Судья Мачульская Е.Н. Судья- докладчик Александрова М.А. дело № 33-13625/11 ОПРЕДЕЛЕНИЕ 12 декабря 2011 года г. Иркутск Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе: Председательствующего Орловой Е.Ю., судей Поповой А.А. и Александровой М.А., при секретаре Арбатской Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Военного комиссариата Иркутской области на решение Кировского районного суда г. Иркутска от 5 июля 2011 года по гражданскому делу по иску Назарова В.Ф. к Военному комиссариату Иркутской области о взыскании расходов на проезд к месту отдыха и обратно, УСТАНОВИЛА: Назаров В.Ф. обратился в суд с иском к Военному комиссариату Иркутской области, требуя взыскать расходы на оплату стоимости проезда в размере ... руб. В обоснование исковых требований указал, что им и его женой - Н. в целях оздоровления через Винницкое бюро международного молодежного туризма «С.» г. Киев "Дата обезличена" была приобретена путевка на курорт ... сроком на двенадцать дней с "Дата обезличена". Для проезда к месту отдыха и обратно им были приобретены авиа и железнодорожные билеты: два авиабилета по направлению ... общей стоимостью ... руб.; два железнодорожных билета по направлению ... общей стоимостью ... руб.; два железнодорожных билета по направлению ... общей стоимостью ... руб.; два авиабилета по направлению ... общей стоимостью ... руб. Кроме того, туристической компании оплачена стоимость авиаперелета до курорта ... и обратно в сумме ... руб. Общая стоимость проезда составила ... руб. Как пенсионер Министерства обороны РФ он подал заявление в центр социального обеспечения военного комиссариата Иркутской области о возмещении расходов на проезд себя и жены. Письмом от "Дата обезличена" "Номер обезличен" в оплате данных расходов ему было отказано. Отказ является незаконным, противоречащим п. 5 ст. 20 Федерального закона «О статусе военнослужащих». В судебном заседании Назаров В.Ф. исковые требования поддержал в полном объеме. Представители Военного комиссариата Иркутской области - Олюнин Д.И., Шаврова М.В. полагали требования Назарова В.Ф. необоснованными, не подлежащими удовлетворению. Решением Кировского районного суда г. Иркутска от 5 июля 2011 года исковые требования Назарова В.Ф. удовлетворены. С Военного комиссариата Иркутской области в пользу Назарова В.Ф. взысканы расходы на проезд в оздоровительное учреждение и обратно в размере ... руб. В кассационной жалобе представитель Военного комиссариата Иркутской области Олюнин Д.И. просит решение суда отменить и вынести по делу новое решение, не направляя дело на новое рассмотрение. В обоснование жалобы указывает на то, что действующим законодательством предусмотрен специальный порядок обеспечения военных пенсионеров санаторно-курортным лечением и организованным отдыхом в санаториях, домах отдыха, пансионатах, на туристских базах МО РФ, а также обеспечение военных пенсионеров туристическими путёвками за границу и возмещения им понесённых расходов по проезду. Приказам Министерства обороны РФ установлен порядок направления в туристические поездки, на санаторно-курортное лечение, организованный отдых, а также порядок предоставления путёвок военным пенсионерам, для реализации их прав, предусмотренных ст. ст.16, 20 Федерального закона «О статусе военнослужащих». Истец и его супруга самостоятельно выезжали на отдых в ... по путёвке, приобретённой через бюро международного молодёжного туризма «С.» в ...., т.е. без учёта требований установленных законодательством Российской Федерации. Положения п. 5 ст. 20 Федерального закона «О статусе военнослужащих» на пенсионеров МО РФ не распространяются, поскольку в отличие от военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в настоящее время им оплачивается проезд не в отпуск, а только по путёвкам в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения с целью укрепления здоровья. Документов, подтверждающих оздоровительный характер туристической поездки, истцом не представлено. Учитывая требования ст.ст. 15, 76 Конституции Российской Федерации, устанавливающие основной принцип применения федеральных законов в Российской Федерации о прямом их действии только на территории Российской Федерации, возмещение расходов по проезду пенсионеров МО РФ в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения в соответствии с п. 5 ст. 20 Закона РФ «О статусе военнослужащих» производится только по территории Российской Федерации. Письменных возражений на кассационную жалобу не поступило. Заслушав доклад судьи Иркутского областного суда Александровой М.А., объяснения представителя Военного комиссариата Иркутской области Олюнина Д.И., подержавшего доводы кассационной жалобы, объяснения истца В.Ф., согласившегося с решением суда, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для отмены решения суда в соответствии с п.п. 4 п. 1 ст. 362 ГПК РФ, исходя из следующего. Разрешая спор, суд установил, что В.