О признании бездействия администрации незаконным



Судья Тимофеева А.М.

Судья – докладчик Попова А.А.

По делу № 33-12839/2011

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

21 ноября 2011 года

г. Иркутск

Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:

председательствующего Орловой Е.Ю.,

судей Поповой А.А. и Николаевой Т.В.,

при секретаре Арбатской Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Устюжина А.Н. на решение Кировского районного суда г. Иркутска от <Дата обезличена> по гражданскому делу по заявлению Устюжина А.Н. о признании бездействия администрации г. Иркутска по не утверждению акта о выборе земельного участка для строительства и не утверждению постановления об утверждении схемы расположения земельного участка незаконным, обязании устранить допущенные нарушения, взыскании компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛА:

Устюжин А.Н. обратился в суд с заявлением к администрации г. Иркутска, в обоснование которого указал, что <Дата обезличена> он обратился к губернатору <Адрес> Мезенцеву Д.Ф. с заявлением о предоставлении земельного участка по <Адрес> в аренду под строительство административного здания.

По истечении 3-х месяцев бездействия администрации г. Иркутска он был вынужден обратиться в прокуратуру Иркутской области о нарушении сроков рассмотрения заявления.

<Дата обезличена> Земельной комиссией было принято положительное решение о предоставлении земельного участка под строительство административного здания и документы были направлены в Комитет по градостроительной политике администрации г. Иркутска. Комитетом был подготовлен проект акта выбора земельного участка и проект постановления «Об утверждении схемы расположения земельного участка», а также утвержден ситуационный план для согласований с инспектирующими организациями.

В дальнейшем заявителем была начата процедура согласований и получения технических условий с различными инспектирующими организациями. После всех полученных согласований Устюжин А.Н. направил весь пакет документов в Комитет по градостроительной политике администрации г. Иркутска для дальнейшего оформления земельного участка. Однако, несмотря на многочисленные письма в Комитет по градостроительной политике администрации г. Иркутска, прокуратуру Иркутской области, Министерство имущественных отношений по Иркутской области не получил утвержденного акта выбора земельного участка и утвержденного постановления «Об утверждении схемы расположения земельного участка».

Бездействием администрации г. Иркутска Устюжину А.Н. был причинен моральный вред, который выразился в многочисленных обращениях и просьбах к администрации, с денежными затратами на различные согласования в предоставлении земельного участка, вынужденном обращении в суд.

На основании изложенного Устюжин А.Н. просил суд признать незаконным бездействие администрации г. Иркутска, выраженное в не утверждении акта о выборе земельного участка для строительства административного здания по <Адрес> и не в утверждении постановления «Об утверждении схемы расположения земельного участка»; обязать администрацию г. Иркутска устранить допущенные нарушения в соответствии с постановлением Правительства Иркутской области от 18.12.2009 «Об утверждении положения о предоставлении земельных участков, находящихся на территории муниципального образования г. Иркутск, государственная собственность на которые не разграничена для строительства»; взыскать с администрации г. Иркутска в его пользу компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> руб., судебные расходы в размере <данные изъяты> руб., а всего – <данные изъяты> руб.

Решением суда от 09 августа 2011 года заявленные требования Устюжина А.Н. оставлены без удовлетворения.

В кассационной жалобе Устюжин А.Н. просит решение суда отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд, указывая, что процедура согласования по обеспечению выбора земельного участка состоит из нескольких этапов согласований с различными инспектирующими организациями. Проекты акта выбора земельного участка и постановление «Об утверждении схемы расположения земельного участка» были согласованы с различными Комитетами и организациями. Однако орган местного самоуправления, в лице администрации г. Иркутска отказывается согласовывать данные документы. Официального отказа в согласовании получить заявитель не может, несмотря на многочисленные обращения в прокуратуру Иркутской области.

В возражениях на кассационную жалобу представитель администрации г. Иркутска – Алексенко М.И. просит решение суда оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав пояснения представителя администрации г. Иркутска Васильевой М.Г., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия находит решение подлежащим отмене, а кассационную жалобу – удовлетворению в соответствии с п. 1, 4 ч. 1 ст. 362 ГПК РФ.

