О признании недействительными решений и постановлений, связанных с проведением конкурса на замещение должности главы администрации



Судья Бутина Е.Г.

Судья-докладчик Воеводина О.В.

По делу № 33-14092/11

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

20 декабря 2011 года г. Иркутск

Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:

председательствующего Воеводиной О.В.,

судей Апхановой С.С. и Каракич Л.Л.,

с участием прокурора Нарижняк О.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе заявителя Батуева С.В. на решение Ангарского городского суда Иркутской области от 22 сентября 2011 года по гражданскому делу по заявлению Батуева С.В. о признании досрочно прекращенными полномочия депутата Думы Ангарского муниципального образования, мэра Ангарского муниципального образования, председателя Думы Ангарского муниципального образования Жукова В.В., признании недействительными решений и постановлений Думы Ангарского муниципального образования и решений конкурсной комиссии, связанных с проведением конкурса на замещение должности главы администрации Ангарского муниципального образования, возложении на Думу Ангарского муниципального образования обязанности избрать из своего состава нового мэра Ангарского муниципального образования и провести конкурс на замещение должности главы администрации Ангарского муниципального образования,

УСТАНОВИЛА:

Батуев С.В., обращаясь в суд с заявлением, указал, что он участвовал в конкурсе на замещение должности главы администрации Ангарского муниципального образования Иркутской области, который состоялся <дата обезличена>. По результатам конкурса он не прошел, так как набрал недостаточное количество баллов. Решение конкурсной комиссии от <дата обезличена> он считает незаконным, поскольку конкурс был проведен с грубыми нарушениями действующего законодательства и Положения «О проведении конкурса на замещение должности главы администрации Ангарского муниципального образования». При проведении конкурса комиссией не были созданы равные условия для всех кандидатов, не было обеспечено единство требований ко всем кандидатам, не был обеспечен принцип гласности и состязательности, что привело к нарушению его права как гражданина РФ на равный доступ к замещению должности главы администрации АМО в соответствии с его способностями и профессиональной подготовкой. Всем кандидатам задавалось разное количество вопросов, поскольку кандидаты Медко А.А. и И. находились в помещении, где проводился конкурс всего 5-7 минут, тогда как он находился в помещении проведения конкурса 45 минут. В помещение проведения конкурса не были допущены ни кандидаты, ни депутаты, ни представители средств массовой информации. Кандидат Медко А.А. был незаконно включен в список кандидатов на должность главы администрации АМО, поскольку не имел соответствующего стажа работы на должностях государственной гражданской службы или муниципальной службы. Конкурс на замещение должности главы администрации АМО проходил без участия членов конкурсной комиссии - представителей Законодательного собрания Иркутской области. Правовые акты - решение конкурсной комиссии от <дата обезличена> , решения Думы от <дата обезличена>, от <дата обезличена>, от <дата обезличена>, от <дата обезличена> являются незаконными, поскольку подписаны мэром АМО, председателем конкурсной комиссии Жуковым В.В., то есть лицом, не имеющим полномочия подписывать указанные правовые акты, так как Жуков В.В. был избран депутатом Думы АМО в результате муниципальных выборов депутатов Думы АМО <дата обезличена>. В нарушение ч. 9 ст. 4 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», п. 4 ч. 2 ст. 36 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» решением Думы АМО от <дата обезличена> мэр АМО Жуков В.В. был назначен и.о. главы администрации АМО и наделен исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и организации деятельности администрации АМО. Считает, что с момента назначения Жукова В.В. и.о. главы администрации АМО действительность мандата депутата Думы АМО, полномочия председателя Думы АМО и мэра АМО Жукова В.В. прекращены, поскольку выполнение Жуковым В.В. профессиональных обязанностей главы администрации АМО несовместимо с мандатом депутата Думы АМО, с исполнением полномочий председателя Думы АМО и исполнением полномочий мэра АМО. В связи с чем считает, что конкурс на замещение должности главы администрации АМО <дата обезличена>, проведенный с грубыми нарушениями законодательства, вынесение незаконного решения конкурсной комиссии от <дата обезличена> и последующее принятие незаконного решения Думы АМО от <дата обезличена> нарушило его право как гражданина РФ на равный доступ к замещению должности главы администрации АМО в соответствии с его способностями и профессиональной подготовкой.

