Судья Касимова А.Н. Судья – докладчик Быкова А.В. По делу № 33-12786/11 ОПРЕДЕЛЕНИЕ 25 ноября 2011 года г. Иркутск Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе: председательствующего Быковой А.В., судей Кравченко Е.Г. и Амосова С.С., при секретаре Арбатской Т.В. заслушала в открытом судебном заседании по докладу Быковой А.В. дело по кассационному представлению прокурора Новицкой Е.И. на решение Усольского городского суда .... от "Дата обезличена" по гражданскому делу по заявлению прокурора .... в защиту интересов неопределенного круга лиц - жителей .... о признании бездействия незаконным, обязании принять меры по охране, защите лесов, организации ведения лесного хозяйства в лесах, обязании внести сведения о лесах в реестр муниципального имущества, УСТАНОВИЛА: В обоснование заявленных требований прокурор .... указал, что прокуратурой города в рамках осуществления надзора в сфере лесопользования проведена проверка координации администрацией города местоположения, границ и площади лесных участков на территории ...., защищенности городских лесов от пожаров. В ходе проверки установлено, что лесные участки, расположенные на территории муниципального образования .... не прошли кадастровый учет, администрацией муниципального образования .... местоположение, границы и площадь лесных участков на территории города на местности не координировались, не был определен порядок тушения пожаров в лесах городского поселения муниципального образования ..... Организация координации лесных участков на территории .... необходима в целях устойчивого управления лесами, сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов, обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду, на использование лесов с учетом их глобального экологического значения, а также с учетом длительности выращивания лесов. Поскольку городские леса относятся к категории защитных лесов и используются для отдыха граждан и туризма, определить круг лиц, чье право на пользование лесами и благоприятную окружающую среду будет нарушено вследствие бездействия администрации МО ...., не представляется возможным. С учетом неоднократных уточнений прокурор просил суд признать незаконным бездействие администрации муниципального образования .... в части осуществления функций по владению, пользованию, распоряжению городскими лесами, обязать администрацию муниципального образования .... внести сведения о городских лесах, расположенных согласно карты-схемы лесонасаждений .... мехлесхоза в кварталах № в реестр муниципального имущества путем обращения в орган, осуществляющий регистрационный учет прав на недвижимое имущество и сделок с ним, обязать администрацию муниципального образования .... организовать ведение лесного хозяйства в городских лесах путем создания в течение месяца со дня вступления в законную силу решения суда городского лесничества, обязать администрацию муниципального образования .... в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу разработать и утвердить лесохозяйственный регламент. Решением суда в удовлетворении заявленных требований прокурора .... – Сибирское отказано. В кассационном представлении прокурором Новицкой Е.И. поставлен вопрос об отмене решения суда как постановленного с существенным нарушением норм материального права и принятии нового решения, не передавая дело на новое рассмотрение. В обосновании доводов к отмене указывает, что в нарушение ч.1 ст. 196 ГПК РФ, судом в решении не дана оценка представленным доказательствам, приведено исключительно их перечисление, не указано, какие именно обстоятельства, обосновывающие требования прокурора, не установлены. Решение суда является немотивированным, отказ в удовлетворении заявленных требований необоснованным. Прокурором в уточненном заявлении, суду заявлено 3 требования, вместе с тем, в нарушение ч. 3 ст. 196 ГПК РФ, суд принял решение не по всем заявленным требованиям. Обосновывая принятое решение, суд ссылается на то, что объект лесного контроля в муниципальном образовании не определен, но прокурором как раз и заявлено требование о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования .... в части непринятия должных мер, направленных на установление границ и разграничение компетенции в отношении земельных участков, покрытых лесами, а также не выполнении функций по ведению лесного хозяйства, охране, защите, использованию и воспроизводству лесов на земельных участках, расположенных в границах муниципального образования ..... Бездействие администрации муниципального образования .... в части непринятия должных мер, направленных на установление границ и разграничение компетенции в отношении земельных участков, покрытых лесами, привело к тому, что в реестр муниципального имущества леса не включены, объект лесного контроля администрация муниципального образования определить не может. Суд установил и в обоснование своего решения указал, что на территории муниципального образования .... лесным участкам в установленном законом порядке не присвоен кадастровый номер, идентификация объектов не произведена, отсутствуют границы лесных насаждений, вместе с тем в удовлетворении требования прокурора о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования .... в части непринятия должных мер, направленных на установление границ и разграничение компетенции в отношении земельных участков, покрытых лесами, необоснованно отказал. В представленных возражениях представитель заинтересованного лица администрации муниципального образования .... – Партала Н.