Суд при рассмотрении настоящего гражданского дела сделал следующие суждения и выводы: в судебном заседании установлено, что Устюжин А.Н. обратился <Дата обезличена> с заявлением на имя губернатора Иркутской области о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: <Адрес>, в аренду под строительство административного здания. <Дата обезличена> в Комитет по градостроительной политике администрации г. Иркутска поступило обращение Министерства имущественных отношений Иркутской области об обеспечении выбора земельного участка по <Адрес> для строительства административного здания. Письмом Комитета по градостроительной политике администрации г. Иркутска от <Дата обезличена> <Номер обезличен> в адрес Министерства имущественных отношений Иркутской области было сообщено о том, что испрашиваемый Устюжиным А.Н. земельный участок для размещения административного задания по <Адрес> в соответствии с генеральным планом г. Иркутска расположен в зоне коммунального и коммерческого назначения. Формирование земельного участка возможно после рассмотрения вопроса рабочей группой Земельной комиссии Иркутской области. На заседании Земельной комиссии <Дата обезличена> принято решение о рекомендации Правительству Иркутской области предоставить Устюжину А.Н. земельный участок с предварительным согласованием места размещения объекта после подготовки администрацией г. Иркутска акта о выборе земельного участка в соответствии со ст. 31 ЗК РФ. Письмом Комитета по градостроительной политике администрации г. Иркутска от <Дата обезличена> <Номер обезличен> в адрес Министерства имущественных отношений Иркутской области было направлено предложение вынести на рабочую группу Земельной комиссии при Губернаторе Иркутской области вопрос об отказе в предоставлении земельных участков (в т.ч. и Устюжину А.Н.) и о формировании земельных участков на торги. Суд применил нормы статьи 29, 30, 31 Земельного кодекса РФ, Закона Иркутской области от 21.12.2006, № 99-03 «Об отдельных вопросах использования и охраны земель в Иркутской области», Положения о предоставлении земельных участков, находящихся на территории муниципального образования «Город Иркутск», государственная собственность на которые не разграничена, для строительства, утвержденного Постановлением Правительства Иркутской области от 18.12.2009 № 364/143-ПП, Порядка обеспечения выбора земельных участков, находящихся на территории г. Иркутска, государственная собственность на которые не разграничена, для строительства, утвержденного решением Думы г. Иркутска от 21.05.2009 № 004-20-611060/9, Порядка подготовки документов при организации и проведении торгов (конкурсов, аукционов) по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды земельных участков, утвержденного решением Думы г. Иркутска от 21.05.2009г. № 004-20-611060/9, и пришел к выводу о том, что порядок предоставления земельных участков, находящихся на территории города Иркутска, государственная собственность на которые не разграничена определяет Правительство Иркутской области, предметом торгов может быть только сформированный в установленном законом порядке, прошедший государственный кадастровый учет и находящийся в государственной (до разграничения государственной собственности) или муниципальной собственности г. Иркутска земельный участок либо право на заключение договора аренды земельного участка, администрацией г. Иркутска обращение Министерства имущественных отношений Иркутской области было рассмотрено, следовательно обязанность, возложенная нормативными актами, исполнена. Поскольку действия, предусмотренные статьей 31 ЗК РФ, по рассмотрению заявления Устюжина А.Н., по выбору земельного участка и предварительному согласованию места размещения административного здания осуществляет Правительство Иркутской области в лице Министерства имущественных отношений Иркутской области, Устюжин А.Н. в администрацию г. Иркутска с заявлением об обеспечении выбора земельного участка не обращался, следовательно, администрация г. Иркутска не является органом, который уполномочен распоряжаться земельными участками, а его действия по не составлению акта выбора земельного участка не нарушают права заявителя.

С законностью и обоснованностью указанных выводов согласиться нельзя.

Суд в решении дословно привел нормы, регулирующие порядок рассмотрения заявления о предоставлении земельных участков, находящихся на территории г. Иркутска, государственная собственность на которые не разграничена, для строительства. Вывод суда о том, что администрация г. Иркутска не является органом, который уполномочен распоряжаться земельными участками, а его действия по не составлению акта выбора земельного участка не нарушают права заявителя, противоречит указанным нормам и не имеет правового значения при рассмотрении настоящего спора.

Суд оставил без внимания, что именно в силу приведенных в решении норм Положения о предоставлении земельных участков, находящихся на территории муниципального образования «Город Иркутск», государственная собственность на которые не разграничена, для строительства, утвержденного Постановлением Правительства Иркутской области от 18.12.2009 № 364/143-ПП, действия администрации г. Иркутска по выбору земельного участка являются необходимой и неотъемлемой стадией процесса рассмотрения и разрешения Правительством Иркутской области заявления о предоставлении земельного участка для строительства. Так в силу пункта 69 Положения о предоставлении земельных участков, находящихся на территории муниципального образования город Иркутск, государственная собственность на которые не разграничена, для строительства, утвержденного Постановлением Правительства Иркутской области от 18.12.2009 № 364/143-ПП, Министерство в течение трех рабочих дней со дня получения заявления о выборе земельного участка и прилагаемых к нему документов, соответствующих требованиям пункта 67 настоящего Положения, направляет обращение об обеспечении выбора земельного участка, копии заявления о выборе земельного участка и приложенных к нему документов в орган местного самоуправления муниципального образования город Иркутск, который в течение трех месяцев со дня получения данного обращения обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.

Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления муниципального образования город Иркутск схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.

