Судья Орлова О.В. По делу № 33-14102/11 Судья-докладчик Папуша А.С. О П Р Е Д Е Л Е Н И Е 22 декабря 2011 года г. Иркутск Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе: председательствующего Петуховой В.Г., судей Папуши А.С., Зубковой Е.Ю., при секретаре Нечкиной Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя администрации г. Братска в лице представителя Новосад О.А., действующего на основании доверенности от (дата обезличена), на решение Братского городского суда Иркутской области от 23 сентября 2011 года по гражданскому делу по заявлению Щербенок В.И. о признании незаконными действий Администрации муниципального образования города Братска по отказу в предоставлении в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства, обязании предоставить земельный участок, У С Т А Н О В И Л А: В обосновании своих требований заявитель Щербенок В.И. указала, что (дата обезличена) она, инвалид ** группы, обратилась в Администрацию города Братска с заявлением о предоставлении для индивидуального жилищного строительства на ** лет в аренду земельного участка по адресу: ...., согласно прилагаемой схеме. Согласно ответу Комитета по градостроительству администрации города Братска ей было отказано в предоставлении земельного участка в виду отсутствия проекта планировки территории. Указала, что ни земельным кодексом РФ, ни Градостроительным кодексом РФ не предусмотрено в качестве основания для отказа в предоставлении земельного участка отсутствие проекта планировки территории. Определением Братского городского суда Иркутской области от 30.08.2011 года к участию в настоящем гражданском деле по инициативе суда в качестве заинтересованных лиц привлечены Комитет по управлению муниципальным имуществом и развитию потребительского рынка администрации г. Братска (далее - КУМИ г. Братска) и Комитет по градостроительству администрации г. Братска. Заявитель Щербенок В.И. в судебное заседание не явилась, будучи надлежаще извещена о месте и времени слушания дела, ее интересы в суде представляет Огородников И.В., действующий на основании доверенности от (дата обезличена) со всеми правами сроком на 1 год. В судебном заседании представитель заявителя Огородников И.В. заявление поддержал, просил удовлетворить. В судебном заседании Новосад О.А. - представитель заинтересованных лиц - администрации муниципального образования города Братска на основании и КУМИ г. Братска, действующая на основании доверенности, с заявлением не согласилась, суду пояснила, что (дата обезличена) Щербенок В.И. - инвалид ** группы, обратилась в администрацию города Братска с заявлением о предоставлении для индивидуального жилищного строительства на семь лет в аренду земельного участка по адресу: .... согласно прилагаемой схеме. (дата обезличена) заявителю было отказано в предоставлении указанного земельного участка по причине отсутствия проекта планировки территории. Кроме того, территория на которой находится данный земельный участок сформирована как земельный участок с кадастровым номером (номер обезличен) по адресу: .... площадью ** га для комплексного освоения в целях малоэтажного жилищного строительства, в ** году земельный участок был выставлен на торги, но по причине отсутствия заявок, торги признаны несостоявшимися. В настоящее время земельный участок свободен от притязаний иных лиц, не изъят из оборота, на него федеральным законом не установлен запрет на приватизацию, земельный участок не зарезервирован для государственных или муниципальных нужд. Вместе с тем, на территории, в отношении которой заявитель обратился о предоставлении земельного участка, не определено где будут находиться места общего пользования, дороги, территория необходимая для размещения соответствующих коммуникаций, в связи с чем предоставить земельный участок не представляется возможным. Представитель заинтересованного лица - Комитета по градостроительству администрации г. Братска в судебное заседание не явился, будучи надлежаще извещен о месте и времени слушания дела, о причинах неявки не сообщил. Решением суда заявление Щербенок В.И. удовлетворено. Суд признал незаконными действия Администрации муниципального образования города Братска, выразившиеся в отказе предоставить Щербенок В.И. земельный участок в аренду по адресу .... для индивидуального жилищного строительства. Этим же решением суд обязал Администрацию муниципального образования города Братска предоставить Щербенок В.И. в аренду сроком на ** лет земельный участок общей площадью ** га по адресу: .... для индивидуального жилищного строительства. На решение суда представителем администрации г. Братска – Новосад О.