О признании бездействий незаконными.



Судья Орлова О.В. По делу № 33-14039/11

Судья-докладчик Папуша А.С.

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

22 декабря 2011 года г. Иркутск

Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:

председательствующего Петуховой В.Г.,

судей Папуши А.С., Зубковой Е.Ю.,

при секретаре Нечкиной Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя Администрации г. Братска - Обожиной С.Н., действующей на основании доверенности от 18.07.2011 г., на решение Братского городского суда Иркутской области от 27 сентября 2011 года по гражданскому делу по иску прокурора города Братска в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа (номер обезличен)» г. Братска, муниципальному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа (номер обезличен)» г. Братска, муниципальному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа (номер обезличен)» г. Братска, администрации муниципального образования г. Братска, Правительству Иркутской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности принять меры для обеспечения подготовки учащихся по основам военной службы,

У С Т А Н О В И Л А:

В обоснование своих требований истец указал, что прокуратурой г. Братска была проведена проверка исполнения законодательства о воинской обязанности в МОУ «СОШ (номер обезличен)», МОУ «СОШ (номер обезличен)» и МОУ «СОШ (номер обезличен)» в результате которой было установлено, что в указанных муниципальных учреждениях в нарушение требований ч. 7 ст. 14 Закона Российской Федерации от (дата обезличена) (номер обезличен) «Об образовании», а также Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах, утвержденной приказом Министра обороны РФ и Министра образования РФ от (дата обезличена) (номер обезличен) осуществляется подготовка по основам военной службы в рамках предмета «Основы безопасности жизнедеятельности», учреждения не имеют полностью укомплектованной учебно-материальной базы, необходимой для осуществления начальной военной подготовки граждан, установленной Приложением (номер обезличен) к Инструкции, а именно: кабинет ОБЖ не оснащены надлежащим образом, отсутствуют спортивные городки, стрелковый тир, либо место для стрельбы (электронный стрелковой тренажер).

В связи с отсутствием в указанных муниципальных образовательных учреждениях необходимой учебно-материальной базы, в их адрес было внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства о подготовке граждан к военной службе с требованием о принятии мер по оснащению предметного кабинета учреждения спортивным городком, стрелковым тиром.

С учетом уточнений просил признать незаконным бездействие, выразившееся в непринятии мер к созданию условий организации обучения начальным знаниям в области обороны и подготовки учащихся к военной службе и возложить обязанность принять меры для создания материально-технической базы, достаточной для обучения начальным знаниям в области обороны и подготовку учащихся по основам военной службы в муниципальном образовательном учреждении в соответствии с требованиями п. 14 Инструкции (номер обезличен) от (дата обезличена) «Об организации обучения граждан российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального, профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах», утвержденной приказом Министра обороны РФ и Министра образования РФ, и Приложения (номер обезличен) к ней.

В судебном заседании помощник прокурора г. Братска Пащенко В.П. исковые требования поддержала.

Представитель ответчика администрации МО г. Братска Обожина С.Н., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, суду пояснила, что в соответствии со статьями 11, 17 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и воинской службе» обязательная и добровольная подготовка граждан к военной службе осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, при этом финансирование подготовки граждан к военной службе осуществляется за счет средств федерального бюджета. Субвенции на осуществление государственных полномочий на подготовку граждан к военной службе из федерального бюджета в бюджет города Братска в 2011 году не поступали, соответственно руководители муниципальных общеобразовательных учреждений не имели возможности обеспечить данные учреждения материально-технической базой, достаточной для обучения граждан начальными знаниями в области обороны и их подготовки по основам военной службы. Кроме того, в соответствии со ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ст. 11 Положения об администрации муниципального образования города Братска к вопросам местного значения относится организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации. При этом в соответствии с ч. 5 ст. 86 БК РФ органы местного самоуправления не вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Просила суд отказать в удовлетворении требований прокурора города Братска.

Представитель ответчика МОУ «СОШ (номер обезличен)» в судебное заседание не явился, просил рассматривать дело в его отсутствие.

Представители ответчиков МОУ «СОШ (номер обезличен)», МОУ «СОШ (номер обезличен)» в судебное заседание не явились, будучи надлежаще извещены о месте и времени слушания дела, о причинах неявки не сообщили.

Представитель соответчика Правительства Иркутской области в судебное заседание не явился, просил рассматривать дело в свое отсутствие.

Решением суда исковое заявление прокурора города Братска удовлетворено частично.

Суд признал незаконным бездействие администрации муниципального образования г. Братска, муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа (номер обезличен)» г. Братска, муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа (номер обезличен)» г. Братска, муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа (номер обезличен)» г. Братска, выразившееся в непринятии мер к созданию условий для организации обучения начальным знаниям в области обороны и подготовки учащихся к военной службе.

Обязал администрацию муниципального образования г. Братска, муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа (номер обезличен)» г. Братска, муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа (номер обезличен)» г. Братска, муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа (номер обезличен)» г. Братска принять меры для создания материально-технической базы, достаточной для обучения начальным знаниям в области обороны и подготовку учащихся по основам военной службы в муниципальных образовательных учреждениях, в соответствии с требованиями п. 14 Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах, утвержденной приказом Минобороны Российской Федерации и Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 февраля 2010 года № 96/134, и Приложения № 1 к ней.

