Судья Мухаметова С.И. Судья-докладчик Николаева Т.В. По делу № 33-12853/11 ОПРЕДЕЛЕНИЕ 21 ноября 2011 года г. Иркутск Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе: председательствующего судьи Орловой Е.Ю., судей: Апхановой С.С., Николаевой Т.В., при секретаре Арбатской Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу УФМС по Иркутской области на решение Кировского районного суда г. Иркутска от 22 июня 2011 года по гражданскому делу по заявлению Канан Я.о. о признании незаконным отказа УФМС по Иркутской области в выдаче паспорта гражданина РФ и возложении обязанности выдать паспорт гражданина РФ, УСТАНОВИЛА: В обоснование заявленных требований Канан Я.о. указал, что он родился в "данные изъяты" году в "А." ССР. Несмотря на то, что имел регистрацию по 1997 год в Республике "А.", фактически, с мая 1990 года постоянно проживал на территории РФ, проходил службу в Вооруженных Силах РФ и органах МВД РФ. Утверждает, что является гражданином РФ в силу ФЗ «О гражданстве РФ» от 28.11.1991. На сегодняшний день он осужден, находится в местах лишения свободы, паспорт гражданина РФ отсутствует. Заявитель обращался в УФМС по Иркутской области с заявлением о выдаче паспорта, на которое получил отказ. Исходя из вышеизложенного, полагая данный отказ незаконным, Канан Я.о. просил суд признать незаконным отказ УФМС по Иркутской области в выдаче паспорт гражданина РФ и обязать УФМС по Иркутской области выдать ему паспорт гражданина РФ. Решением Кировского районного суда г. Иркутска от 22 июня 2011 года заявленные требования удовлетворены в полном объеме. В кассационной жалобе представитель УФМС России по Иркутской области Земина Е.А. просит решение отменить, вынести новое решение. В обоснование доводов к отмене решения указывает следующее. В соответствии с п. 1 ст. 6 Конституции РФ гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения. Правила, регулирующие отношения, связанные с гражданством РФ, основания, условия и порядок его приобретения и прекращения установлены Федеральным законом от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации». Данный закон не содержит указаний, что определение наличия гражданства у лиц (признание права на гражданство РФ), проживающих на территории РФ, отнесено к компетенции судебных органов (Бюллетень Верховного суда РФ № 11 от 2007 г.). Действующим российским законодательством установлен подробный механизм, связанный с проверкой обстоятельств о наличии, либо отсутствии у конкретного лица гражданства Российской Федерации. Требование суда об обязании выдать паспорт гражданина РФ Канан Я.о. свидетельствует о том, что суд достоверно определил у него гражданство РФ вопреки требованиям законодательства Российской Федерации. Вопрос о наличии, либо отсутствии гражданства у заявителя не может быть рассмотрен в судебном порядке, поскольку действующим законодательством РФ установлен иной порядок разрешения подобных требований. Заявитель не имеет регистрации на территории Российской Федерации. Решение суда об установлении факта проживания Канан Я.о. на территории РФ на 06.02.1992 отсутствует. Решение суда об установлении проживания на территории РФ с 01.07.2002 никаких правовых последствий для заявителя не порождает. В соответствии с п.1 ч. II Указа Президента РФ от 10.04.1992 № 386 «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации» (с изменениями от 27.12.1993, 17.05.2000), действовавшего до ФЗ от 31.052002 № 62-ФЗ «О гражданстве РФ» для лиц, постоянно проживавших на территории Российской Федерации до введения удостоверения личности и паспорта гражданина РФ документами, подтверждающими гражданство РФ, являются: паспорт гражданина СССР с указанием гражданства РФ или паспорт гражданина СССР с вкладышем, свидетельствующим о принадлежности к гражданству РФ; паспорт гражданина СССР со штампом прописки по месту жительства, подтверждающим постоянное проживание на территории России на 6 февраля 1992 года; свидетельство о рождении, удостоверение личности (военный билет) военнослужащего с выданным к нему вкладышем, свидетельствующим о принадлежности к гражданству РФ. Заявитель в установленном порядке в компетентные органы по вопросу приобретения российского гражданства не обращался. До настоящего времени в ФМС России Канан Я.о. с заявлением о приобретении гражданства Российской Федерации не обращался, тогда как никто его такого права не лишал. Суд, при рассмотрении заявления Канан Я.о., вышел за пределы своей компетенции, неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, не применил закон, подлежащий применению. В письменных возражениях на кассационную жалобу Канан Я.о. просит оставить решение без изменения, признать доводы кассационной жалобы не подлежащими удовлетворению. Заслушав доклад, пояснения представителя заинтересованного лица УФМС по Иркутской области – Скляровой Л.В., настаивавшей на доводах кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия находит решение подлежащим отмене по следующим основаниям. Удовлетворяя требования, суд исходил из того, что Канан Я.