А., действующей на основании доверенности, подана кассационная жалоба, в которой она просит решение отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд в ином составе суда. В обоснование доводов к отмене решения суда указала, что администрация г. Братска при отсутствии проекта планировки территории не может осуществить формирование земельного участка и установление его границ в соответствии с требованиями градостроительного кодекса РФ для предоставления его истице в целях индивидуального жилищного строительства. По этим же основаниям решение суда является неисполнимым. В возражениях на кассационную жалобу Щербенок В.И. считает решение суда законным и обоснованным. Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и возражений на нее, заслушав доклад по делу, представителя администрации Муниципального образования г. Братска Обожиной С.Н., действующей на основании доверенности, поддержавшую доводы кассационной жалобы, просившую решение по делу отменить, объяснения представителя Щербенок В.И. – Бойко И.В., действующего на основании доверенности от (дата обезличена), просившего решение суда оставить без изменения, а кассационную жалобу – без удовлетворения, проверив обжалованное решение в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение подлежащим отмене по основаниям, предусмотренным п. 1,4 ст. 362 ГПК РФ. В ходе рассмотрения дела судом установлено, что Щербенок В.И., являясь инвалидом ** группы, в (дата обезличена) в порядке п. 3 ст. 30.1 ЗК РФ обратилась в Администрацию муниципального образования города Братска с заявлением о предоставлении для индивидуального жилищного строительства на ** лет в аренду земельного участка по адресу: ...., согласно прилагаемой схеме. Данное заявление содержало информацию об ориентировочном местоположении этого земельного участка, его площади, целевое назначение, а так же право и условия представления земельного участка. Вместе с заявлением была приложена справка МСЭ-(номер обезличен) об установлении Щербенок В.И. Как следует из ответа председателя Комитета по градостроительству г. Братска от (дата обезличена) заявителю было отказано в предоставлении вышеуказанного земельного участка в виду отсутствия проекта планировки территории. Суд пришел к выводу о том, что данный отказ является незаконным, так как земельный участок, который просил предоставить в аренду заявитель находится на землях городского поселения, этот участок не изъят из оборота, отсутствует какой-либо запрет на его приватизацию или предоставление в аренду. Поэтому суд признал данный отказ в предоставлении земельного участка незаконным и обязал администрацию г. Братска представить Щербенок В.И. в аренду сроком на ** лет земельный участок общей площадью ** га по адресу: .... для индивидуального жилищного строительства. Как предусмотрено ч. 1, 2 ст. 41 Градостроительного кодекса РФ, что в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов осуществляется подготовка документации по планировке территории. Из положений ч. 1, 9 ст. 42 Градостроительного кодекса РФ следует, что подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения. Проект планировки территории является основой для разработки проектов межевания территорий. Из чего следует, что в случае когда, документация о застройке земельного участка, находящегося в городской черте, о предоставлении которого просит гражданин, не разработана (отсутствует проект планировки территории, ее зонирование, проект межевания этой территории), осуществление предоставления такого земельного участка для индивидуального жилищного строительства осуществляется в соответствии с ч. 1, 5 ст. 30 ЗК РФ с предварительным согласованием места размещения объекта, который предусматривает выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта, а также выполнения в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществления его государственного кадастрового учета. Частями 1 и 3 ст. 30.1. Земельного кодекса РФ установлено, что земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду, а в случаях, установленных подпунктом 5 пункта 1 статьи 24 ЗК РФ, - в безвозмездное срочное пользование без предварительного согласования места размещения объекта. Предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка. В двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети «Интернет». В случае, если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка заявления не поступили, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, принимает решение о предоставлении такого земельного участка для жилищного строительства в аренду гражданину, указанному в абзаце первом настоящего пункта. Договор аренды земельного участка подлежит заключению с указанным гражданином в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета