Судья Горбачук Л.В. Судья-докладчик Воеводина О.В. По делу № 33-12876/11 ОПРЕДЕЛЕНИЕ 22 ноября 2011 года г. Иркутск Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе: председательствующего Воеводиной О.В., судей Апхановой С.С. и Кравченко Е.Г., при секретаре Макаровой С.С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе администрации Ушаковского муниципального образования на решение Иркутского районного суда Иркутской области от 29 июля 2011 года по гражданскому делу по заявлению Западно-Байкальского межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействие администрации Ушаковского муниципального образования и возложении обязанности устранить нарушения законодательства путем ликвидации несанкционированной свалки, УСТАНОВИЛА: Западно-Байкальский межрайонный прокурор, обращаясь в суд с заявлением, указал, что "Дата обезличена" в ходе выездной прокурорской проверки, проведенной совместно со специалистом Службы по охране природы и озера Байкал Иркутской области, установлено, что на территории Ушаковского муниципального образования имеются 4 несанкционированные свалки: несанкционированная стихийная свалка в лесном массиве ......., площадью около 1 га, где имеются отработанные шины, строительный мусор, обрезки деревьев, отработанные воздушные и масляные фильтры грузовых автомобилей и другие твердые бытовые отходы; две несанкционированные стихийные свалки, площадью по ....... кв.м., по ......., где свалены твердые бытовые отходы, строительный мусор, обрезки деревьев, металлолом; несанкционированная стихийная свалка, площадью ....... га, у дороги с правой стороны от садоводства "Наименование обезличено", где свалены твердый бытовой мусор, строительный мусор, обрезки деревьев, растительные отходы. Указанные факты подтверждаются заключением специалиста Службы по охране природы и озера Байкал Иркутской области от 17 мая 2011 года. В нарушение положений п. 18 ч. 1 ст. 14 ФЗ от 6 октября 2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч. 1 ст. 8 ФЗ от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст. 7 ФЗ от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», администрация Ушаковского муниципального образования свои полномочия, связанные с охраной окружающей среды, в частности, с организацией вывоза мусора, не осуществляет. Бездействием администрации Ушаковского муниципального образования нарушены требования природоохранного законодательства в части обращения с отходами, что затрагивает интересы неопределенного круга лиц, право граждан на благоприятную окружающую среду. Отходы производства и потребления в соответствии с требованиями действующего законодательства подлежат сбору, хранению, транспортировке, захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания. При этом администрацией Ушаковского муниципального образования мер к надлежащему вывозу в специально отведенные для этого места не принято, что ведет к загрязнению окружающей среды. Бездействием администрации Ушаковского муниципального образования нарушены интересы Российской Федерации, поскольку не соблюдаются требования федерального законодательства в части государственного регулирования в области обращения с отходами. Западно-Байкальский межрайонный прокурор в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц с учетом уточнений просил суд признать незаконным бездействие администрации Ушаковского муниципального образования по исполнению обязанностей по организации сбора и вывоза бытовых отходов с территории муниципального образования; обязать администрацию Ушаковского муниципального образования устранить в полном объеме нарушения законодательства путем ликвидации несанкционированных свалок, расположенных на территории Ушаковского муниципального образования по следующим адресам: .... В судебном заседании представитель заявителя помощник Западно-Байкальского межрайонного прокурора Молоков В.Н. заявленные требования поддержал. Представитель администрации Ушаковского муниципального образования в судебное заседание не явился. Представитель администрации Иркутского районного муниципального образования Иванова А.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании пояснила, что организация сбора и вывоза твердых отходов лежит на органах местного самоуправления – администрации Ушаковского муниципального образования. Представитель Управления Росприроднадзора по Иркутской области в судебное заседание не явился, в заключении заявленные требования прокурора поддержал. Представитель Службы по охране природы и озера Байкал Иркутской области в судебное заседание не явился, в заключении заявленные требования прокурора поддержал. Решением Иркутского районного суда Иркутской области от 29 июля 2011 года требования Западно-Байкальского межрайонного прокурора удовлетворены полностью. В кассационной жалобе глава Ушаковского муниципального образования Сайфулин С.