о. имеет паспорт гражданина СССР образца 1974 г., что установлен факт его постоянного проживания на 06.02.1992 на территории РФ и, что отсутствуют сведения о том, что он официально отказался от гражданства Российской Федерации. Вместе с тем данные выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона. Согласно ст. ст. 1, 2 Европейской конвенции о гражданстве, подписанной Россией в Страсбурге 6 ноября 1997 г., понятие "гражданство" означает устойчивую правовую связь между отдельным лицом и государством без указания этнического происхождения этого лица, и каждое государство само определяет в соответствии со своим законодательством, кто является его гражданином. Действующая Конституция Российской Федерации 1993 г. (ст. 6) закрепляет порядок, согласно которому гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом. Таким законом на момент принятия Конституции Российской Федерации 1993 г. являлся Закон РСФСР "О гражданстве Российской Федерации" от 28 ноября 1991 г. (далее - Закон от 28 ноября 1991 г.), введенный в действие с 6 февраля 1992 г., т.е. после подписания Соглашения о создании Содружества Независимых Государств, которым фактически было провозглашено прекращение существования СССР как субъекта международного права (преамбула Соглашения), что указывает на то, что после подписания Соглашения, ратифицированного Постановлением ВС РСФСР от 12 декабря 1991 г. N 2014-1, гражданство СССР как устойчивая правовая связь между отдельными лицами и СССР прекратило свое действие. В соответствии с Законом от 28 ноября 1991 г. (ст. ст. 1, 2) российское гражданство объявлялось единым и равным независимо от оснований приобретения. Это означало, что граждане должны пользоваться равными правами независимо от того, имеют ли они гражданство по рождению или приобрели его по иным основаниям. Согласно ст. 12 Закона от 28 ноября 1991 года гражданство Российской Федерации приобреталось: а) в результате его признания; б) по рождению; в) в порядке его регистрации; г) в результате приема в гражданство; д) в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации; е) путем выбора гражданства (оптации) при изменении государственной принадлежности территории и по другим основаниям, предусмотренным международными договорами Российской Федерации; ж) по иным основаниям, предусмотренным Законом. В качестве основания для приобретения гражданства Российской Федерации данным Законом предусматривалось приобретение гражданства в порядке его признания. В соответствии со ст. 13 Закона гражданами Российской Федерации признавались: - все граждане бывшего СССР, постоянно проживающие на территории Российской Федерации на день вступления в силу Закона (т.е. на 6 февраля 1992 г.), если в течение одного года после этого дня они не заявляли о своем нежелании состоять в гражданстве Российской Федерации; - все лица, родившиеся 30 декабря 1922 г. и позднее утратившие гражданство бывшего СССР, если они родились на территории Российской Федерации или если хотя бы один из родителей на момент рождения ребенка был гражданином СССР и постоянно проживал на территории Российской Федерации. Указом Президента Российской Федерации от 10 апреля 1992 г. N 386 было утверждено Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации. Согласно ст. 13 Закона и п. 1 разд. II Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации признание принадлежности к гражданству Российской Федерации не требовало каких-либо действий со стороны граждан либо вынесения по этому вопросу какого бы то ни было решения государственными органами. При признании бывших граждан СССР гражданами Российской Федерации на основании ст. 13 Закона они считаются состоящими в российском гражданстве с момента первоначального приобретения ими гражданства СССР. В соответствии с п.1 ч. II Указа Президента РФ от 10.04.1992 № 386 «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации» (с изменениями от 27.12.1993, 17.05.2000), действовавшего до ФЗ от 31.052002 № 62-ФЗ «О гражданстве РФ» для лиц, постоянно проживавших на территории Российской Федерации до введения удостоверения личности и паспорта гражданина РФ документами, подтверждающими гражданство РФ, являются: паспорт гражданина СССР с указанием гражданства РФ или паспорт гражданина СССР с вкладышем, свидетельствующим о принадлежности к гражданству РФ; паспорт гражданина СССР со штампом прописки по месту жительства, подтверждающим постоянное проживание на территории России на 6 февраля 1992 года; свидетельство о рождении, удостоверение личности (военный билет) военнослужащего с выданным к нему вкладышем, свидетельствующим о принадлежности к гражданству РФ. Закон от 28 ноября 1991 г. сменил Закон от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" (далее - Закон от 31 мая 2002 г.), введенный в действие с 1 июля 2002 г. Согласно ст. 5 Закона от 31 мая 2002 г. гражданами Российской Федерации объявлялись: а) лица, имеющие гражданство Российской Федерации на день вступления в силу настоящего Федерального закона; б) лица, которые приобрели гражданство Российской Федерации в соответствии с этим Законом. При этом в силу ст. 10 Закона от 31 мая 2002 г. документом, удостоверяющим гражданство Российской Федерации, признается паспорт гражданина Российской Федерации или иной основной документ, содержащий указание на гражданство лица. В то же время Закон содержит правило, в силу которого (ч. 7 ст. 4) наличие у лица гражданства Российской Федерации либо факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР определяется на основании законодательных актов Российской Федерации, РСФСР или СССР, международных договоров Российской Федерации, РСФСР или СССР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства. Как усматривается из материалов дела, Канан Я.