Об обязании предоставить жилое помещение во внеочередном порядке.



Судья Баканова О.А.

Судья-докладчик Орлова Е.Ю. По делу № 33-13396/2011

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

05 декабря 2011 года г. Иркутск

Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:

председательствующего Орловой Е.Ю.,

судей Поповой А.А. и Александровой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя Администрации г. Иркутска Красноперовой М.П. на решение Кировского районного суда г. Иркутска от 22 сентября 2011 года по гражданскому делу по исковому заявлению Лузгиной Н.Т. к Администрации г. Иркутска об обязании Администрации г. Иркутска предоставить Лузгиной Н.Т. во внеочередном порядке жилое помещение в г. Иркутске, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, благоустроенное применительно к условиям г. Иркутска не менее 18 кв.м.,

У С Т А Н О В И Л А:

Лузгина Н.Т. обратилась в Кировский районный суд г. Иркутска с исковым заявлением к Администрации г. Иркутска об обязании Администрации г. Иркутска предоставить ей во внеочередном порядке жилое помещение в г. Иркутске, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, благоустроенное применительно к условиям г. Иркутска не менее 18 кв.м.,

В обоснование исковых требований истица указала, что она является инвалидом второй группы, что подтверждается справкой , выданной ДД.ММ.ГГГГ.2010 г. Ее заболевание подходит под действие постановления от 16.06.2006 г. «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире», что подтверждается справкой Иркутского областного психоневрологического диспансера от ДД.ММ.ГГГГ.2011 г. В связи с указанным она состоит на учете в льготной очереди на улучшение жилищных условий, номер очереди составляет № 8, что подтверждается справкой № 304-70-1903\11 от 06.07.2011 г. Также, ее заболевание подходит под п. 2 постановления Правительства РФ от 21.12.2004 г. № 817 «Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилплощадь», что подтверждается справкой из психоневрологического диспансера от ДД.ММ.ГГГГ.2010 г.

В настоящее время она проживает на жилплощади <данные изъяты> кв.м. с составом семьи – <данные изъяты> человек: она - Лузгина Н.Т., внук – Сухоносов К.М., внучка – Суворова Е.А., внучка Сущевич К.И., правнучка Суворова Н.А., правнучка Суворова С.К. по адресу: ...., все зарегистрированы по указанному адресу, что подтверждается справкой МУП СРЦ от ДД.ММ.ГГГГ.2011 г. Истица является нанимателем указанного жилого помещения согласно ордеру от ДД.ММ.ГГГГ.1987 г. Решением Кировского районного суда г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ.2009 г. за Сущевич В.А., Сухоносовым К.М., Сущевич К.И, Лузгиной Н.Т. признано право пользования жилым помещением по адресу: ...., общей площадью <данные изъяты> кв.м.

Со ссылкой на п.2 ч. 3 ст. 57 ЖК РФ, ч.1,3 ст.52 ЖК РФ, ст.26.3.1 Федерального закона от 06.10.1999г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», ст. 17 ФЗ от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» просила суд обязать Администрацию г. Иркутска предоставить ей во внеочередном порядке жилое помещение в г. Иркутске, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, благоустроенное применительно к условиям г. Иркутска не менее 18 кв. м.

В судебном заседании истица Лузгина Н.Т., представитель истца Лузгиной Н.Т на основании заявления Хорошева С.А., исковые требования поддержали в полном объеме, по основаниям указанным в исковом заявлении, настаивали на их удовлетворении в полном объеме.

В судебном заседании представитель ответчика Администрации г. Иркутска Красноперова М.П. исковые требования не признала.

Определением суда о дополнительной подготовке гражданского дела к судебному разбирательству от 23.08.2011 г. к участию в деле в качестве третьего лица привлечен Иркутский областной психоневрологический диспансер.

В судебное заседание представитель третьего лица Иркутского областного психоневрологического диспансера не явился, просил суд о рассмотрении дела в отсутствии своего представителя.

Решением Кировского районного суда г. Иркутска от 22 сентября 2011 года исковые требования Лузгиной Н.Т. удовлетворены. На Администрацию г. Иркутска возложена обязанность предоставить Лузгиной Н.Т. во внеочередном порядке жилое помещение в г. Иркутске, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, благоустроенное применительно к условиям г. Иркутска общей площадью не менее <данные изъяты> кв.м.

В кассационной жалобе представитель Администрации г. Иркутска Красноперова М.П. просит отменить решение суда и принять новое решение, не передавая дело на новое рассмотрение. В обоснование доводов жалобы указано, что в соответствии со ст.ст. 14, 49 Жилищного кодекса РФ к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам, признанным по установленным ЖК РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях, по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда. Иным категориям граждан, к которым относятся граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболевании, жилые помещения муниципального жилищного фонда могут предоставляться по договорам социального найма органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями.

В силу ч. 5 ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. В настоящее время отсутствуют федеральный закон, закон Иркутской области о наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жильем граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболевании.