А. просит решение суда оставить без изменения, а кассационную жалобу – без удовлетворения. Проверив материалы дела, обсудив доводы частной жалобы, выслушав участников процесса, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения. При рассмотрении настоящего дела суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал надлежащую оценку представленным по делу доказательствам в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ и правильно применил нормы материального права. Как установлено судом и усматривается из материалов дела, прокуратурой .... в рамках осуществления надзора в сфере лесопользования проведена проверка координации администрацией города местоположения, границ и площади лесных участков на территории ...., защищенности городских лесов от пожаров. В ходе проверки установлено, что лесные участки, расположенные на территории муниципального образования .... не прошли кадастровый учет, местоположение, границы и площадь лесных участков на территории города на местности не координировалась, не был определен порядок тушения пожаров в лесах городского поселения муниципального образования ..... Согласно информации представленной главным государственным инспектором по пожарному надзору в .... и .... от "Дата обезличена" на территории МО .... расположены городские леса на площади .... находится в собственности МО .... и не входит в земли лесного фонда, что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права на лесные участки от "Дата обезличена". В адрес главы администрации и мэра .... направлялись письма, в которых предлагалось рассмотреть сложившуюся ситуацию и решить вопрос по организации охраны городских лесов и тушения в них лесных пожаров, путем заключения договора с АУ «....», по сегодняшний день договора не заключены, и в пожароопасный период территория городских лесов остается без защиты от пожаров. В "Дата обезличена" на территории городских лесов в кварталах № № зарегистрировано .... пожаров на площади ..... В кварталах № пожары происходили дважды. В "Дата обезличена" в городских лесах пожаров не зарегистрировано. Ведение лесного хозяйства, контроль, надзор, охрана и защита лесов, расположенных на территории ...., не проводятся, что приводит к бесконтрольным самовольным вырубкам, уничтожению лесных участков. Анализируя представленные доказательства в их совокупности, в том числе информацию Агентства лесного хозяйства .... от "Дата обезличена" за №, информацию Территориального Управления по .... лесничеству от "Дата обезличена", Устав от "Дата обезличена", сообщение директора АУ «....» от "Дата обезличена" №, сообщение Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации МО .... от "Дата обезличена" №, представленную информацию отдела надзорной деятельности по .... и .... от "Дата обезличена" №, показания свидетелей, и учитывая, что на территории муниципального образования .... не имеется разграничения городских лесов по функциональному назначению и правовому режиму, лесопарковые и зеленые зоны не определены, генеральные планы городских лесов не созданы, посредством генерального плана устанавливается функциональное зонирование территории муниципального образовании, путем принятия генерального плана для определенной территории устанавливается соответствующий вид функциональной зоны, которая получает детальный правовой режим в правилах землепользования и застройки муниципального образования, и то, что границы земельных участков не определены, не присвоен кадастровый номер, идентификация объекта не произведена, отсутствуют границы лесных насаждений, объект лесного контроля в муниципальном образовании не определен, на территории муниципального образования не установлен порядок осуществления муниципального контроля, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд обоснованно пришел к выводу о необоснованности доводов и требований прокурора .... в защиту интересов неопределенного круга лиц - жителей ..... Судебная коллегия находит данные выводы суда первой инстанции правильными, основанными на материалах дела. Оснований к удовлетворению кассационного представления судебная коллегия не усматривает по следующим основаниям. Как усматривается из материалов дела и