о. обратился в УФМС по Иркутской области с требованием о замене ему паспорта СССР образца 1974 г. на паспорт гражданина Российской Федерации, в чем ему было отказано по причине того, что он не может быть признан гражданином Российской Федерации, поскольку на день вступления Закона от 28 ноября 1991 года в силу, т.е. на 6 февраля 1992 года, он был зарегистрирован в Республике "А.". Признавая данный отказ незаконным, суд исходил из того, что Канан Я.о. приобрел гражданство в порядке его признания, поскольку в силу положений ст. 13 Закона от 28 ноября 1991 года, признание принадлежности бывшего гражданина СССР Канан Я.о. к гражданству Российской Федерации не требовало каких-либо действий с его стороны, так как гражданами Российской Федерации признавались все, постоянно проживающие на территории Российской Федерации на день вступления в силу Закона от 28 ноября 1991 года (т.е. на 6 февраля 1992 г.), если в течение одного года после этого дня они не заявляли о своем нежелании состоять в гражданстве Российской Федерации. Вместе с тем, выводы суда об установлении судом факта постоянного проживания Канан Я.о. на территории Российской Федерации на 6 февраля 1992 года не подтверждены материалами дела. Из материалов дела следует, что Канан Я.о., "данные изъяты" года рождения, родился в "А." ССР (г.А.), имел постоянную регистрацию с "дата обезличена" по "дата обезличена" по месту жительства по адресу: "адрес обезличен". Согласно сведениям из военного билета "номер обезличен" он был призван с "дата обезличена" на действительную службу призывной комиссией при А. городском военном комиссариате "А." ССР и походил службу в "данные изъяты" крае до "дата обезличена". Решением суда установлен факт постоянного проживания Канан Я.о. на территории Российской Федерации с 01.07.2002. Делая выводы об установлении факта постоянного проживания на территории Российской Федерации фактически с мая 1990 года, суд не учел, что прохождение действительной службы в армии с "дата обезличена" по "дата обезличена" по призыву призывной комиссией при А. городском военном комиссариате "А." ССР не является подтверждением постоянного проживания заявителя на территории Российской Федерации. Суд оставил без внимания, что при отсутствии регистрации заявителя на территории Российской Федерации, факт постоянного проживания Канан Я.о. на 6 февраля 1992 года мог быть подтвержден только судебным решением, однако такое решение суда в материалах дела отсутствует, а решение суда об установлении факта его проживания на территории РФ с 01.07.2002, не порождает правовых последствии для заявителя в рамках данных правоотношений, так как указанное решение будет иметь юридическое значение только при разрешении заявителем вопроса о принятии им гражданства. Кроме того, выводы суда об установлении факта постоянного проживания на территории Российской Федерации в рамках рассмотрения настоящего дела, противоречат положениям главы 25 Гражданского процессуального кодекса РФ, по правилам производства которого, суд проверяет законность и обоснованность принятого решения, совершенного действия (бездействия) органов государственной власти, местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих. Таким образом, учитывая отсутствие доказательств факта постоянного проживания Канан Я.о. на территории Российской Федерации на 6 февраля 1992 года доводы УФМС по Иркутской области, иных сведений, свидетельствующих о его принадлежности к гражданству РФ, наличие у заявителя паспорта СССР образца 1974 года, недостаточно для его замены на паспорт гражданина Российской Федерации, поскольку он не является гражданином Российской Федерации, и в установленном законом порядке гражданство им не принято. При таких обстоятельствах у суда отсутствовали основания для удовлетворения требований заявителя о признании действий УФМС по Иркутской области незаконными. В связи с несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального права и нарушением процессуального закона, в силу п.п.3, 4 ч. 1 ст. 362 Гражданского процессуального кодекса РФ решение суда подлежит отмене, а поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции, судебная коллегия полагает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. На основании изложенного и руководствуясь статьей 360, абзаца 4 статьи 361, пунктами 3 и 4 части 1 статьи 362, статьей 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА: решение Кировского районного суда г. Иркутска от 22 июня 2011 года по данному делу отменить. Принять по делу новое решение. В удовлетворении заявления Канан Я.о. о признании незаконным отказа УФМС по Иркутской области от "дата обезличена" "дата обезличена" в выдаче паспорта гражданина Российской Федерации и возложении обязанности выдать паспорт гражданина РФ отказать. Председательствующий Е.Ю. Орлова Судьи: С.С.Апханова Т.В. Николаева