О признании действий незаконными, обязании к перерасчету платы за услуги по содержанию и ремонту жилых помещений



Судья Балаганская И.В.

Судья-докладчик Амосов С.С.

По делу № 33-12509/11

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

11 ноября 2011 года

г. Иркутск

Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:

председательствующего Быковой А.В.,

судей Скубиевой И.В. и Амосова С.С.,

при секретаре Макаровой С.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Общества с ограниченной ответственностью «"данные изъяты" жилищно-коммунальное хозяйство"номер обезличен"» на решение Усть-Илимского городского суда Иркутской области от 26 сентября 2011 года по гражданскому делу по искам Усть-Илимского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, Левиной С.В., Масловой Л.Ф. к Обществу с ограниченной ответственностью «"данные изъяты" жилищно-коммунальное хозяйство"номер обезличен"» о признании действий незаконными, обязании к перерасчету платы за услуги по содержанию и ремонту жилого помещения,

УСТАНОВИЛА:

В обоснование своих требований истцы указали, что между собственниками жилых помещений многоквартирных домов г. Усть-Илимска и Обществом с ограниченной ответственностью «"данные изъяты" жилищно-коммунальное хозяйство"номер обезличен"» (сокращенное наименование: ООО «"данные изъяты" ЖКХ"номер обезличен"») заключены договоры об управлении многоквартирными домами. С "дата обезличена" ответчик в одностороннем порядке увеличил размер платы за содержание и ремонт жилого помещения на "данные изъяты" %. Истцы полагали, что управляющая организация не имеет право увеличивать размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, установленный решениями собрания собственников помещений многоквартирных домов.

Истцы просили признать действия ООО «"данные изъяты" ЖКХ"номер обезличен"» по увеличению тарифа на услуги по ремонту и содержанию жилых помещений с "дата обезличена" на "данные изъяты" процента незаконными, обязать ответчика произвести перерасчет платы за услуги по ремонту и содержанию жилого помещения с "дата обезличена" по "дата обезличена" включительно исходя из тарифов, которые установлены распоряжением ООО «"данные изъяты" ЖКХ"номер обезличен"» от "дата обезличена" "номер обезличен" «О плате за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальные услуги с "дата обезличена"».

Ответчик иск не признал. Указал, что при введении в действие с "дата обезличена" платы за услуги по ремонту и содержанию жилого помещения управляющая организация руководствовалась решениями общих собраний собственников помещений многоквартирных домов. Фактически размер платы не был увеличен, поскольку возможность ее корректировки (увеличения) в текущем году была предусмотрена названными решениями собственников помещений. Плата за содержание и ремонт жилого помещения является единственным экономическим источником для осуществления управляющей организацией своей хозяйственной деятельности по управлению многоквартирными домами. Согласно договору на управление многоквартирным домом, цена, согласованная сторонами, состоит из двух частей: базовой в ценах 2008 года и переменной, выраженной текущим максимальным индексом изменения платы, установленной администрацией Иркутской области, который не был известен на момент проведения голосования по данному вопросу. Такие условия определения цены, как обеспечивающие экономическую эффективность деятельности управляющей организации, были предложены управляющей организацией, и эти условия приняты решениями общих собраний собственников помещений. Введение в действие с "дата обезличена" размера платы за содержание и ремонт жилого помещения с учетом установленных в 2009 году предельных индексов основано на решениях собственников помещений и соответствует закону.

Решением Усть-Илимского городского суда Иркутской области от 26 сентября 2011 года исковые требования удовлетворены полностью.

В кассационной жалобе ООО «"данные изъяты" ЖКХ"номер обезличен"» просит отменить решение суда и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Указывает, что плата за содержание и ремонт жилых помещений для многоквартирных домов в г. Усть-Илимск с возможностью ее корректировки в текущем году была установлена решениями собственников этих домов с учетом предложений управляющей организации. Эти предложения основаны на анализе состояния жилого фонда, рынка аналогичных услуг, и экономической эффективности. Фактически, издавая распоряжение "номер обезличен" от "дата обезличена", ответчик ввел в действие плату, установленную такими решениями, и последовательно применял ее в течение года. Такие действия соответствуют закону. Вывод о незаконности действий суд, вероятнее всего, основал на буквальном прочтении протокола общего собрания собственников помещений, не учтя действительную общую волю сторон. Управляющая организация не нарушила установленный порядок ценообразования.

Относительно жалобы поступили возражения прокурора.

Заслушав доклад судьи Иркутского областного суда Амосова С.С., выслушав объяснения представителей ООО «"данные изъяты" ЖКХ"номер обезличен"» по доверенностям Гурьяновой М.Н., Клименок С.М., Крылова А.Л., Малецкой Е.М., поддержавших доводы кассационной жалобы, объяснения прокурора Нарижняк О.Н. о согласии с решением суда, оценив имеющиеся в деле доказательства в соответствии с частью 1 статьи 347 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда приходит к выводу об отмене решения суда в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушениями норм материального и процессуального права.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что ООО «"данные изъяты" ЖКХ"номер обезличен"» является управляющей организацией, основной целью деятельности которой является управление многоквартирными домами г. Усть-Илимска.

