О признании права на получение жилищной субсидии за счет средств федерального бюджета



Судья Зверев П.С.

Судья-докладчик Зубкова Е.Ю. По делу №33-3103/2012

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

10 апреля 2012 года г. Иркутск

Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:

председательствующего: Зубковой Е.Ю.,

судей: Сазонова П.А., Симаковой Н.К.,

при секретаре: Людвиг Е.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Парецким А.Г. о признании права на получение жилищной субсидии за счет средств федерального бюджета, права на включение его в число участников программы «Жилище» на 2012 год в Иркутской области с даты первоначальной постановки на учет; понуждении Министерство строительства, дорожного хозяйства Иркутской области включить Парецкого А.Г. и членов его семьи в Сводный (первой очереди) список граждан участников подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты» в рамках реализации программы «Жилище» на 2002-2010 г.г. с 03.04.1998; о понуждении Мамское городское поселение признать Парецкого А.Г. нуждающимся в улучшении жилищных условий с 03.04.1998,

по апелляционной жалобе Министерства строительства, дорожного хозяйства Иркутской области на решение Мамско-Чуйского районного суда Иркутской области от 19 декабря 2011 года по данному гражданскому делу,

УСТАНОВИЛА:

В обоснование заявленных требований Парецкий А.Г. указал, что <дата обезличена> в ходе реорганизации учреждений уголовно-исполнительной системы он был уволен из <данные изъяты> по сокращению штатов. После увольнения со службы он был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий на основании ст. 35 Закона РФ №5473-1 от 21.07.1993 «Об учреждениях и органах исполняющих уголовное наказание». С принятием Федерального закона от 22.08.2004 данная статья утратила силу, при этом гарантированное ему государством право на получение жилища не отменено, а лишь видоизменилось. Все основания для постановки на учет как нуждающегося в улучшении жилищных условий у него на момент увольнения из органов МВД имелись в то время и имеются сейчас.

Указал, что заявление на постановку на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий он подал в г. Красноярск. Решением жилищной комиссии при администрации г.Красноярска от 03.04.1998 он был поставлен на учет в улучшении жилищных условий, в льготной очереди офицеров запаса МВД в составе семьи - 5 человек и состоял в очереди с февраля 1998 года по 2007 год. В 2007 году он снялся с учета, не реализовав своего права на получение жилищного сертификата в г. Красноярске.

10 октября 2009 года он обратился в Администрацию .... Иркутской области о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий. Решением ЖБК .... от 22.10.2009 он был признан нуждающимся в улучшении жилищный условий.

23 октября 2009 года он направил в администрацию .... поселения заявление о включении его в состав участников федеральной подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством». Указанные документы администрацией были приняты, надлежащим образом оформлены и направлены в адрес Министерства строительства, дорожного хозяйства Иркутской области. Считает, что оснований для отказа в постановки его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий не имеется. Однако ответных действий от Министерства не последовало.

Согласно уточненному заявлению просил суд:

1) признать за Парецким А.Г. право на получение жилищной субсидии за счет средств федерального бюджета с даты постановки его на учет жилищной комиссией администрацией г.Красноярска - с 03.04.1998 года;

2) признать за Парецким А.Г. право на включение в число участников программы «Жилище» на 2012 год в Иркутской области с даты первоначальной постановки на учет - с 03.04.1998 года;

3) обязать Министерство строительства, дорожного хозяйства Иркутской области включить Парецкого А.Г. в сводный (первой очереди) список граждан участников подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты» в рамках реализации программы «Жилище» на 2002-2010 годы на 2012 год с сохранением даты постановки на учет по ранее поданному заявлению в г. Красноярске - с 03.04.1998 года, с включением в учетные документы в качестве членов семьи: жену - Т., дочь - О.;

4) обязать Мамское городское поселение признать Парецкого А.Г. нуждающимся в улучшении жилищных условий с 03.04.1998 года.

Решением Мамско-Чуйского районного суда Иркутской области от 19 декабря 2011 года заявленные Парецким А.Г. требования удовлетворены.

Министерство строительства, дорожного хозяйства Иркутской области не согласилось с данным решением суда и обратилось с апелляционной жалобой, в которой указало, что решение вынесено с нарушениями норм материального права. Согласно абз. 2 ч. 2 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы и до 1 января 2005 года принятых на учет в муниципальных образованиях в качестве нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется в соответствии с жилищным законодательством, а также за счет средств федерального бюджета путем выдачи государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В соответствии с Федеральным законом от 08.12.2010 №342-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан», вступившим в законную силу 01.01.2011, абз. 2 ч.2 ст.15 Федерального закона №76-ФЗ признан утратившим силу, а выдача государственных жилищных сертификатов заменена предоставлением:

- жилого помещения в собственность бесплатно;

- жилого помещения по договору социального найма;

- единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

Оспариваемые действия и решения имели место до 01.01.2011, т.е. до вступления в законную силу Федерального закона №342-ФЗ.

Обеспечение жильем граждан, уволенных и подлежащих увольнению с военной службы (службы) и приравненных к ним лиц, осуществлялось в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 г.г., утвержденной Постановлением Правительства РФ от 31.12.2005 №865, действующей до введения в действие Федерального закона №342-ФЗ, т.е. до 01 января 2011 года.

В рамках реализации подпрограммы право на получение жилищного сертификата имели граждане, уволенные с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, вставшие в органах местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 января 2005 года. По данным администрации Мамского городского поселения Парецкий А.Г. поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий 22 октября 2009 года. Следовательно, у Министерства не было оснований для включения Парецкого А.Г. в список граждан-участников Подпрограммы для получения государственного жилищного сертификата и реализации его на территории Иркутской области в связи с постановкой его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий 22.10.2009, то есть после 01.01.2005.