Заявитель с учетом уточнений просил суд признать досрочно прекращенными с <дата обезличена> полномочия депутата Думы Ангарского муниципального образования Иркутской области, мэра Ангарского муниципального образования, председателя Думы Ангарского муниципального образования Жукова В.В.; признать недействительными решения Думы Ангарского муниципального образования: от <дата обезличена> «Об утверждении Положения о порядке проведения конкурса на замещение должности главы администрации Ангарского муниципального образования», от <дата обезличена> «О внесении изменений в Положение о порядке проведения конкурса на замещение должности главы администрации Ангарского муниципального образования», от <дата обезличена> «О назначении членов конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение должности главы администрации Ангарского муниципального образования», от <дата обезличена> «О проведении конкурса на замещение должности главы администрации Ангарского муниципального образования»; постановление мэра АМО от <дата обезличена> «О созыве первого заседания конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение должности главы администрации Ангарского муниципального образования»; решения конкурсной комиссии от <дата обезличена> об избрании председателем конкурсной комиссии Жукова В.В., секретарем - Ж.; сообщение конкурсной комиссии от <дата обезличена> о проведении конкурса на замещение должности главы администрации Ангарского муниципального образования; решения конкурсной комиссии от <дата обезличена> об утверждении формы оценочных листов, от <дата обезличена> «Об утверждении списка кандидатов на должность главы администрации Ангарского муниципального образования, допущенных к участию в конкурсе на замещение должности главы администрации Ангарского муниципального образования»; итогового оценочного листа конкурса; решение конкурсной комиссии от <дата обезличена> гола «О признании конкурса на замещение должности главы администрации Ангарского муниципального образования состоявшимися и утверждении списка кандидатов на должность главы администрации Ангарского муниципального образования и представления Думе Ангарского муниципального образования»; постановление Думы АМО от <дата обезличена> «О созыве внеочередного заседания Думы Ангарского муниципального образования» с повесткой дня «О назначении на должность главы администрации Ангарского муниципального образования по результатам открытого конкурса на замещение должности главы администрации Ангарского муниципального образования»; решение Думы АМО от <дата обезличена> «О назначении на должность главы администрации Ангарского муниципального образования»; возложить на Думу АМО обязанность не позднее одного месяца избрать из своего состава нового мэра АМО и провести конкурс на замещение должности главы администрации АМО.

В судебном заседании Батуев С.В., его представители Харченко А.Н., Самойлов В.А., допущенные к участию в деле на основании ч. 6 ст. 53 ГПК РФ, заявленные требования поддержали.

Представитель Думы АМО, мэра АМО Жукова В.В. – Вазанова Г.В., действующая на основании доверенностей, в судебном заседании с заявлением Батуева С.В. не согласилась.

Заинтересованные лица Жуков В.В., Медко А.А. в судебное заседание не явились, представили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.

Представитель заинтересованного лица Медко А.А. - Жукова Ю.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании с заявлением Батуева С.В. не согласилась.

Решением Ангарского городского суда Иркутской области от 22 сентября 2011 года в удовлетворении заявления Батуева С.В. отказано в полном объеме.

