О признании права на получение среднего месячного заработка



Судья Казарина Н.А.

Судья-докладчик Ткачук М.А. Дело № 33-193/12

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

18 января 2012 года г. Иркутск

Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:

председательствующего Ткачук М.А.,

судей Чертковой С.А. и Давыдовой О.Ф.,

при секретаре Нечкиной Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Стручкова Н.Я. к Областному государственному казенному учреждению Центр занятости населения Слюдянского района о признании права на получение среднего месячного заработка в течение четвертого, пятого, шестого месяца после увольнения, возложении обязанности на ответчика выдать соответствующую справку, компенсации морального вреда, взыскании судебных расходов,

по кассационным жалобам ответчика Областного государственного казенного учреждения Центр занятости населения Слюдянского района и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика Администрации муниципального образования Слюдянский район

на решение Слюдянского районного суда Иркутской области от 30 ноября 2011 года, которым исковые требования удовлетворены частично,

У С Т А Н О В И Л А:

В обоснование заявленных требований истец указал, что (Дата обезличена) он был уволен из Администрации муниципального образования Слюдянский район, где проходил муниципальную службу в должности ***, по пункту 2 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации (сокращение штата работников организации). Он встал на учет в ЦЗН Слюдянского района, однако вакансий для трудоустройства не было. Согласно справке ЦЗН от (Дата обезличена) за ним в течение третьего месяца была сохранена средняя заработная плата, после чего он был снят с учета. Полагает, что государственные гарантии в виде выплаты средней заработной платы на период трудоустройства, но не свыше 6 месяцев, сохраняются в районах, где начисляется районный коэффициент и процентная надбавка. В Иркутской области данные надбавки к заработной плате имеются. Просил признать за ним право на получение среднего месячного заработка в течение четвертого, пятого, шестого месяца после увольнения; возложить обязанность на ответчика выдать соответствующую справку; взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере *** рублей, судебные расходы на оплату услуг представителя в размере *** рублей.

Представитель ответчика Областного государственного казенного учреждения Центр занятости населения Слюдянского района Канифатова Т.А. исковые требования не признала.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика Администрации муниципального образования Слюдянский район Маюрова О.Е. с исковыми требованиями не согласилась.

Решением Слюдянского районного суда Иркутской области от 30 ноября 2011 года исковые требования Стручкова Н.Я. удовлетворены частично. За Стручковым Н.Я. признано право на получение среднего месячного заработка в течение четвертого, пятого и шестого месяца после увольнения. На Областное государственное казенное учреждение Центр занятости населения Слюдянского района возложена обязанность принять соответствующее решение и выдать документ, свидетельствующий о сохранении за Стручковым Н.Я. средней заработной платы за четвертый месяц со дня увольнения за период с (Дата обезличена) по (Дата обезличена); за пятый месяц со дня увольнения за период с (Дата обезличена) по (Дата обезличена); за шестой месяц со дня увольнения за период с (Дата обезличена) по (Дата обезличена). С Областного государственного казенного учреждения Центр занятости населения Слюдянского района в пользу Стручкова Н.Я. взыскана компенсация морального вреда в размере *** рублей, расходы на оплату услуг представителя в размере *** рублей. В удовлетворении исковых требований в остальной части отказано.

В кассационных жалобах ответчик ОГКУ Центр занятости населения Слюдянского района и третье лицо Администрация муниципального образования Слюдянский район просят об отмене решения суда, указывая, что суд не учел обстоятельство, что с (Дата обезличена) на работников, высвобождаемых в связи с реорганизацией, ликвидацией объединений предприятий, организаций и учреждений в районах и местностях, где надбавки выплачиваются в порядке и на условиях, определенных Постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 06 апреля 1972 года № 255, норма о сохранении на период трудоустройства, но не свыше 6 месяцев, средней заработной платы по прежнему месту работы, не распространяется; суд не учел то обстоятельство, что истец добровольно написал заявление об отказе от государственных услуг и после снятия с учета не обращался в центр занятости за содействием в трудоустройстве, не подавал заявлений о выдаче справок о сохранении за ним среднего месячного заработка в течение четвертого, пятого, шестого месяцев после увольнения; истец не представил доказательств причинения ему физических или нравственных страданий; суд при вынесении решения объявил сумму компенсации морального вреда в размере *** рублей, а при изготовлении мотивированного решения указал *** рублей.

