О признании отказа в выплате компенсации незаконным, взыскании компенсации морального вреда



Судья Тимофеева А.М.

Судья-докладчик Николаева Т.В. По делу № 33-11939/2011

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

31 октября 2011 года г. Иркутск

Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе: председательствующего судьи Орловой Е.Ю.,

судей Кислиденко Е.А., Николаевой Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу и дополнение к ней Комарова К.С. на решение Кировского районного суда г. Иркутска от 01 сентября 2011 года по гражданскому делу по иску Комарова К.С. к Минсоцразвитию, опеки и попечительства Иркутской области о признании отказа выплатить компенсацию незаконным, компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛА:

В обоснование заявленных требований Комаров К.С. указал, что с 1996 года он стоял на очереди в Управлении соцзащиты Иркутской области на получение квартиры. В 2005 году в Управлении знали, что он, как участник Великой Отечественной войны, инвалид 2 группы по общему заболеванию, относится к категории лиц, которых, согласно закону, должны обеспечить транспортными средствами. Указом Президента РФ от 06.05.2008 № 685 дано распоряжение определить порядок обеспечения легковыми автомобилями и выплаты единовременной денежной компенсации. Однако, органы соцзащиты не поставили его на учет на получение транспортных средств.

В связи с изложенным, истец просил признать отказ Минсоцразвития, опеки и попечительства Иркутской области в выплате компенсации в размере "сумма обезличена" рублей (за автотранспортное средство) незаконным, взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере "сумма обезличена" рублей за годы борьбы за свои права, так как это сильно отразилось на его здоровье.

Решением Кировского районного суда г. Иркутска от 01 сентября 2011 года исковые требования Комарова К.С. оставлены без удовлетворения.

В кассационной жалобе и дополнении к ней Комаров К.С. ставит вопрос об отмене судебного решения и удовлетворении его исковых требований в полном объеме.

В обоснование доводов жалобы указано, что решение суда основано на нормативных актах, которые в настоящий момент утратили силу, и не действуют. Не учтены судом требования Указа Президента от 06.05.2008 № 685 «О некоторых мерах социальной поддержки инвалидов», а также то обстоятельство, что истцом было пройдено медицинской освидетельствование в 1997 году, что подтверждается справкой ВТЭ-72 "номер обезличен" с указанием на бессрочность справки.

В письменных возражениях на кассационную жалобу представитель Минсоцразвития, опеки и попечительства Иркутской области Шалошвили Т.Г. просит оставить решение суда без изменения, кассационную жалобу Комарова К.С. – без удовлетворения. Рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.

Заслушав доклад судьи, изучив материалы гражданского дела, проверив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда оснований для отмены решения не находит.

Разрешая спор по существу, суд установил, что Комаров К.С. является участником Великой Отечественной войны, инвалидом 2 группы по общему заболеванию.

Исходя из анализа норм законов, а именно, Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», действовавшего до 01.01.2005, а также действующих в настоящее время Указа Президента Российской Федерации от 06.05.2008 № 685 «О некоторых мерах социальной поддержки инвалидов» и Постановления Правительства Российской Федерации от 12.09.2008 № 670 «О порядке предоставления легковых автомобилей и выплаты единовременной денежной компенсации за счет средств федерального бюджета инвалидам, которые на 01.01.2005 состояли на учете в органах социальной защиты населения субъектов Российской Федерации для обеспечения транспортными средствами бесплатно или на льготных условиях в соответствии с медицинскими показаниями», суд установил, что одним из основных условий для предоставления инвалиду транспортного средства бесплатно или на льготных условиях является факт его постановки на соответствующий учет при наличии медицинских показаний в соответствующих органах социальной защиты населения субъекта Российской Федерации на 01.01.2005.

Учитывая, что Комаров К.С. освидетельствование в бюро МСЭ с целью выявления медицинских показаний для обеспечения автотранспортом до 01.01.2005 не проходил и не был до этого периода времени поставлен на учет по обеспечению транспортным средством в органах социальной защиты населения, то суд пришел к обоснованному выводу о том, что право у Комарова К.С. на бесплатное получение транспортного средства не возникло, поскольку он не выразил своего волеизъявления на реализацию возникшего у него права.

При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что Минсоцразвитием, опеки и попечительства Иркутской области нарушений прав Комарова К.С. допущено не было, так как до 01.01.2005 – момента прекращения постановки инвалидов на учет, на органы социальной защиты населения не возлагалась обязанность по выявлению и извещению инвалидов, имеющих право на обеспечение транспортными средствами, суд обоснованно отказал в удовлетворении требований истца о признании отказа ответчика в выплате ему компенсации за автотранспортное средство в размере "сумма обезличена" рублей незаконным. Кроме того, судом правомерно отказано в удовлетворении требований истца о взыскании с ответчика компенсации морального вреда, в виду отсутствия вины ответчика и прямого указания закона на компенсацию морального вреда в данном случае.

С доводами кассационной жалобы о наличии у Комарова К.С. с 1997 года бессрочно медицинского переосвидетельствования, что подтверждает его право, как инвалида ВОВ, на бесплатное обеспечение легковым автомобилем или выплату единовременной денежной компенсации в размере "сумма обезличена" рублей, согласиться нельзя, поскольку данным освидетельствованием медицинских показаний для обеспечения транспортными средствами не установлено.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 06.05.2008 № 685 и Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.09.2008 № 670, в 2008 - 2009 годах инвалиды - граждане Российской Федерации, которые проживают на территории Российской Федерации и которые на 01.01.2005 состояли на учете в органах социальной защиты населения субъектов Российской Федерации для обеспечения транспортными средствами бесплатно или на льготных условиях в соответствии с медицинскими показаниями (независимо от того, обеспечиваются они транспортным средством впервые или взамен ранее предоставленного транспортного средства), должны быть обеспечены за счет средств федерального бюджета легковыми автомобилями или им должна быть выплачена единовременная денежная компенсация в размере 100 000 рублей.

Исходя из анализа приведенных норм закона и оценки фактических обстоятельств дела, суд первой инстанции правомерно отказал истцу в удовлетворении заявленных требований. При этом судом обоснованно учтено, что реализация инвалидом права на обеспечение транспортным средством носила заявительный характер и зависела только от волеизъявления инвалида, как правообладателя.

Учитывая, что нарушений норм материального и процессуального права, в том числе и тех, на которые ссылается заявитель кассационной жалобы, судом первой инстанции не допущено, решение суда является законным и отмене не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Кировского районного суда г. Иркутска от 01 сентября 2011 года по данному делу оставить без изменения, кассационную жалобу и дополнение к ней – без удовлетворения.

Председательствующий:

Е.Ю. Орлова

Судьи:

Е.А. Кислиденко

Т.В. Николаева

-32300: transport error - HTTP status code was not 200