В кассационной жалобе заявитель Батуев С.В. просит решение суда отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе судей. В обоснование доводов к отмене решения указал, что судом нарушены нормы материального и процессуального права, не доказаны установленные судом обстоятельства, имеющие значение для дела. Необоснован вывод суда о том, что правовые акты о назначении членов конкурсной комиссии не являются нормативными правовыми актами, не затрагивают права и интересы неограниченного круга лиц, поэтому не должны быть в обязательном порядке опубликованы в средствах массовой информации, в связи с чем, доводы заявителя о признании недействительными решений конкурной комиссии о проведении конкурса на замещение должности главы администрации АМО, поскольку не было опубликовано постановление о назначении членов конкурсной комиссии Законодательным Собранием, несостоятельны. Считает, что суд не применил закон, подлежащий применению. В материалах дела отсутствуют доказательства факта опубликования в печатном средстве массовой информации «Общественно-политическая газета «Областная» постановления Законодательного Собрания Иркутской области от <дата обезличена> «О назначении членов конкурсной комиссии для рассмотрения кандидатур на замещение должности главы администрации Ангарского муниципального образования по контракту». Поскольку указанное постановление надлежащим образом обнародовано не было, оно не может быть применено в качестве подтверждения надлежащего назначения представителей Законодательного Собрания Иркутской области членами конкурсной комиссии. Кроме того, необоснован вывод суда о том, что конкурс на замещение должности главы администрации АМО был проведен в рамках закона. В материалах дела отсутствует решение Думы АМО о назначении членов конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение должности главы администрации АМО, куда бы вошли представители, назначенные Думой АМО (6 человек), и представители, назначенные Законодательным Собранием Иркутской области (3 человека). Следовательно, конкурсная комиссия не была сформирована в соответствии с законом. Суд необоснованно пришел к выводу о неподтвержденности его доводов о нарушении процедуры прохождения конкурса, не дал должной оценки показаниям свидетеля К. и отказал в удовлетворении ходатайства о прослушивании аудиозаписи прохождения конкурса Медко А.А. для сравнения с ходом прохождения конкурса им. Таким образом, суд не исследовал доказательство, имеющее значение для правильного разрешения дела, и лишил участников процесса возможности достоверно убедиться в том, что ему и Медко А.А. было задано разное количество вопросов. Кроме того, суд неправильно применил ст. 2 Закона Иркутской области № 88-ОЗ «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Иркутской области», поскольку функции «председатель Думы города Ангарска» и «заместитель председателя Думы города Ангарска» не являются должностями муниципальной службы. Преюдициально установлен факт вступления Жукова В.В. в должность главы администрации АМО и исполнения им полномочий главы администрации АМО. Однако суд посчитал, что данное обстоятельство не свидетельствует о досрочном прекращении полномочий Жукова В.В. как выборного должностного лиц - депутата Думы АМО и мэра АМО. В силу ч. 9 ст. 4 ФЗ «Об основных гарантиях прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» депутаты представительных органов муниципальных образований не могут замещать должности муниципальной службы. Суд не учел, что данная норма носит превентивный характер, и нарушение этого правила ведет к досрочному прекращению полномочий такого депутата. В этой ситуации для правильного разрешения спорного правоотношения, когда отсутствует норма права, регулирующая спорное отношение, суду необходимо было применить нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона).

В письменных возражениях на кассационную жалобу прокурор, участвующий в деле, Лейдерман Н.Ю., заинтересованное лицо мэр АМО, председатель Думы АМО Жуков В.В., представитель Думы АМО Вазанова Г.В. просят решение суда оставить без изменения, а кассационную жалобу – без удовлетворения.

Заслушав доклад по делу, заключение прокурора Нарижняк О.Н., полагавшей решение суда законным и обоснованным, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения кассационной жалобы.

При рассмотрении настоящего дела суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, правильно применил нормы процессуального и материального права, дал надлежащую оценку всем собранным по делу доказательствам в их совокупности в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ.

Разрешая возникший спор, суд первой инстанции установил, что в связи с изменением порядка образования органов местного самоуправления Ангарского муниципального образования согласно Уставу АМО в редакции от <дата обезличена>, в соответствии с Положением о порядке проведения конкурса на замещение должности главы администрации АМО, утвержденным решением от <дата обезличена> Думы Ангарского муниципального образования, <дата обезличена> состоялся конкурс на замещение должности главы администрации Ангарского муниципального образования.

Положение о проведении конкурса на замещение должности главы администрации Ангарского муниципального образования, проект контракта с главой администрации Ангарского муниципального образовании, перечень вопросов для определения знания кандидатов опубликованы в газете «Ангарские ведомости» от <дата обезличена>.