Таким образом, порядок и сроки выполнения администрацией г. Иркутска указанной функции безусловно влияет на реализацию права на предоставление земельного участка, предусмотренного также подробно приведенными в решении суда нормами Земельного кодекса РФ, в защиту которого Устюжин А.Н. обратился с настоящим иском в суд.

Вывод суда о том, что администрация г. Иркутска выполнила предусмотренные Положением обязанности и дала мотивированный ответ в Правительство Иркутской области, а также вывод суда об обоснованности данного ответа о необходимости передачи земельного участка на торги и о необходимости формирования земельного участка для торгов и постановки его на кадастровый учет, противоречит как содержанию норм, регулирующих порядок предоставления земельного участка, так и содержанию документов, исходящих из администрации г. Иркутска.

Суд привел в решении пункт 2.5. Порядка обеспечения выбора земельных участков, находящихся на территории г. Иркутска, государственная собственность на которые не разграничена, для строительства, утвержденного решением Думы г. Иркутска от 21 мая 2009 года № 004-20-611060/9, в силу которого в случае невозможности размещения объекта комитет по градостроительной политике администрации г. Иркутска уведомляет об этом Правительство Иркутской области с указанием соответствующих причин невозможности выполнения обращения. Однако, содержание ответов Комитета по градостроительной политике администрации г. Иркутска в адрес в Министерство имущественных отношений Иркутской области, подробно изложенное в решении суда, не содержит причин невозможности размещения объекта на земельном участке, о предоставлении которого просит Устюжин А.Н.

Суд в нарушение требований ст. 56, 198 ГПК РФ не дал оценку ссылке в письме Комитета по градостроительной политике администрации <Адрес> от <Дата обезличена> <Номер обезличен> в адрес Министерства имущественных отношений Иркутской области на то, что испрашиваемый Устюжиным А.Н. земельный участок для размещения административного задания по <Адрес> в соответствии с генеральным планом г. Иркутска расположен в зоне коммунального и коммерческого назначения, и не учел, что по своему содержанию это письмо не указывает на обстоятельства, в силу закона препятствующие предоставлению земельного участка Устюжину А.Н. для строительства

Оценивая содержание письма Комитета по градостроительной политике администрации г. Иркутска от <Дата обезличена> <Номер обезличен> в адрес Министерства имущественных отношений Иркутской области с предложением вынести на рабочую группу Земельной комиссии при Губернаторе Иркутской области вопрос об отказе в предоставлении земельных участков и формировании земельных участков на торги, суд оставил без внимания, что и это письмо не содержит никаких мотивов отказа администрации г. Иркутска от совершения действий по выбору земельного участка, установленных Положением. Суд согласился с доводами представителя администрации г. Иркутска о том, что в соответствии с п. 1 Порядка подготовки документов при организации и проведении торгов (конкурсов, аукционов) по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды земельных участков, утвержденного решением Думы г. Иркутска от 21.05.2009г. № 004-20-611060/9, предметом торгов может быть только сформированный в установленном законом порядке, прошедший государственный кадастровый учет и находящийся в государственной (до разграничения государственной собственности) или муниципальной собственности г. Иркутска земельный участок либо право на заключение договора аренды земельного участка. Однако правила формирования земельного участка для выставления его на торги не имеют правового значения для разрешения настоящего спора.

Суд допустил противоречия в оценке приведенных выше обстоятельств и в применении норм, на которые сослался в решении суда. Применяя Положение о предоставлении земельных участков, находящихся на территории муниципального образования город Иркутск, государственная собственность на которые не разграничена, для строительства, утвержденное Постановлением Правительства Иркутской области от 18.12.2009 № 364/143-ПП, и оговаривая исключительное право именно Правительства Иркутской области принимать решения о проведении торгов по продаже земельных участков или по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков для строительства, о предварительном согласовании мест размещения объектов на земельных участках, о предоставлении земельных участков в собственность, о предоставлении (передаче) земельных участков в аренду (в том числе без проведения торгов), постоянное (бессрочное) пользование или безвозмездное срочное пользование для строительства (пункт 7 Положения), суд не учел, что в данном случае Министерство имущественных отношений Иркутской области в соответствии с пунктом 67 Положения рассматрело заявление Устюжина А.Н. о выборе земельного участка и прилагаемые к нему документы, в соответствии с пунктом 69 Положения направило свое обращение об обеспечении выбора земельного участка, копии заявления о выборе земельного участка и приложенных к нему документов в орган местного самоуправления муниципального образования город Иркутск, и в соответствии с пунктом 70 Положения должно будет принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, наиболее оптимально удовлетворяющим заявлению о выборе, в течение десяти рабочих дней со дня получения акта о выборе земельного участка или решение об отказе в размещении объекта.