У. просит решение суда отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд. В обоснование доводов к отмене решения указал, что суд не принял во внимание, что стихийные свалки находятся вне населенных пунктов Ушаковского муниципального образования, на землях, не являющихся землями поселений. Так, свалка по дороге в СНТ "Наименование обезличено" находится на землях, принадлежащих на праве собственности "Наименование обезличено", которые являются землями сельскохозяйственного назначения, свалка у садоводства "Наименование обезличено" - на землях, являющихся собственностью "Наименование обезличено". Считает, что в исковом заявлении указан ненадлежащий ответчик. Суд не принял во внимание, что заявитель в соответствии со ст. 56 ГПК РФ не представил доказательства, что свалки расположены на землях Ушаковского муниципального образования, не представлены договоры, которыми обязанность по уборке территории возложена на администрацию Ушаковского муниципального образования. Суд не принял во внимание, что Правилами предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 10 февраля 1997 года № 155, предусмотрено, что собственники земельных участков самостоятельно организуют вывоз отходов через организации, оказывающие соответствующие услуги. При этом собственниками земель на указанных территориях являются расположенные на них садоводческие товарищества и дачные некоммерческие объединения. Отсутствует в заявлении и не приведены в решении судом нормы права, которыми обязанность ликвидации свалок с земель, находящихся в собственности юридических лиц, возложена на администрацию муниципального образования. В ходе рассмотрения дела заявленные требования прокурором уточнялись, однако администрации Ушаковского муниципального образования не вручались, чем нарушено их право на судебную защиту. В письменных возражениях на кассационную жалобу и.о. Западно-Байкалького межрайонного прокурора Швецов А.А. просит отказать в удовлетворении кассационной жалобы. Заслушав доклад по делу, объяснения представителей Ушаковского муниципального образования Ковалевой Т.Ю. и Кузнецова А.С., поддержавших доводы кассационной жалобы, объяснения прокурора Тукмаковой О.В., возражавшей против доводов кассационной жалобы, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения кассационной жалобы. При рассмотрении настоящего дела суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, правильно применил нормы процессуального и материального права, дал надлежащую оценку всем собранным по делу доказательствам в их совокупности в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ. Разрешая возникший спор, суд первой инстанции установил, что "Дата обезличена" Западно-Байкальской межрайонной прокуратурой была проведена выездная проверка с использованием фото- и видеосъемки, в ходе которой установлено наличие двух несанкционированных стихийных свалок по ......., площадью по ....... кв.м., где неустановленными лицами свалены твердые бытовые отходы, строительный мусор, обрезки деревьев, металлолом; и несанкционированной свалки в лесном массиве ......., площадью около ....... га, где неустановленными лицами свалены ТБО, отработанные шины, строительный мусор, обрезки деревьев, отработанные воздушные и масляные фильтры грузовых автомобилей, что подтверждается заключением Службы по охране природы и озера Байкал Иркутской области от "Дата обезличена" При таких обстоятельствах, учитывая, что в соответствии со ст. 51 ФЗ от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 13 ФЗ от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию и обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями, при этом администрация Ушаковского муниципального образования не предпринимает достаточных и действенных мер для ликвидации несанкционированных свалок с территории Ушаковского муниципального образования, суд обоснованно признал незаконным бездействие администрации Ушаковского муниципального образования по исполнению обязанностей по организации сбора и вывоза бытовых отходов с территории муниципального образования. Удовлетворяя заявление Западно-Байкальского межрайонного прокурора, возлагая на администрацию Ушаковского муниципального образования обязанность устранить в полном объеме нарушения законодательства путем ликвидации несанкционированных свалок, расположенных на его территории, суд указал, что осуществление сбора и вывоза мусора с территории муниципальных образований должно производиться органами местного самоуправления – администрациями муниципальных образований, в связи с чем ответственность за сбор и вывоз мусора с территории Ушаковского муниципального образования несет администрация Ушаковского муниципального образования, а администрация Иркутского районного муниципального образования несет ответственность за организацию утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, то есть за подготовку полигона, отвечающего всем необходимым нормам и правилам для утилизации твердых бытовых и промышленных отходов. Учитывая, что осуществление сбора и вывоза мусора с территории муниципальных образований ч.