Судом отказано в удовлетворении исковых требований прокурора города Братска в интересах неопределенного круга лиц к Правительству Иркутской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер к созданию условий для организации обучения начальным знаниям в области обороны и подготовки учащихся к военной службе; обязании принять меры для создания материально-технической базы, достаточной для обучения начальным знаниям в области обороны и подготовку учащихся по основам военной службы в муниципальном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа (номер обезличен)» г. Братска, муниципальном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа (номер обезличен)» г. Братска, муниципальном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа (номер обезличен)» г. Братска, в соответствии с требованиями п. 14 Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах, утвержденной приказом Минобороны Российской Федерации и Министерства образования и науки Российской Федерации от (дата обезличена) (номер обезличен), и Приложения (номер обезличен) к ней.

На решение суда администрацией г. Братска подана кассационная жалоба, в которой представитель просит решение отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе суда. В обоснование доводов к отмене решения суда указала, что выводы суда о том, что обязанность администрации г. Братска по организации предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) образования по основанным общеобразовательным программам не может быть поставлена в зависимость от финансирования, являются несостоятельными. Материально-техническое оснащение образовательных учреждений города Братска требует определенных финансовых затрат, а в соответствии с ч. 5 ст. 86 БК РФ, органы местного самоуправления не праве исполнять расходные обязательства с решением вопросов, отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ.

Кроме того, указывает, что судом неправильно применены нормы материального права и нарушены нормы процессуального права. Полагает, что требования прокурора не могли быть рассмотрены судом в порядке искового производства.

В возражениях на кассационную жалобу представитель Правительства Иркутской области Караваева Е.А. считает решение суда законным и обоснованным.

Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и возражений на нее, заслушав доклад по делу, объяснения представителя администрации Муниципального образования г. Братска Обожиной С.Н., действующей на основании доверенности, поддержавшую доводы кассационной жалобы, просившую решение по делу отменить, объяснения прокурора Нарижняк О.Н. - просившую решение суда оставить без изменения, а кассационную жалобу – без удовлетворения, проверив обжалованное решение в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене обжалованного решения суда.

В ходе рассмотрения дела судом было установлено, что требования законодательства о воинской обязанности, в том числе, ч. 7 ст. 14 Закона Российской Федерации от (дата обезличена) (номер обезличен) «Об образовании», п. 14 Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах, утвержденной приказом Минобороны Российской Федерации и Министерства образования и науки Российской Федерации от (дата обезличена) (номер обезличен), и Приложения (номер обезличен) к ней, не выполнены в полном объеме МОУ «СОШ (номер обезличен)», МОУ «СОШ (номер обезличен)», МОУ «СОШ (номер обезличен)». В указанных общеобразовательных учреждениях материально-техническая база не соответствует рекомендуемым нормативам материально-технического оснащения для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и подготовки по основам военной службы, в частности во всех учреждениях отсутствует стрелковый тир или место для стрельбы (электронный стрелковый тренажер), в МОУ «СОШ (номер обезличен)» отсутствует предметный кабинет с учебными и наглядными пособиями, техническими средствами обучения, в МОУ «СОШ (номер обезличен)» отсутствует спортивный городок с элементами полосы препятствий.

Оценив собранные по делу доказательства в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд обоснованно удовлетворил исковые требования прокурора, поскольку было установлено бездействие Администрации г. Братска и относящихся к его ведению МОУ «СОШ (номер обезличен)», МОУ «СОШ (номер обезличен)», МОУ «СОШ (номер обезличен)» в осуществлении деятельности по созданию условий для организации обучения начальным знаниям в области обороны и подготовки учащихся к военной службе; обязании принять меры для создания материально-технической базы, достаточной для обучения начальным знаниям в области обороны и подготовку учащихся по основам военной службы в муниципальном общеобразовательном учреждении.

Доводы кассационной жалобы о том, что требования прокурора должны были быть заявлены и разрешены в производстве из публичных правоотношений, а не в исковом производстве, не могут быть приняты в качестве основания к отмене обжалованного решения, поскольку в соответствии с ч. 2 ст. 362 ГПК РФ правильное по существу решение не может быть отменено лишь по формальным соображениям.

Также не ставить под сомнение законность обжалованного решения и довод кассационной жалобы о том, что финансирование осуществления начальной военной подготовки является расходным обязательство Российской Федерации и эта обязанность не может быть возложена на местный бюджет, так как судом признано незаконным бездействие администрации г. Братска и относящихся к его ведению учебных учреждений в том, что ими не принимаются меры к получению необходимого финансирования в организации начальной военной подготовки в этих школах, при этом вопрос об источнике финансирования судебным решением не разрешен.

Доводы кассационной жалобы повторяют правовую позицию администрации г. Братска, поддержанную ее представителем в судебном заседании, котором судом дана надлежащая оценка. Выводы суда по этой правовой позиции, изложенные в обжалованном решении суда, судебная коллегия находит правильными и мотивированными.

При таких обстоятельствах решение суда является законным, обоснованным и отмене не полежит.

На основании изложенного выше, руководствуясь ст.ст. 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам,

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Братского городского суда Иркутской области от (дата обезличена) по гражданскому делу по иску прокурора города Братска в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа (номер обезличен)» г. Братска, муниципальному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа (номер обезличен)» г. Братска, муниципальному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа (номер обезличен)» г. Братска, администрации муниципального образования г. Братска, Правительству Иркутской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности принять меры для обеспечения подготовки учащихся по основам военной службы - оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий В.Г. Петухова

Судьи А.С. Папуша

Е.Ю. Зубкова

-32300: transport error - HTTP status code was not 200