О понуждении создать рабочие места для инвалидов



Судья Магомедов М. М.

Судья-докладчик Гуревская Л. С.

По делу № 33-11666/11

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

26 октября 2011 года

г. Иркутск

Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:

председательствующего Гуревской Л. С.,

судей Ткачук М. А. и Кравченко Е. Г.,

при секретаре Арбатской Т. В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Свердловского района г. Иркутска в защиту интересов неопределенного круга лиц к Открытому акционерному обществу «И. » о понуждении создать (выделить) рабочие места для инвалидов по кассационной жалобе ОАО «И. » на решение Свердловского районного суда города Иркутска от 25 августа 2011 года,

заслушав доклад судьи Иркутского областного суда Гуревской Л.С., пояснения представителя ОАО «И. » Мушниковой О. М. об отмене решения, прокурора Иркутской областной прокуратуры Крат О. Н. об оставлении решения без изменения, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

В суд обратился прокурор Свердловского района г. Иркутска в защиту интересов неопределенного круга лиц к Открытому акционерному обществу «И. » о понуждении создать (выделить) рабочие места для инвалидов.

В качестве оснований иска прокурор Свердловского района г. Иркутска в исковом заявлении указывает, что в результате проверки установлено, что по сведениям ОГКУ «Центр занятости г. Иркутска» ОАО «И. » не выполняется квота для приема на работу инвалидов, которая для ответчика составляет 96 рабочих места. В настоящее время принято на работу 10 инвалидов. Согласно информации ОАО «И. » о выполнении квоты для приема на работу инвалидов за март 2011 года среднесписочная численность работников ответчика составила 3203 человека, в связи с чем, квота для приема на работу инвалидов для ОАО «И. » составляет 96 рабочих места. В настоящее время в ОАО «И. » принято на работу десять инвалидов, вакантные рабочие места для приема на работу инвалидов отсутствуют, в то время как установление квот для приема на работу инвалидов является одной из гарантий трудовой занятости, предоставляемой инвалидам органами государственной власти и органами местного самоуправления. Таким образом, ОАО «И. » нарушает право неопределенного круга инвалидов на трудоустройство, гарантируемое ст. 37 Конституции РФ, а также ст. 20 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», поскольку указанными нормами гарантировано право на трудоустройство всех инвалидов. Точно определить число инвалидов, которые могут обратиться в ОАО «И. » в целях трудоустройства, не представляется возможным, так как помимо инвалидов, зарегистрированных в ОГКУ «Центр занятости г. Иркутска» в качестве безработных, в ОАО «И. » в целях трудоустройства имеют право обратиться и иные инвалиды.

Прокурор Свердловского района г. Иркутска просил обязать ОАО «И. » выделить (создать) рабочие места для инвалидов. В качестве правового обоснования своих требований истец ссылается на положения ст. 20, 21 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», и указывает, что вакантные места для приема на работу инвалидов отсутствуют.

Решением Свердловского районного суда города Иркутска от 25 августа 2011 года иск удовлетворен.

В кассационной жалобе ОАО «И. » просит отменить решение суда по мотивам его незаконности и необоснованности.

Изучив материалы дела, обсудив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда не находит оснований для отмены решения.

На основании ч. 2 ст. 7 Конституции РФ в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

В соответствии с ч.ч.1, 3 ст. 37 Конституции РФ труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

Согласно ст.ст. 1, 2 Федерального закона от 24.11.1995 года №181-ФЗ (ред. от 24.07.2009 года) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидом является лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Социальная поддержка инвалидов - система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения.

В силу ст. 9 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ (ред. от 24.07.2009 года) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество. Одним из основных направлений реабилитации инвалидов является содействие в трудоустройстве, производственная адаптация.

В соответствии с пунктами 2, 3, 4 ст. 20 Федерального закона от 24.11.1995 года №181-ФЗ (ред. от 24.07.2009 года) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем проведения следующих специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда путем:

- установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов;

- резервирования рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов;

- стимулирования создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов.

