О возложении обязанности выделить рабочие места для инвалидов



Судья Малахова Т.Г.

Судья-докладчик Воеводина О.В.

По делу № 33-12903/11

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

22 ноября 2011 года г. Иркутск

Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:

председательствующего Воеводиной О.В.,

судей Апхановой С.С. и Ермаковой Г.В.,

при секретаре Макаровой С.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе ответчика ОАО "Наименование обезличено" на решение Ангарского городского суда Иркутской области от 10 мая 2011 года по гражданскому делу по иску прокурора г. Ангарска в интересах неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Восточно-Сибирский машиностроительный завод» о возложении обязанности создать или выделить рабочие места для инвалидов,

УСТАНОВИЛА:

Прокурор г. Ангарска, обращаясь в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц, указал, что прокуратурой г. Ангарска была проведена проверка исполнения ответчиком законодательства о социальной защите инвалидов в части исполнения обязанности квотировать рабочие места для инвалидов. В ходе проверки установлено, что ответчиком не выполняется квота для приема на работу инвалидов. Квота приема на работу инвалидов для ОАО "Наименование обезличено" (далее – ОАО "Наименование обезличено") составляет 21 рабочее место, то есть организация в пределах установленной квоты обязана создать или выделить 21 рабочее место для трудоустройства инвалидов. В нарушение п. 1 ч. 2 ст. 24 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» в ОАО "Наименование обезличено" не созданы (не выделены) рабочие места для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты. Отсутствие у ответчика специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в установленном законом количестве, является результатом бездействия работодателя по исполнению требований п. 1 ч. 2 ст. 24 вышеуказанного Федерального закона. Согласно письму за подписью директора ОГУ «Центр занятости населения г. Ангарска» по состоянию на "Дата обезличена" на учете в качестве безработных состоят 131 граждан - инвалидов. Таким образом, ответчик нарушает право неопределенного круга инвалидов на трудоустройство, гарантируемое ст. 37 Конституции РФ, а также ст. 20 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», поскольку указанными нормами гарантировано право на трудоустройство всех инвалидов. Точно определить число инвалидов, которые могут обратиться к ответчику в целях трудоустройства, не представляется возможным, поскольку помимо инвалидов, зарегистрированных в ОГУ «Центр занятости населения г. Ангарска» в качестве безработных, к ответчику в целях трудоустройства имеют право обратиться иные инвалиды.

Истец просил суд обязать ОАО "Наименование обезличено" создать или выделить рабочие места для инвалидов в соответствии с Законом Иркутской области от 29 мая 2009 года № 27-оз «Об отдельных вопросах квотирования рабочих мест для инвалидов в Иркутской области» в размере 3 процентов к среднесписочной численности работников ОАО "Наименование обезличено"

В судебном заседании представитель истца старший помощник прокурора г. Ангарска Шебалкова И.В. исковые требования поддержала.

Представитель ответчика ОАО "Наименование обезличено" в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в их отсутствие. В письменных возражениях на исковое заявление исковые требования прокурора г. Ангарска не признал.

Представитель третьего лица ОГУ «Центр занятости населения г.Ангарска» Эллерт С.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования прокурора г. Ангарска поддержала.

Решением Ангарского городского суда Иркутской области от 10 мая 2011 года, с учетом определения суда от 25 августа 2011 года об исправлении описки, исковые требования прокурора г. Ангарска в интересах неопределенного круга лиц удовлетворены. На ОАО "Наименование обезличено" возложена обязанность создать или выделить рабочие места для инвалидов в соответствии с Законом Иркутской области от 29 мая 2009 года № 27-оз «Об отдельных вопросах квотирования рабочих мест для инвалидов в Иркутской области» в размере 3 процентов к среднесписочной численности работников ОАО "Наименование обезличено"

В кассационной жалобе представитель ответчика Попов В.А., действующий на основании прав по должности, просит решение суда отменить. В обоснование доводов к отмене решения указал, что судом неправильно применены нормы материального права, а именно ст. 24 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», в которой четко не определен момент создания (выделения) рабочего места для инвалидов. Считает, что выполнение данной нормы закона представляется возможным тогда, когда центр занятости направит конкретного инвалида на предприятие с целью его трудоустройства, а иначе у работодателя нет возможности выделить соответствующее рабочее место для указанного лица, поскольку невозможно определить условия труда для трудоустраиваемого инвалида без его индивидуальной программы реабилитации. Кроме того, поскольку на всех производствах ОАО "Наименование обезличено", кроме управления, вредные и особо вредные условия труда, работники заняты на работах с опасными условиями труда, то окончательное решение по трудоустройству может быть принято только после заключения врачебной комиссии. На момент вынесения решения на заводе числились работающими 9 инвалидов, случаев отказа в приеме на работу инвалидов не установлено. Ответчик ежемесячно подает информацию о выполнении квоты приема на работу инвалидов Ангарскому центру занятости населения.

