправильному применению норм материального и процессуального права.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене.

При новом рассмотрении, суду необходимо учесть вышеизложенное, правильно определить обстоятельства, имеющие значение для дела, и с учетом требований материального и процессуального права разрешить спор по существу.

Руководствуясь абз. 3 ст. 361, 360, 366 ГПК РФ

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Усольского городского суда Иркутской области от 31 мая 2011 года по гражданскому делу по заявлению прокурора г. Усолье – Сибирское в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия Администрации муниципального образования .... незаконным, обязании принять меры к устранению выявленных нарушений отменить и дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.

Председательствующий: А.В. Быкова

Судьи: Е.Ю.Орлова

С.С.Амосов

-32300: transport error - HTTP status code was not 200