Решением от <дата обезличена> Дума АМО в состав конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение должности главы администрации АМО, в части, формируемой Думой АМО, назначила Жукова В.В., Ж., Б., К., К., Е.

Постановлением от <дата обезличена> Законодательное Собрание Иркутской области в состав конкурсной комиссии для рассмотрения кандидатур на замещение должности главы администрации АМО назначила Д., С., А.

Отвергая доводы заявителя о недействительности решения конкурсной комиссии о проведении конкурса на замещении должности главы администрации АМО, поскольку не было опубликовано постановление о назначении членов конкурсной комиссии Законодательным Собранием, суд правильно исходил из того, что правовые акты о назначении членов конкурсной комиссии не являются нормативными правовыми актами, не затрагивают права и интересы неограниченного круга лиц, и поэтому не должны быть в обязательном порядке опубликованы в средствах массовой информации.

В конкурсе на должность главы администрации АМО участвовали Батуев С.В., И., И., К., Медко А.А., Х. Решением от <дата обезличена> конкурсной комиссией был сформирован список из указанных кандидатов, и все были допущены к конкурсу на замещение должности главы администрации. Конкурс был назначен на <дата обезличена>, о чем было размещено сообщение в газете .... от <дата обезличена>, в газете .... от <дата обезличена>.

Согласно итоговому оценочному листу от <дата обезличена> кандидат Батуев С.В. набрал по итогам конкурса средний бал <данные изъяты>; кандидат Медко А.А. - средний бал <данные изъяты>. Решением конкурсной комиссии по проведению конкурса от <дата обезличена> конкурс признан состоявшимся, утвержден список кандидатов на должность главы администрации АМО из трех человек, в состав которого вошел Медко А.А. Решением Думы АМО от <дата обезличена> на должность главы администрации АМО назначен Медко А.А.

Проверяя доводы заявителя о нарушении процедуры проведения конкурса, суд установил, что Батуеву С.В. было задано пять вопросов из перечня вопросов для определения знаний кандидатов на должность главы администрации АМО и два вопроса, не подлежащих оценке. По времени нахождения в помещении прохождения конкурса, Батуев С.В. находился 35 минут. В помещении проведения конкурса присутствовали представители средств массовой информации - газеты .... и телекомпании ..... При проведении конкурса присутствовало 7 членов конкурсной комиссии, что составляет две третьих от состава конкурсной комиссии и соответствует требованиям п. 2 ст. 6 Положения о проведении конкурса на замещение должности главы администрации АМО. Кроме того, Положением о проведении конкурса на замещение должности главы администрации АМО, не регламентировано и не ограничено время проведения собеседования кандидатов и длительное время нахождения Батуева С.В. при прохождении им собеседования не является нарушением его прав как претендента на замещение должности главы администрации АМО.

Также судом проверены доводы заявителя об отсутствии у кандидата Медко А.А. стажа работы на руководящей должности, необходимого для участия в конкурсе на замещение должности главы администрации АМО.

Судом установлено, что Медко А.А. имеет стаж работы: <данные изъяты> в должности начальника группы ФГУП «А.», <данные изъяты> - заместителя председателя Думы города Ангарска, <данные изъяты> - заместителя начальника отдела по работе с персоналом ОАО «А.», <данные изъяты> - в должности начальника правового отдела администрации Ангарского муниципального образования. В соответствии с решением Думы города Ангарска от <дата обезличена> заместитель председателя Думы города Ангарска Медко А.А. осуществлял свои полномочия на постоянной основе с <дата обезличена>. Таким образом, Медко А.А. на <дата обезличена> имел стаж работы на должностях государственной гражданской или муниципальной службы <данные изъяты>, стаж работы на руководящей должности <данные изъяты>, поэтому конкурсная комиссия обоснованно включила его в список кандидатов для участия в конкурсе.