При этом в силу пункта 70 Положения Правительство Иркутской области рассматривает рекомендации Земельной комиссии о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждении акта о выборе земельного участка до принятия им соответствующего решения.

В данном случае администрация г. Иркутска в нарушение указанного порядка безмотивно предложила Правительству Иркутской области обсудить вопрос о возможности предоставления Устюжину А.Н. спорного земельного участка рабочей группой Земельной комиссии до оформления акта о выборе земельного участка. При отсутствии акта о выборе земельного участка указанный вопрос рассмотрен в рабочей группе Земельной комиссии и 14.05.2010 земельная комиссия решила, что земельный участок предоставляется Устюжину А.Н. с предварительным согласованием (л.д. <данные изъяты>). Впоследствии при наличии сформированного мнения Правительства Иркутской области о возможности дальнейшего рассмотрения заявления Устюжина А.Н. о выборе земельного участка, который может быть ему предоставлен с предварительным согласованием, администрация Иркутской области вновь безмотивно отказывает в выполнении функции по отбору и оформлению отбора земельного участка и предлагает выставить земельный участок на торги. Суд соглашается с обоснованностью таких действий администрации г. Иркутска вследствие того, что земельный участок не сформирован для участия в торгах, не обсуждая законность и обоснованность указанных действий в соответствии с порядком, установленным для предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта и в соответствии с решением Правительства Иркутской области о возможности рассмотрения заявления Устюжина А.Н. именно в порядке предварительного согласования места размещения объекта, а не путем проведения торгов. Суд не указал в решении, какое правовое значение имеет несформированность земельного участка для выставления его на торги, если Правительство Иркутской области не принимало решения о проведении таких торгов. Вывод суда о достаточности ответа администрации г. Иркутска о выставлении спорного земельного участка на торги противоречат приведенным выше нормам, регулирующим порядок рассмотрения заявления и предписывающим обязанность именно органа местного самоуправления совершить действия по обеспечению выбора земельного участка под строительство, необходимого для дальнейшего решения Правительством Иркутской области вопроса об удовлетворении либо об отказе в удовлетворении заявления Устюжина А.Н.

Суд оставил без внимания и оценки, что решение о предоставлении либо об отказе в предоставлении земельного участка для строительства принимается Правительством Иркутской области при поступлении акта о выборе земельного участка для строительства, на составление которого администрации г. Иркутска отводится 3 месяца.

Суд не учел, что в данном случае Устюжиным А.Н. обжаловано бездействие органа местного самоуправления, уполномоченного на совершение обязательных для реализации им права на предоставление земельного участка для строительства и не совершившего этих действий без указания причин.

Суд сделал суждения о том, что администрация г. Иркутска не является органом, который уполномочен распоряжаться земельными участками, а его действия по не составлению акта выбора земельного участка не нарушают права заявителя. Это суждение сделано судом вопреки исследованным доказательствам, установленным им обстоятельствам и приведенным в решении правовым нормам: поскольку бездействием администрации г. Иркутска, выразившемся в несовершении в сроки и порядке, установленные Положением о предоставлении земельных участков, находящихся на территории муниципального образования город Иркутск, государственная собственность на которые не разграничена, для строительства, утвержденным Постановлением Правительства Иркутской области от 18.12.2009 № 364/143-ПП, действий по обеспечению выбора земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями и по оформлению результатов выбора земельного участка актом о выборе земельного участка для строительства, созданы препятствия к осуществлению Устюжиным А.Н. его прав и свобод, то он в силу ст. 225 ГПК РФ имеет основания для обращения в суд с жалобой именно на бездействие администрации г. Иркутска.

Кроме того, данное решение принято судом без исследования заявления Устюжина А.Н. о предоставлении земельного участка для строительства и документов, отражающих прохождение этим заявлением процедуры рассмотрения, предусмотренные Положением.

Таким образом, решение суда основано на выводах об обстоятельствах, не имеющих правового значения по данному делу, при отсутствии суждений и доказательств по юридически значимым по делу обстоятельствам.

При таких обстоятельствах решение подлежит отмене, а дело – направлению в суд на новое рассмотрение, поскольку допущенные судом первой инстанции недостатки не могут быть исправлены судом кассационной инстанции.

При новом рассмотрении суду необходимо учесть изложенное, определить обстоятельства, подлежащие доказыванию, исходя из доводов заявления и содержания норм, регулирующих спорные правоотношения, распределить между лицами, участвующими в деле, бремя доказывания с учетом правил ст. 249 ГПК РФ, дать оценку собранным по делу доказательствам и постановить решение в соответствии с законом.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 360, 366 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Кировского районного суда г. Иркутска от 9 августа 2011 года по данному делу отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.

Председательствующий:

Е.Ю. Орлова

Судьи:

А.А. Попова

Т.В. Николаева

-32300: transport error - HTTP status code was not 200