При отсутствии фактического финансирования из бюджета Иркутской области бюджету г. Иркутска на приобретение жилых помещений для граждан страдающих тяжелыми формами хронических заболевании, администрация г. Иркутска не имеет возможности приобрести жилые помещения для данной категории граждан.

Заслушав доклад судьи Орловой Е.Ю., проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с частью 1 статьи 347 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам кассационной жалобы, обсудив приведенные в них доводы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии со ст. 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством РФ и законодательством субъектов РФ. Обеспечение жильем инвалидов и семей, имеющих детей – инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после <данные изъяты>2005 г., обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством РФ. Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

В соответствии с ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 настоящего кодекса перечне.

В соответствии с ч. 3 ст. 57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления.

В соответствии с ч. 5 ст. 57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

Разрешая данный спор, суд первой инстанции установил, что решением Исполнительного комитета Кировского районного совета народных депутатов «О постановке на очередь» от 17.12.1984 г. № 601 Лузгина Н.Т. поставлена на очередь в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Согласно справки Комитета по управлению Правобережным округом Администрации г. Иркутска от 06.07.2011 г. истица Лузгина Н.Т. состоит на учете в льготной очереди на улучшение жилищных условий, номер очереди по заболеванию составляет ; Лузгина Н.Т. подходит под действие Постановлению Правительства РФ от 16.06.2006г. №378 «Об утверждении перечня тяжелых форм заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире».

Удовлетворяя требования Лузгиной Н.Т., суд первой инстанции правильно руководствовался требованиями ст. 57 ЖК РФ и исходил из того, что представленными суду доказательствами, такими как: справка серии МСЭ – 2009 от ДД.ММ.ГГГГ.2010 г., согласно которой Лузгиной Н.Т. установлена инвалидность ДД.ММ.ГГГГ.2010 г., группа инвалидности - вторая, акт освидетельствования в учреждении государственной службы медико-социальной экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ.2010 г.; выпиской из протокола ВК ИОПНД от ДД.ММ.ГГГГ.2010 г., согласно которой Лузгина Н.Т., 1936 года рождения подходит по действие постановления от ДД.ММ.ГГГГ.2004г. п. 2 «Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилплощадь»; выпиской из протокола ВК ИОПНД от ДД.ММ.ГГГГ.2011 г.; подтверждается наличие у Лузгиной Н.Т. тяжелой формы хронического заболевания, при котором невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, в связи с чем, она имеет право на внеочередное получение жилого помещения благоустроенного применительно к условиям города Иркутска, находящегося в черте города Иркутска общей площадью не менее установленной законом нормы.

Выводы суда в решении мотивированы, подтверждены материалами дела, основаны на полном, всестороннем, объективном и непосредственном исследовании всех имеющихся в деле доказательств, которым судом дана оценка в соответствии со ст. 67 ГПК РФ. Судом правильно применены нормы действующего законодательства, регулирующие спорные правоотношения.

Судебная коллегия не может согласиться с доводами кассационной жалобы о том, что на Администрацию г. Иркутска не может быть возложена обязанность по предоставлению жилья данной категории лиц, поскольку судом первой инстанции данные доводы проверялись и правомерно отвергнуты по тому основанию, что примененными по делу нормами материального права разрешение такого требования, как предоставление жилого помещения, не ставится в зависимость от наличия или отсутствия бюджетного финансирования, а также в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Вопрос исполнения расходных обязательств субъекта Российской Федерации, финансирования органа местного управления, реализующего отдельные государственные полномочия, в частности по предоставлению гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, жилых помещений, не был предметом заявленных исковых требований, рассмотренных судом в рамках данного гражданского дела.

Граждане не являются участниками бюджетных правоотношений, поэтому отсутствие финансирования Администрации г. Иркутска для реализации органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, в частности по предоставлению гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, жилых помещений, не может являться основанием для отказа в иске конкретному гражданину.

В соответствии со статьей 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Эта норма является нормой прямого действия на всей территории Российской Федерации, и реализация ее не может быть поставлена в зависимость от каких-либо других условий.

Доводы кассационной жалобы повторяют правовую позицию ответчика, изложенную при рассмотрении дела, суд первой инстанции по изложенным выше основаниям обоснованно с ней не согласился. Судебная коллегия с выводами суда соглашается.

Кассационная жалоба не содержит доводов, опровергающих правильные выводы суда и влияющих на законность судебного решения. По изложенным выше основаниям ее доводы во внимание не принимаются.

Таким образом, решение суда, проверенное в силу ч.1 ст.347 ГПК РФ в пределах доводов кассационной жалобы, является законным и обоснованным, в связи с чем, отмене не подлежит.

Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Кировского районного суда г. Иркутска от 22 сентября 2011 года по данному делу оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Администрации г. Иркутска Красноперовой М.П. - без удовлетворения.

Председательствующий Е.Ю. Орлова

Судьи А.А. Попова

М.А. Александрова

-32300: transport error - HTTP status code was not 200