Ф. был уволен с военной службы в запас "Дата обезличена" приказом МО "Номер обезличен" от "Дата обезличена" по достижении предельного возраста пребывания на военной службе. "Дата обезличена" истцом и его женой Н. приобретены путевки на курорт ... с "Дата обезличена" на 12 дней стоимостью ... долларов США, в том числе за авиаперелет - ... долларов США. Кроме того, им были приобретены два авиабилета: ... общей стоимостью ... руб.; два железнодорожных билета по направлению ... общей стоимостью ... руб.; два железнодорожных билета по направлению ... общей стоимостью ... руб.; два авиабилета по направлению ... общей стоимостью ... руб. Всего на проезд к месту отдыха и обратно истцом оплачено ... руб. Представленные на оплату проездные документы "Дата обезличена" истцу возвращены с разъяснением об отсутствии оснований для оплаты проезда. Удовлетворяя исковые требования Назарова В.Ф. о взыскании расходов на проезд к месту отдыха и обратно, суд исходил из того, что отказ Военного комиссариата Иркутской области в оплате расходов на проезд пенсионера Министерства Обороны РФ Назарова В.Ф. и его жены Н. к месту отдыха на курорт ... и обратно противоречит п. 5 ст. 20 ФЗ РФ «О статусе военнослужащих». При этом суд первой инстанции указал, что ФЗ «О статусе военнослужащих» не ограничивает круг оздоровительных учреждений и не предусматривает, что такие учреждения обязательно должны находиться на территории Российской Федерации. Судом установлено, что истец и его жена, находясь в ..., проживали в курорте-отеле. В соответствии с Модельным Законом «О туристской деятельности», принятом на двадцать седьмом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ (Постановление № 27-15 от 16.11.2006) курортом является территория, обладающая природными лечебно-оздоровительными ресурсами, где расположены лечебные и оздоровительные учреждения, сооружения и иные объекты туристской индустрии курортов и инфраструктуры. Таким образом, курорт-отель «К.», обладая статусом курорт, относится к оздоровительным учреждениям. Каких-либо доказательств того, что этот курорт не является оздоровительным учреждением, ответчиком суду не представлено. С таким выводами суда не может согласиться судебная коллегия, т.к. они не основаны на нормах материального права, регулирующих спорные правоотношения. В соответствии с п. 5 ст. 16 ФЗ «О статусе военнослужащих» офицеры, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 25 лет и более вне зависимости от основания увольнения и члены их семей не более одного раза в год обеспечиваются санаторно-курортным лечением и организованным отдыхом в санаториях, домах отдыха, пансионатах, детских оздоровительных лагерях, на туристских базах Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба). В соответствии с п. 5 ст. 20 ФЗ «О статусе военнослужащих» офицеры, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 25 лет и более вне зависимости от основания увольнения, прапорщикам и мичманам, уволенным с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, предоставлено право на проезд на безвозмездной основе железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом на стационарное лечение в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии или в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения и обратно (один раз в год). Такое же право на проезд имеют и члены семей указанных офицеров при следовании в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения. В соответствии с п. 9 названной статьи расходы, связанные с перевозкой военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, членов их семей и перевозом личного имущества железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом, бронированием мест в гостиницах при направлении военнослужащих в служебные командировки, возмещаются за счет средств Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Во исполнение указанной нормы закона было издано Постановление Правительства РФ № 354 от 20.04.2000. «О порядке возмещения расходов, связанных с перевозкой военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, а также их личного имущества», которым закреплено положение о возмещении Министерством обороны РФ расходов, связанных с проездом железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным транспортом офицеров, уволенных с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 25 лет и более независимо от основания увольнения, - на стационарное лечение в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии или в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения и обратно (один раз в год), а также членов их семей при следовании в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения и обратно (один раз в год). Министром обороны РФ издан Приказ № 300 от 08.06.2000, которым военным комиссарам предписано возмещать военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей (близким родственникам), имеющим право на бесплатный проезд и перевоз личного имущества, расходы, связанные с приобретением проездных и перевозочных документов, в том числе расходы, связанные с пользованием постельными принадлежностями, проездом в вагонах повышенной комфортности, оплатой установленных на транспорте дополнительных сборов (за исключением расходов, связанных с доставкой билетов на дом, переоформлением билетов по инициативе пассажира), после осуществления проезда и перевоза, предъявления документов, подтверждающих фактические затраты по проезду и перевозу в пределах норм, установленных для соответствующих категорий военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, а также членов их семей (близких родственников). Организация туристических путевок за границу военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, членов их семей и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил РФ осуществляется в соответствии с Приказом Министра обороны РФ № 405 от 03.10.2001. Данным Приказом военным комиссарам предписано обеспечить организацию туристских поездок за границу военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, офицеров, прапорщиков, мичманов, уволенных с военной службы, членов их семей и курсантов военно-учебных заведений Министерства обороны Российской Федерации, имеющих в соответствии со статьей 16 Федерального закона «О статусе военнослужащих» право на организованный отдых на туристских базах Министерства обороны Российской Федерации по льготной оплате стоимости путевок, а также лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации через туристические организации. Начальнику тыла Вооруженных Сил Российской Федерации - заместителю Министра обороны Российской Федерации предписано до 01.12.2009 обеспечить. совместно с заинтересованными департаментами, главными и центральными управлениями Министерства обороны Российской Федерации определение в соответствии с законодательством Российской Федерации туристических организаций, оказывающих услуги по направлению в туристские поездки за границу лиц, имеющих на это право, утверждать ежегодно план зарубежных туристских поездок таких лиц и план распределения туристских путевок для поездок за границу между видами Вооруженных Сил Российской Федерации, военными округами, флотами, родами войск, главными и центральными управлениями Министерства обороны Российской Федерации; представлять совместно с заместителем Министра обороны Российской Федерации по финансово-экономической работе ежегодно в декабре текущего года предложения о программе зарубежных туристских поездок личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации в наступающем году и объеме финансовых средств, необходимых для реализации этой программы. Из анализа изложенного Приказа следует, что выезд в туристические поездки за границу лиц, имеющих на это право, должен быть организован структурами Министерства обороны РФ согласно программам зарубежных туристических поездок и в пределах, выделенных на эти цели бюджетных средств. Однако как следует их искового заявления и пояснения истца путевка на отдых в ... была приобретена истцом самостоятельно и агентство, где была приобретена путевка, не относится к туристическим организациям, участвующим в реализации программы зарубежных туристических поездок личного состава Вооруженных сил РФ. В обоснование исковых требований истец ссылается на его право на оплату проезда по основаниям, предусмотренным не ст. 16 ФЗ «О статусе военнослужащих», а п. 5 ст. 20 указанного ФЗ, предусматривающим оплату проезда к месту оздоровления. Однако критерием отнесения приобретаемой путевки к подпадающей под действие п. 5 ст. 20 ФЗ по смыслу указанной нормы является ее направленность на оздоровление, т.е. учреждение, в которое направляется военнослужащий или член его семьи, должно являться санаторно-курортным либо оздоровительным. Как разъяснил Конституционный Суд РФ в Определении от 14.07.2011 № 895-О-О п. 5 ст. 20 ФЗ «О статусе военнослужащих» предусматривает для офицеров, уволенных с военной службы по основаниям, указанным в законе, возможность оплаты стоимости проезда к месту стационарного лечения, в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения и обратно, обеспечивая тем самым реализацию их права на охрану здоровья и медицинскую помощь. Однако истцом суду не было представлено доказательств того, что путевка в туристический отель «К.», кроме проживания и питания, предусматривала какие-либо лечебно-оздоровительные программы. Само по себе проживание в курортной зоне не свидетельствует о наличии в составе туристического продукта лечебно-оздоровительных программ и мероприятий. При таких обстоятельствах, у суда не имелось правовых оснований для взыскания в пользу истца расходов на проезд к месту отдыха и обратно. В связи с изложенным, решение суда по настоящему делу не может быть признано законным и подлежит отмене. С учетом установления всех юридически значимых обстоятельств по делу, судебная коллегия в соответствии со ст. 361 ГПК РФ полагает возможным принять по делу новое решение, не передавая дело на новое рассмотрение. Судом установлено, что истец и его супруга самостоятельно выезжали на отдых в ... по путёвке, приобретённой через бюро международного молодёжного туризма «С.» в ...., в лечении не нуждались. Агентство, где была приобретена истцом путевка, не относится к туристическим организациям, участвующим в реализации программы зарубежных туристических поездок личного состава Вооруженных сил РФ. При таких обстоятельствах, исковые требования Назарова В.Ф. к Военному комиссариату Иркутской области о взыскании расходов на проезд к месту отдыха и обратно необоснованны и не подлежат удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь статьями 360, 361, 362, 363, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия О П Р Е Д Е Л И Л А решение Кировского районного суда г. Иркутска от 5 июля 2011 года по данному делу отменить. Принять по делу новое решение. Исковые требования Назарова В.Ф. к Военному комиссариату Иркутской области о взыскании расходов на проезд к месту отдыха и обратно в размере ... рубля - оставить без удовлетворения. Председательствующий Е.Ю. Орлова Судьи А.А. Попова М.А. Александрова