такого земельного участка. Общий порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регламентирован ст. 31 Земельного кодекса РФ. В соответствии с ч. 1 ст. 31 ЗК РФ предоставление таких земельных участков осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов или с предварительным согласованием мест размещения объектов. Как предусмотрено п. 11 ст. 30 ЗК РФ предоставлении земельных участков в аренду для индивидуального жилищного строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется при его размещении в городском или сельском поселении в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки (зонированием территорий). Анализируя в совокупности нормы земельного и градостроительного законодательства, регулирующие порядок предоставления земельных участков в городской черте гражданам, в том числе гражданам-инвалидам, для индивидуального жилищного строительства судебная коллегия приходит к выводу о том, что представление гражданину-инвалиду земельного участка для индивидуального жилищного строительства в городской черте, на земельном участке, отнесенном к городскому поселению, в отношении которого не осуществлена разработка градостроительной документации о застройке осуществляется с соблюдение порядка предварительного согласования места размещения объекта. Данные положения закона не были учены судом при разрешении дела. Из материалов дела следует, что земельный участок, о предоставлении которого просит заявитель, расположен на ранее сформированном на основании Распоряжения председателя комитета по градостроительству администрации г. Иркутска № 59 от 21.12.2006 г. «О подготовке проекта границ» и распоряжения заместителя мэра г. Братска (номер обезличен) (дата обезличена) «Об утверждении проекта границ земельного участка для комплексного освоения в целях малоэтажного жилищного строительства» земельном участке площадью ** га. для комплексного освоения в целях малоэтажного строительства (л.д. **), данный участок был поставлен на кадастровый учет. Указанным выше распоряжением администрации г. Братска были утверждены границы земельного участка площадью ** га. для комплексного освоения в целях малоэтажного строительства по адресу: .... Указанные выше распоряжения на момент рассмотрения дела в суде первой инстанции не отмены. Учитывая изложенное выше, судебная коллегия находит решение суд подлежащим отмене, как принятое с нарушением норм материального права, поскольку при разрешении дела судом были неправильно истолкованы и применены положения ст. ст. 41, 42 Градостроительного кодекса РФ, 30, 31, 30.1. Земельного кодекса РФ, поскольку судом возложена обязанность на администрацию г. Братска предоставить конкретный земельный участок без проведения процедуры согласования места размещения объекта на этом участке и без его формирования, а также без учета того, что этот участок сформирован для комплексного освоения в целях малоэтажного строительства для продажи на аукционе права на заключение договоров аренды земельных участков. Как следует из материалов дела Щербенок В.И. с заявлением о предварительном согласовании места размещения объекта на испрашиваемом ею в аренду земельном участке в администрацию г. Братска не обращалась, решение о таком согласовании в отношении этого участка администрацией г. Братска не было принято, поэтому отсутствуют основания для возложения на администрацию г. Братска обязанности предоставить Щербенок В.И. конкретный земельный участок, о предоставлении, которого в аренду она просит. Таким образом, оценивая собранные по делу доказательства, судебная коллегия приходит к выводу о том, что право Щербенок В.И. на предоста-вление данного конкретного земельного участка нарушено не было, поскольку правовые основания для его предоставления отсутствуют. Поэтому судебная коллегия находит правильным в удовлетворении требований Щербенок В.И. по настоящему делу отказать в полном объеме, поскольку ею может быть реализовано право на предоставление другого земельного участка для индивидуального жилищного строительства. На основании изложенного выше, руководствуясь ст.ст. 361, 362 ч. 1 п. 1,4, ст. 366 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам, О П Р Е Д Е Л И Л А: решение Братского городского суда Иркутской области от 23 сентября 2011 года по гражданскому делу по заявлению Щербенок В.И. о признании незаконными действий Администрации муниципального образования города Братска по отказу в предоставлении в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства, обязании предоставить земельный участок – отменить, в удовлетворении этих требований Щербенок В.И. – отказать. Председательствующий В.Г. Петухова Судьи А.С. Папуша Е.Ю. Зубкова