ч. 1 и 2 ст. 8 ФЗ от 24 июня 1998 года № 89 «Об отходах производства и потребления» отнесено к полномочиям органов местного самоуправления, а организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов – к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, вывод суда о возложении обязанности по ликвидации несанкционированных свалок на администрацию Ушаковского муниципального образования является правильным. Оценивая доводы администрации Ушаковского муниципального образования о том, что несанкционированные свалки находятся на землях, не относящихся к их ведению, за границами населенных пунктов, суд указал, что заинтересованным лицом в соответствии со ст. 56 ГПК РФ не представлены доказательства, подтверждающие, что земельные участки, на которых находятся указанные выше стихийные свалки, принадлежат на каких-либо вещных правах третьим лицам, а тот факт, что указанные свалки находятся за границами населенных пунктов Ушаковского муниципального образования, не освобождает администрацию от обязанности осуществлять сбор и вывоз твердых бытовых и производственных отходов с указанных земельных участков. Доводы кассационной жалобы о том, что стихийные свалки находятся вне населенных пунктов Ушаковского муниципального образования, на землях, не являющихся землями поселений, не могут являться основанием к отмене решения. Согласно п. 5 ст. 3 Устава Ушаковского муниципального образования в состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения. Учитывая местоположение несанкционированных свалок, расположенных в лесном массиве ....... то есть на территории поселения, нахождение земель в собственности иных лиц, в частности, "Наименование обезличено" и "Наименование обезличено", как и категория этих земель (поселений или сельскохозяйственного назначения), не может являться основанием для освобождения органов местного самоуправления поселения от разрешения вопроса вывоза мусора с территории муниципального образования, отнесенного Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения (п. 18 ч. 1 ст. 14). Доводы кассационной жалобы о том, что не представлены договоры, которыми обязанность по уборке территории возложена на администрацию Ушаковского муниципального образования, также не могут быть приняты во внимание, поскольку свидетельствуют об ином толковании норм материального права, с которым нельзя согласиться. В соответствии с ч. 1 ст. 14 ФЗ от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. В соответствии с ч.ч. 1 и 2 ст. 8 ФЗ от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. При таких обстоятельствах, суд обоснованно указал, что исполнение обязанностей по организации сбора и вывоза бытовых и производственных отходов и мусора является вопросом местного значения поселения. Доводы кассационной жалобы о том, что уточненные требования прокурора администрации Ушаковского муниципального образования не вручались, чем нарушено их право на судебную защиту, не могут служить основанием для отмены судебного решения, поскольку уточнения внесены в просительную часть заявления и касаются местоположения свалок, их адресов (ориентиров), площади. Так, в первоначальном заявлении прокурор, указав в описательной части заявления месторасположение свалок, их адреса (ориентиры), площади, просил признать незаконным бездействие администрации Ушаковского муниципального образования по исполнению обязанностей по организации сбора и вывоза бытовых отходов с территории муниципального образования и обязать администрацию устранить в полном объеме нарушения законодательства путем ликвидации несанкционированных свалок, расположенных на территории Ушаковского муниципального образования (л.д. .......). В просительной части уточненного заявления прокурор указал адреса (ориентиры) несанкционированных свалок, которые просил ликвидировать (л.д. .......). При этом факт существования несанкционированных свалок по указанным в уточненном заявлении адресам администрацией Ушаковского муниципального образования не оспаривается. Выводы суда подробно мотивированы в решении, соответствуют содержанию доказательств, собранных и исследованных в соответствии со ст.ст. 56, 67 ГПК РФ, и не вызывают у судебной коллегии сомнений в их законности и обоснованности. Судом первой инстанции при разрешении настоящего спора не допущено нарушений норм материального и процессуального законодательства, и оснований для отмены законного и обоснованного решения не имеется. Таким образом, решение Иркутского районного суда Иркутской области от 29 июля 2011 года, проверенное в силу ч. 1 ст. 347 ГПК РФ в пределах доводов кассационной жалобы, является законным и обоснованным, в связи с чем отмене не подлежит, а кассационная жалоба не подлежит удовлетворению. Руководствуясь ст.ст. 360, 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам ОПРЕДЕЛИЛА: Решение Иркутского районного суда Иркутской области от 29 июля 2011 года по гражданскому делу по заявлению Западно-Байкальского межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Ушаковского муниципального образования и возложении обязанности устранить нарушения законодательства путем ликвидации несанкционированной свалки оставить без изменения, а кассационную жалобу – без удовлетворения. Председательствующий О.В.Воеводина Судьи С.С.Апханова Е.Г.Кравченко