В возражениях на кассационные жалобы истец Стручков Н.Я. и его представитель Павлов В.О. указали, что решение суда является законным и обоснованным.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, выслушав доклад, пояснения истца Стручкова Н.Я. и его представителя Павлова В.О., возражавших против удовлетворения жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

Разрешая возникший спор, суд установил, что (Дата обезличена) Стручков Н.Я. уволен по сокращению штата с должности *** Администрации муниципального образования Слюдянский район. В установленный законом месячный срок, (Дата обезличена), встал на учет в Центр занятости населения Слюдянского района для поиска подходящей работы, но в трехмесячный срок не был трудоустроен.

В соответствии с положениями статьи 318 Трудового кодекса Российской Федерации работнику, увольняемому в связи с сокращением штата работников организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к нему местностях, выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше трех месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).

В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за указанным работником в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в месячный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.

Аналогичная норма содержалась в статье 6 Закона Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», которая утратила силу 30 декабря 2004 года в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей установлен Постановлением Совета Министров СССР от 03 января 1983 года № 12, в котором отсутствует Слюдянский район Иркутской области.

Однако, в соответствии с Постановлением Верховного Совета РСФСР от 19 февраля 1993 года № 4521-1 «О порядке введения в действие Закона Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» действие указанного закона распространено на районы с неблагоприятными климатическими условиями, где установлен районный коэффициент и процентная надбавка.

В Слюдянском районе Иркутской области установлен районный коэффициент и процентная надбавка Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 21 октября 1969 года № 421\26 «О размере районного коэффициента к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в Красноярском крае и Иркутской области».

Возможность сохранения за работником, высвобождаемым в связи с реорганизацией, ликвидацией организаций, расположенных в указанных районах, средней заработной платы на период трудоустройства, но не свыше шести месяцев была установлена также Постановлением Совета Министров РСФСР от 04 февраля 1991 года № 76 «О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов Севера», которое утратило силу в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июня 2011 года № 466.

В настоящее время не принят Федеральный закон о районировании с учетом наличия дискомфортных районов проживания в России, а ранее действовавшее законодательство утратило силу в части районов с неблагоприятными климатическими условиями.

Однако, судебная коллегия полагает, что с учетом конституционных принципов, отмена законов, устанавливающих определенные льготы, должна сопровождаться принятием соответствующего законодательства, регулирующего предоставление социальных гарантий, поэтому суд правильно удовлетворил заявленные истцом требований, в том числе и по основаниям статьи 423 Трудового кодекса Российской Федерации.

При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения суда по доводам кассационных жалоб не имеется.

Доводы кассационных жалоб о том, что суд не учел то обстоятельство, что истец добровольно написал заявление об отказе от государственных услуг и после снятия с учета не обращался в центр занятости за содействием в трудоустройстве, не являются основаниями к отмене решения суда, поскольку суд, оценив все имеющиеся по делу доказательства в их совокупности в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к правильному выводу о том, что указанное заявление было написано в обстоятельствах вынужденности.

Доводы кассационных жалоб о том, что суд при вынесении решения объявил сумму компенсации морального вреда в размере *** рублей, а при изготовлении мотивированного решения указал *** рублей, опровергаются резолютивной частью решения, которая была объявлена в судебном заседании, и из которой усматривается, что размер компенсации морального вреда взыскан судом в размере *** рублей.

Таким образом, решение суда, проверенное в соответствии с требованиями части 1 статьи 347 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов кассационных жалоб, является законным и обоснованным, поэтому отмене не подлежит.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 360, абзацем 2 статьи 361, статьей 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Слюдянского районного суда Иркутской области от 30 ноября 2011 года оставить без изменения, кассационные жалобы ответчика Областного государственного казенного учреждения «Центр занятости населения Слюдянского района», третьего лица Администрации муниципального образования Слюдянский район - без удовлетворения.

Председательствующий М.А. Ткачук

Судьи С.А. Черткова

О.Ф. Давыдова

-32300: transport error - HTTP status code was not 200