В письменных возражениях на кассационную жалобу старший помощник прокурора г. Ангарска Забабурина В.Д. просит решение суда оставить без изменения, а кассационную жалобу – без удовлетворения.

Заслушав доклад по делу, объяснения прокурора Тукмаковой О.В., возражавшей против доводов кассационной жалобы, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения кассационной жалобы.

При рассмотрении настоящего дела суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, правильно применил нормы процессуального и материального права, дал надлежащую оценку всем собранным по делу доказательствам в их совокупности в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ.

Государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации определяет Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон).

В силу статьи 20 Федерального закона инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем проведения ряда специальных мероприятий, в число которых входит установление в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов (пункт 2 статьи 20).

Статьей 21 Федерального закона установлено, что организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов).

Механизм квотирования рабочих мест в Иркутской области для приема на работу инвалидов устанавливает Закон Иркутской области от 29 мая 2009 года № 27-оз «Об отдельных вопросах квотирования рабочих мест для инвалидов в Иркутской области», в соответствии с пунктом 2 статьи 2 которого установлена квота для коммерческих организаций: в размере 3 процентов к списочной численности работников.

Согласно ст. 3 настоящего Закона среднесписочная численность работников определяется в соответствии с законодательством.

Судом установлено, что ответчик ОАО "Наименование обезличено" действительно бездействует по исполнению требований п. 1 ч. 2 ст. 24 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», не создавая специальные рабочие места для трудоустройства в установленном законом порядке инвалидов в пределах установленной квоты, что подтверждается материалами дела, а именно, информацией, представленной ответчиком в Центр занятости за период "Период времени обезличен" включительно, а также письмами Центра занятости, направляемыми в адрес предприятия, данный факт не оспаривается ответчиком. В то время как рабочие места должны создаваться в размере 3% к среднесписочной численности работников ОАО "Наименование обезличено", что составляет 21 единицу от 716 штатных единиц.

Удовлетворяя исковые требования прокурора города Ангарска в интересах неопределенного круга лиц, суд правомерно пришел к выводу, что бездействие ОАО "Наименование обезличено" по созданию или выделению рабочих мест для инвалидов в пределах установленной квоты нарушает права неопределенного круга инвалидов на трудоустройство в ОАО "Наименование обезличено"

Выводы суда в решении подробно мотивированы, соответствуют обстоятельствам дела, основаны на полном, всестороннем, непосредственном и объективном исследовании представленных доказательств.

Доводы кассационной жалобы о том, что выполнение ответчиком нормы закона о выделении рабочих мест для инвалидов возможно только при направлении центром занятости инвалида на предприятие, не могут быть приняты во внимание, как не основанные на законе и направленные на переоценку правильных выводов суда.

Предусмотренная законом обязанность работодателя по созданию и выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой не зависит от количества направляемых органами службы занятости на предприятие инвалидов, наоборот, работодатель, в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, должен предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов, что предусмотрено п. 3 ч. 2 ст. 24 Федерального закона.

Кроме того, во исполнение требований закона по созданию рабочих мест для трудоустройства инвалидов Федеральным законом на работодателя возложена обязанность создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, поэтому доводы жалобы о том, что в связи с вредными условиями труда на предприятии окончательное решение по трудоустройству может быть принято только после заключения врачебной комиссии, не могут повлечь отмену судебного решения.

Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» связывает квотирование рабочих мест для инвалидов с численным составом предприятия, без учета профиля предприятия.

Ответчик не представил суду доказательства создания и выделения рабочих мест для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты, поэтому доводы кассационной жалобы не заслуживают внимания.

Не согласие ответчика с обязательством по созданию или выделению рабочих мест для инвалидов в размере 3% от среднесписочной численности работников, противоречит законодательству Российской Федерации, Закону Иркутской области от 29 мая 2009 года № 27-оз «Об отдельных вопросах квотирования рабочих мест для инвалидов в Иркутской области».

Нарушений норм материального и процессуального права, в том числе и тех, на которые имеются ссылки в кассационной жалобе, судом не допущено.

Таким образом, решение Ангарского городского суда Иркутской области от 10 мая 2011 года, проверенное в силу ч. 1 ст. 347 ГПК РФ в пределах доводов кассационной жалобы, является законным и обоснованным, в связи с чем отмене не подлежит, а кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 360, 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Ангарского городского суда Иркутской области от 10 мая 2011 года по гражданскому делу по иску прокурора г. Ангарска в интересах неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу "Наименование обезличено" о возложении обязанности создать или выделить рабочие места для инвалидов оставить без изменения, а кассационную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий О.В.Воеводина

Судьи С.С.Апханова

Г.В.Ермакова

-32300: transport error - HTTP status code was not 200