В ходе судебного разбирательства из пояснений представителя ответчика, изучения Устава ОАО «И. », свидетельства о государственной регистрации юридического лица <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, свидетельства о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту нахождения на территории РФ <Номер обезличен> от<Дата обезличена>, выписки из протокола <Номер обезличен> заседания Совета директоров ОАО «И. » от <Дата обезличена> установлено, что ОАО «И. », является коммерческой организацией, среднесписочная численность работников которой по состоянию на март 2011 года составляет 3 203 человека.

Согласно ст. 13 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» установлено, что государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, в том числе путем установления квоты для приема на работу инвалидов.

Согласно ст. 21 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» организациям численность работников, которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников.

Согласно п. 2 ст. 2 Закона Иркутской области № 27-оз от 29 мая 2009 года «Об отдельных вопросах квотирования рабочих мест для инвалидов в Иркутской области» среднесписочная численность работников определяется в соответствии с законодательством.

Квота устанавливается для организаций, осуществляющих деятельность на территории области и имеющих численность работников более 100 человек (далее - организация), в размере:

1) для некоммерческих организаций - 2 процента к среднесписочной численности работников; 2) для коммерческих организаций - 3 процента к среднесписочной численности работников.

Среднесписочная численность работников определяется в соответствии с законодательством. При определении количества рабочих мест, предназначенных для трудоустройства инвалидов, округление производится до целого числа в меньшую сторону.

В соответствии с п. 82 Приказа Росстата от 12.11.2008 года № 278 среднесписочная численность работников рассчитывается на основании списочной численности, которая приводится на определенную дату, например на последнее число отчетного периода.

Судом установлено, что среднесписочная численность работников ООО «И. » на март 2011 года составила 3203 человека. В настоящее время в ОАО «И. » принято на работу 10 инвалидов, вакантные рабочие места для приема на работу инвалидов отсутствуют.

В соответствии Законом Иркутской области № 27-оз от 25.05.2009 года «Об отдельных вопросах квотирования рабочих мест для инвалидов в Иркутской области» для коммерческих организаций, имеющих численность работников более 100 человек, квота устанавливается в размере трех процентов к среднесписочной численности работников.

Статьей 24 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» установлено, что работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны создавать или выделять рабочие места для устройства инвалидов.

Как следует из информации о выполнении квоты для приема на работу инвалидов в 2011 году от 06.04.2011 года, предоставленной ответчиком в ОГКУ «Центр занятости населения г. Иркутска» среднесписочная численность работников в январе составила - 3252 человека, в феврале - 3199, в марте – 3203, численность работающих инвалидов более 15 дней в отчетном периоде в январе - 11 человек, в феврале – 9 человек, в марте – 10 челвек, количество вакантных рабочих мест (должностей) для инвалидов на конец отчетного месяца отсутствует.

Согласно ответа на запрос из ОГКУ «Центр занятости населения г. Иркутска <Номер обезличен> от 21.04.2011 года, ОАО «И. », находится в списке организаций, не выполняющих квоту для приема на работу инвалидов. За март 2011 года, среднесписочная численность работников составляет 3203 человека, установленная квота составляет 96 человек, работает инвалидов на конец периода – десять, невыполненная квота - восемьдесят шесть.

Таким образом, ОАО «И. », в нарушение требований действующего законодательства не осуществило действий, направленных на исполнение обязанности по выделению или созданию рабочих мест для инвалидов в размере 3 процента от среднесписочной численности работников в добровольном порядке.

Поскольку среднесписочная численность работников ОАО «И. » на март 2011 года составляет более ста человек, для инвалидов должны быть выделены или созданы рабочие места в количестве трех процентов к среднесписочной численности работников.

При таких обстоятельствах, суд обоснованно удовлетворил иск прокурора, обязав ОАО «И. » создать (выделить) рабочие места для инвалидов в соответствии с квотой, установленной Законом Иркутской области № 27-оз от 25.05.2009 года «Об отдельных вопросах квотирования рабочих мест для инвалидов в Иркутской области», в размере трех процентов к среднесписочной численности работников.

Решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда,

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Свердловского районного суда города Иркутска от 25 августа 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу ОАО «Иркутская электросетевая компания» без удовлетворения.

Председательствующий

Л. С. Гуревская

Судьи

М. А. Ткачук

Е. Г. Кравченко

-32300: transport error - HTTP status code was not 200