Судья Николаева Л.В. Судья – докладчик Скубиева И.В. по делу № 33-13962/11 ОПРЕДЕЛЕНИЕ 16 декабря 2011 года г. Иркутск Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе: председательствующего Быковой А.В., судей Давыдовой О.Ф. и Скубиевой И.В., при секретаре Арбатской Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Скубиевой И.В. кассационную жалобу администрации Большелугского городского поселения на решение Шелеховского городского суда Иркутской области от (дата обезличена) по гражданскому делу по иску прокурора г.Шелехова в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации к администрации Большелугского городского поселения о возложении обязанности очистить участки лесного фонда от несанкционированной свалки, УСТАНОВИЛА: Прокурор в обоснование заявленных требований указал, что согласно ч.ч. 1, 2 ст. 51 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов. В целях обеспечения санитарной безопасности в лесах должны осуществляться санитарно-оздоровительные мероприятия: вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия (ч. 4 ст. 55 Лесного кодекса Российской Федерации). В силу положений части 1 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий или использующими леса в соответствии с Лесным кодексом лицами. Постановлением Правительства Российской Федерации от (дата обезличена) (номер обезличен) «Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах» определены единые требования к обеспечению пожарной безопасности в лесах, являющиеся обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами. Пунктом 9 названных Правил установлен запрет на засорение леса бытовыми, строительными, промышленными и иными отходами и мусором. Аналогичные требования предусмотрены пп. «е» п. 39 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от (дата обезличена) (номер обезличен). Выполняя мероприятия, направленные на подготовку к пожароопасному сезону (дата обезличена), Шелеховским лесничеством (дата обезличена) проведена проверка соблюдения лесного законодательства на лесных участках лесного фонда, расположенных в границах Большелугского муниципального образования, которой установлено, что в выделах ...., относящихся к землям лесного фонда, имеется несанкционированная свалка бытовых отходов, о чем составлен акт (номер обезличен) от (дата обезличена). На основании указанного акта (дата обезличена) администрации Большелугского городского поселения было выдано предписание (номер обезличен) об устранении нарушений лесного законодательства в срок до (дата обезличена). Несмотря на данное предписание, очистка лесных участков от мусора произведена не была, что подтверждается актом проверки от (дата обезличена) (номер обезличен). Прокурор просил суд возложить на администрацию Большелугского муниципального образования обязанность осуществить работы по ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов путем очистки территории лесных участков в выделах ...., установить срок для ликвидации несанкционированной свалки. Решением Шелеховского городского суда Иркутской области от (дата обезличена) исковые требования прокурора г. Шелехова в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации удовлетворены: на администрацию Большелугского муниципального образования возложена обязанность осуществить работы по ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов путем очистки территории лесных участков в выделах ....; установлен срок для ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов на лесных участках в выделах .... в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу. В кассационной жалобе глава Большелугского городского поселения Жуков В.Н. просит отменить, как незаконное и необоснованное. В обоснование доводов жалобы указал, что лесные участки в выделах №(номер обезличен),46,47 квартала 116 Олхинской дачи относятся к государственному лесному фонду. Согласно п. 1. ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. В соответствии с п. 1 ст. 23 Лесного кодекса Российской Федерации лесничества и лесопарки являются основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов. Считает, что в соответствии с п. 31 Приказа Агентства лесного хозяйства .... от (дата обезличена) (номер обезличен)-апр «....» было создано Шелеховское лесничество в составе территории ОГУ «....». В соответствии со ст. 51,55 Лесного кодекса Российской Федерации полномочия по охране и защите лесного массива от захламления и загрязнения возложены на органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 Лесного кодекса Российской Федерации. Полномочия по охране и защите лесов возложены на орган местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности. Суд не учел, что несанкционированная свалка бытовых отходов, расположенная в выделах ...., была организована вследствие отсутствия лесного контроля и надзора. Письменные возражения на кассационную жалобу не представлены. Заслушав доклад судьи Скубиевой И.В., объяснения участников процесса, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда, судебная коллегия приходит к следующим выводам. При разрешении возникшего спора суд первой инстанции установил, что (дата обезличена) Шелеховским лесничеством проведена проверка соблюдения лесного законодательства на лесных участках лесного фонда, расположенных в границах Большелугского муниципального образования. Установлено, что в выделах ...., относящихся к землям лесного фонда, имеется несанкционированная свалка бытовых отходов. Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь пунктом 18 части первой статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту ФЗ РФ № 131-ФЗ), пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее по тексту ФЗ РФ № 89-ФЗ), пришел к выводу, что, поскольку несанкционированная свалка расположена в границах территории Большелугского городского поселения, обязанность по ее ликвидации лежит на органе местного самоуправления – администрации Большелугского муниципального образования. С данным выводом суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может. Действительно в ходе судебного разбирательства установлено, что на территории лесных участков выделов .... имеется несанкционированная свалка бытовых отходов и мусора. Однако, возлагая обязанность по ликвидации данной свалки на орган местного самоуправления Большелугского муниципального образования, суд первой инстанции не учел, что указанные лесные участки относятся к государственному лесному фонду. И в соответствии с пунктом 1 статьи 23 Лесного кодекса российской Федерации основными территориальными единицами, наделенными правами управления в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, являются лесничества и лесопарки. Без внимания и оценки оставлен приказ Агентства лесного хозяйства Иркутской области от (дата обезличена) (номер обезличен) «<данные изъяты>», которым создано Шелеховское лесничество в составе территории ОГУ «Ш.». При разрешении заявленных требований к участию в деле указанные лица не привлечены, не истребованы документы, регламентирующие деятельность Шелеховского лесничества, ОГУ «Ш.», не разграничены вопросы, подпадающие под юрисдикцию указанных лиц и Большелугского муниципального образования в отношении спорных лесных участков. При указанных обстоятельствах решение суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене на основании пунктов 2, 3, 4 части первой статьи 362 ГПК Российской Федерации с направлением дела в Шелеховский городской суд Иркутской области. Поскольку при новом рассмотрении дела необходимо производство дополнительных процессуальных действий, истребование дополнительных доказательств, судебная коллегия лишена возможности вынести по делу новое решение. При новом рассмотрении дела суду первой инстанции надлежит правильно установить круг участников процесса, привлечь к участию в деле, ОГУ «Ш.», Шелеховское лесничество (при наличии прав юридического лица), истребовать учредительные документы, Уставы, Положения, регламентирующие деятельность, права, обязанности данных юридических лиц, правильно определить полномочия Большелугского муниципального образования в отношении лесных участков государственного лесного фонда, постановить законное и обоснованное решение. Руководствуясь ст.360, ст. 361, п.п.2, 3,4 ч.1 ст. 362, ст. 366 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА: решение Шелеховского городского суда Иркутской области от 11 июля 2011 года по данному делу отменить, дело направить на новое рассмотрение в Шелеховский городской суд Иркутской области в ином составе судей. Председательствующий А.В. Быкова Судьи О.Ф. Давыдова И.В.Скубиева