Распоряжением ООО «"данные изъяты" ЖКХ"номер обезличен"» "номер обезличен" от "дата обезличена" установлен размер платы за содержание и ремонт жилых помещений, расположенных в многоквартирных домах, который составляет за 1 кв.м. для 5-ти этажных домов без оборудования 12,21 руб., с оборудованием 13,64 руб., для 9-ти этажных домов 15,98 руб., для домов свыше 10-ти этажей 20,69 руб.

Со ссылкой на приказ Службы по тарифам Иркутской области от 14 октября 2008 года №139-спр «Об установлении предельных максимальных индексов изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельных максимальных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги на 2009 год» ООО «"данные изъяты" ЖКХ"номер обезличен"» принято распоряжение "номер обезличен" от "дата обезличена" об установлении размера платы за содержание и ремонт жилых помещений, который составил за 1 кв.м. для 5-ти этажных домов без оборудования 14,43 руб., с оборудованием 16.12 руб., для 9-ти этажных домов 18,89 руб., для домов свыше 10-ти этажей 24,46 руб. Увеличение размера платы составило 18,2%.

Удовлетворяя исковые требования, суд сделал вывод о том, что увеличение ответчиком размера платы за содержание и ремонт жилых помещений в многоквартирных домах в городе Усть-Илимске на 18,2% нарушило действующий порядок ценообразования. Суд указал, что фиксированный размер платы, установленный в момент заключения договора управления многоквартирным домом "дата обезличена", применяется не менее одного года. Названный приказ Службы по тарифам Иркутской области не предусматривает обязанности установления предельного максимального индекса изменения размера платы за жилое помещение для собственников жилых помещений, не является основанием для индексации управляющей организацией размера платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома в одностороннем порядке. Следовательно, фиксированная стоимость платы не могла изменяться ранее "дата обезличена".

Суд также исходил из того, что целевое использование денежных средств, полученных от собственников жилых помещений в качестве оплаты за содержание и ремонт жилых помещений, а также экономическая обоснованность увеличения размера платы не имеют юридического значения.

Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда не может согласиться с выводами Усть-Илимского городского суда Иркутской области, поскольку эти выводы не основаны на законе и материалах дела.

В соответствии с частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Частью 7 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.

Критерий установления размера платы за жилое помещение предусмотрен частью 1 настоящей статьи Кодекса, согласно которой плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.

Запрета на установление размера платы с возможностью ее ежегодной корректировки решением общего собрания собственников помещений многоквартирного дома закон не устанавливает.

Согласно пункту 6 протокола "номер обезличен" внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: "адрес обезличен", проведенного в форме заочного голосования "дата обезличена" собственники помещений приняли решение об утверждении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за работы и услуги по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома в ценах 2008 года в сумме 15 руб. на 1 кв.м. общей площади помещения с ежегодной корректировкой на предельный максимальный индекс изменения платы гражданам на жилые помещения, установленный администрацией Иркутской области.

Таким образом, данным решением собственников помещений многоквартирного дома прямо предусмотрена возможность ежегодной корректировки размера платы на указанный индекс в 2009 году, что не противоречит закону.

Выводы суда о том, что решениями общего собрания собственников жилых помещений в многоквартирных домах на территории г. Усть-Илимска был определен фиксированный размер платы, предложенный управляющей организацией по состоянию на "дата обезличена", который не мог быть изменен ранее "дата обезличена", не подтверждены доказательствами, являются необоснованными.

Исходя из требований, предусмотренных частью 7 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, учет экономически обоснованных предложений управляющей организации при установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме является юридически значимым обстоятельством.

Разрешая спор, суд не оценивал решения собственников помещений многоквартирных домов, управление которыми осуществляется ООО «"данные изъяты" ЖКХ"номер обезличен"», об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, не выяснил сущность предложений управляющей организации по установлению размера платы с возможностью ее корректировки в текущем году, их экономическую обоснованность, не проверил, учтены ли эти предложения собственниками при принятии соответствующих решений.

В то же время, ответчиком представлены доказательства целевого использования денежных средств, полученных от собственников жилых помещений в качестве оплаты за содержание и ремонт жилого помещения, включая договоры, счета-фактуры, акты выполненных работ.

Решение суда нельзя признать законным и обоснованным, в соответствии с пунктами 1 и 4 части первой статьи 362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оно подлежит отмене. Дело направляется на новое рассмотрение в суд первой инстанции, поскольку указанные нарушения не могут быть устранены судом кассационной инстанции.

При новом рассмотрении дела суду надлежит учесть изложенное и следует принять решение в соответствии с законом.

Руководствуясь статьями 360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда,

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Усть-Илимского городского суда Иркутской области от 26 сентября 2011 года по данному делу отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Председательствующий:

А.В. Быкова

Судьи:

И.В. Скубиева

С.С. Амосов

-32300: transport error - HTTP status code was not 200