установлено судом, прокурор основывал заявленные требования на том, что администрацией муниципального образования не организовано ведение лесного хозяйства в городских лесах, не обеспечен муниципальный лесной контроль, не осуществляется охрана и защита городских лесов, не организовано проведение противопожарной профилактики в лесах, расположенных в границах городского округа. С учетом неоднократных уточнений прокурор просил суд признать незаконным бездействие администрации муниципального образования .... в части осуществления функций по владению, пользованию, распоряжению городскими лесами, обязать администрацию муниципального образования .... внести сведения о городских лесах, расположенных согласно карты-схемы лесонасаждений .... мехлесхоза в кварталах № в реестр муниципального имущества путем обращения в орган, осуществляющий регистрационный учет прав на недвижимое имущество и сделок с ним, обязать администрацию муниципального образования .... организовать ведение лесного хозяйства в городских лесах путем создания в течение месяца со дня вступления в законную силу решения суда городского лесничества, обязать администрацию муниципального образования .... в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу разработать и утвердить лесохозяйственный регламент. Вместе с тем, городские леса располагаются на землях населенных пунктов, которыми согласно ст.83 ЗК РФ признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. Генеральным планом городских и сельских поселений устанавливается существующее функциональное зонирование территории муниципального образования, правовой режим которых определяется в правилах землепользования и застройки муниципального образования. Правила землепользования и застройки муниципального образования включают градостроительные регламенты, определяющие виды разрешенного использования земельного участка, параметры разрешенного строительства. В соответствии с п.4 ст.36 ГсК РФ действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки в границах территорий общего пользования. Городские леса в данной норме не указаны. Однако правилами землепользования и застройки может быть определено, что городские леса признаются территориями общего пользования. В этом случае, территории занятые городскими лесами, выводятся из-под юрисдикции правил землепользования и застройки и их правовой режим определяется только лесным законодательством. Градостроительный регламент применяется только в том случае, если территории общего пользования на основании проектов перепланировки переведены из состава территорий общего пользования в состав иных территорий, на которые распространяется градостроительный регламент. Согласно решению Думы МО .... от "Дата обезличена" № «О внесении изменений в программу комплексного социально-экономического развития муниципального образования .... на "Дата обезличена"» установлен срок разработки правил землепользования и застройки территорий плана города - "Дата обезличена" Что касается установления лесотехнического регламента, то в соответствии с ч.1 ст.87 ЛК РФ он является основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества, лесопарка и утверждается органами государственной власти субъектов Российской федерации. В соответствии с п.п.1.1 ч.1 ст.84 ЛК РФ органы местного самоуправления осуществляют разработку и утверждение лесохозяйственных регламентов лесничеств, лесопарков, расположенных на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса. Таким образом, из материалов дела усматривается, что правила землепользования и застройки территорий города не разработаны и не утверждены, правовой режим территорий городских лесов не определен. При таких обстоятельствах, судебная коллегия не усматривает оснований к отмене судебного решения и удовлетворения кассационного представления. Доводы прокурора ...., в том числе и те на которые имеются ссылки в кассационном представлении являлись предметом судебного разбирательства и суд первой инстанции дал им правильную правовую оценку, обоснованно признал эти доводы несостоятельными, поскольку они основаны на ином толковании норм материального и процессуального права и направлены на переоценку доказательств, представленных и исследованных судом, в соответствии со ст. ст. 55, 56, 59, 60 ГПК РФ, а поэтому судебной коллегией не могут быть приняты во внимание. При таких обстоятельствах, судебная коллегия находит решение суда обоснованным, а доводы кассационной жалобы не подлежащими удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст. 360, абз. 2 ст. 361, ст. 366 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам ОПРЕДЕЛИЛА: решение Усольского городского суда Иркутской области от 29 сентября 2011 года по данному делу оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения. Председательствующий: А.В. Быкова Судьи: Е.Г. Кравченко С.С. Амосов