Кроме того, Батуев С.В. в обоснование незаконности решений, постановлений Думы АМО, решений конкурсной комиссии, связанных с проведением конкурса на замещение должности главы администрации АМО, ссылался на то, что они подписаны неуполномоченным лицом, а именно мэром Ангарского муниципального образования Жуковым В.В., председателем Думы АМО, полагая, что полномочия Жукова В.В., как председателя Думы АМО, мэра АМО, депутата АМО, досрочно прекращены с <дата обезличена>, то есть с даты назначения его исполняющим обязанности главы администрации АМО.

Проверяя доводы заявителя в этой части, суд установил, что решением Думы АМО от <дата обезличена> мэр Ангарского муниципального образования Жуков В.В. наделен полномочиями по решению вопросов местного значения и по организации деятельности администрации АМО. Решением Думы от <дата обезличена> ранее принятое решение от <дата обезличена> отменено.

Вместе с тем, суд, отвергая доводы Батуева С.В. в этой части, правильно указал, что указанные обстоятельства не свидетельствуют о досрочном прекращении полномочий Жукова В.В., как выборного должностного лица - депутата Думы АМО и мэра АМО, поскольку Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлен исчерпывающий перечень для досрочного прекращения полномочий мэра Ангарского муниципального образования, а требования о запрете замещения депутатами должности муниципальной службы, установленные ч. 9 ст. 4 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», не ведут к безусловному прекращению полномочий депутата, и доказательств нарушения депутатом, мэром Ангарского муниципального образования Жуковым В.В. такого запрета на момент обращения заявителя с требованием о досрочном прекращении его полномочий как депутата, председателя Думы АМО, мэра АМО, не представлено.

Таким образом, принимая во внимание, что доводы заявителя о нарушении процедуры прохождения конкурса, необоснованном включении Медко А.А. в список кандидатов для участия в конкурсе на замещение должности главы администрации АМО, а также об отсутствии у Жукова В.В., как председателя Думы АМО, мэра АМО, депутата АМО, полномочий на подписание решений, постановлений Думы АМО, решений конкурсной комиссии, связанных с проведением конкурса на замещение должности главы администрации АМО, не нашли своего подтверждения, суд первой инстанции правильно не усмотрел оснований для удовлетворения заявления Батуева С.В.

Выводы суда подробно мотивированы в решении, соответствуют содержанию доказательств, собранных и исследованных в соответствии со ст.ст. 56, 67 ГПК РФ, и не вызывают у судебной коллегии сомнений в их законности и обоснованности.

Доводы кассационной жалобы заявителя Батуева С.В. о незаконности обжалуемого решения, о неполном исследовании доказательств не могут быть приняты во внимание, поскольку основаны на неверном толковании материального закона, направлены на переоценку доказательств по делу и правильных выводов суда.

Решение суда постановлено в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями закона, и оснований к его отмене по доводам кассационной жалобы у судебной коллегии не имеется.

Все доводы заявителя и его представителей, в том числе и приведенные в кассационной жалобе, являлись предметом судебного разбирательства, суд первой инстанции дал им правильную оценку и обоснованно признал эти доводы несостоятельными по мотивам, изложенным в решении суда.

Таким образом, решение Ангарского городского суда Иркутской области от 22 сентября 2011 года, проверенное в силу ч. 1 ст. 347 ГПК РФ в пределах доводов кассационной жалобы, является законным и обоснованным, в связи с чем отмене не подлежит, а кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 360, 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Ангарского городского суда Иркутской области от 22 сентября 2011 года по гражданскому делу по заявлению Батуева С.В. о признании досрочно прекращенными полномочия депутата Думы Ангарского муниципального образования, мэра Ангарского муниципального образования, председателя Думы Ангарского муниципального образования Жукова В.В., о признании недействительными решений и постановлений Думы Ангарского муниципального образования и решений конкурсной комиссии, связанных с проведением конкурса на замещение должности главы администрации Ангарского муниципального образования, возложении на Думу Ангарского муниципального образования обязанности избрать из своего состава нового мэра Ангарского муниципального образования и провести конкурс на замещение должности главы администрации Ангарского муниципального образования оставить без изменения, а кассационную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий О.В.Воеводина

Судьи С.С.Апханова

Л.Л.Каракич

-32300: transport error - HTTP status code was not 200