Также указал, что решение является неисполнимым в части обязания Министерство включить Парецкого А.Г. и членов его семьи в сводный список граждан участников подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты» в рамках реализации программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы на 2012 год с 03.04.1998, так как:

1) срок реализации федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы и входящих в ее состав подпрограмм закончился 31 декабря 2010 года;

2) с 01.01.2011 обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц, которые
до 01 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на
учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и приняли решение
участвовать в Подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по
обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным
законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 -
2015 годы, осуществляется органом исполнительной власти субъекта
Российской Федерации по выбору гражданина в форме предоставления
жилого помещения (в собственность бесплатно или по договору социального
найма), приобретенного (построенного) за счет субвенции, либо
единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство
жилого помещения за счет субвенции.

Кроме того, считает, что сохранение за гражданином, уволенным с военной службы, права на получение жилья при смене места жительства не возлагает на орган местного самоуправления обязанность по постановке его на учет нуждающихся в жилых помещениях по дате постановки его на этот учет по прежнему месту жительства.

Просит решение Мамско-Чуйского районного суда Иркутской области от 19 декабря 2011 года отменить, принять по делу новое решение.

В возражениях на апелляционную жалобу Парецкий А.Г. в лице представителя Поповой Л.М., действующей на основании доверенности, просит решение Мамско-Чуйского районного суда Иркутской области от 19 декабря 2011 года по данному гражданскому делу оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Иркутского областного суда Зубковой Е.Ю., объяснения представителя Министерства строительства, дорожного хозяйства Иркутской области - Грибещенко А.А., действующего на основании доверенности, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, пояснения Парецкого А.Г., просившего решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к его отмене.

При рассмотрении настоящего дела суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, правильно применил нормы материального и процессуального права, дал надлежащую оценку всем собранным по делу доказательствам в их совокупности в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 года №153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» и утвержденными им Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации указанной подпрограммы, право на участие в подпрограмме имеют граждане, уволенные с военной службы и приравненные к ним лица, в том числе, уволенные из учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, и вставшие в органах местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 января 2005 года.

Согласно Правилам выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы, утвержденным постановлением Правительства РФ №153 от 21.03.2006, выдачу сертификатов осуществляют: гражданам-участникам подпрограммы, указанным в п.п.&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;???????????????????&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;??ю????????&#0;&#0;??ю????????&#0;&#0;??ю???????&#0;??ю???????&#0;??ю???????&#0;??ю??????????ю??????????ю?????&#0;??ю?????&#0;??ю???????&#0;??ю???????&#0;??ю???????&#0;??ю?????????&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;?&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;?&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;?&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;?&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;?&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;?&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;?&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;?&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;?&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;?&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;?&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;?&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;?&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;?&#0;

Разрешая спор, суд установил, что Парецкий А.Г. проходил службу в учреждениях уголовно-исполнительной системы, 30.12.1997 он был уволен по сокращению штатов, на момент увольнения выслуга лет Парецкого А.Г. в календарном исчислении составляла 20 лет 03 месяца 29 дней.

Согласно выписке из протокола заседании жилищной комиссии при администрации г. Красноярска 03 апреля 1998 года Парецкий А.Г. с составом семьи 5 человек поставлен на очередь на получение жилищной площади по списку офицеров запаса МВД, номер очереди 333. Решением комиссии по жилищным вопросам администрации г.Красноярска от 20.07.2007 Парецкий А.Г. снят с учета нуждающихся в жилых помещениях по личному заявлению.

Судом установлено, что решением Комиссии по учету и распределению жилья администрации Мамского городского поселения от 22.10.2009 Парецкий А.Г., имеющий право на участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, принят на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения с 10.10.2009.

Решением Комиссии по учету и распределению жилья администрации Мамского городского поселения №43 от 31.08.2011 изменена дата принятия Парецкого А.Г. на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения и решено считать Парецкого А.Г. принятым на учет с 03.04.1998.

Также судом установлено, что администрация Мамского городского поселения направляла в адрес Министерства строительства и дорожного хозяйства списки граждан, имеющих право на получение государственных жилищных сертификатов, в которые был включен Парецкий А.Г. под номером 1 с составом семьи - 3 человека. Ответных действий со стороны Министерства не последовало.

Разрешая данный спор, суд произвел системный анализ нормативных актов, на которых основано решение, применил нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, установил юридически значимые обстоятельства, дал надлежащую оценку всем собранным доказательствам и пришел к правильному выводу о признании за Парецким А.Г. права на получение жилищной субсидии за счет средств федерального бюджета с даты постановки его на учет жилищной комиссией администрацией г.Красноярска - с 03 апреля 1998 года; права на включение в число участников программы «Жилище» на 2012 г. в Иркутской области с даты первоначальной постановки на учет - с 03.04.1998; обязании Министерство строительства, дорожного хозяйства Иркутской области включить Парецкого А.Г. и членов его семьи в сводный (первой очереди) список граждан участников подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты» в рамках реализации программы «Жилище» на 2002-2010 г.г. на 2012 год с сохранением даты постановки на учет по ранее поданному заявлению в г.Красноярске - с 03.04.1998; обязании Мамское городское поселение признать Парецкого А.Г. нуждающимся в улучшении жилищных условий с 03.04.1998 года.

При этом суд правильно исходил из того, что Парецкий А.Г. имеет право на получение жилищной субсидии за счет средств федерального бюджета с момента постановки его на учет жилищной комиссией администрацией г. Красноярска - с 03.04.1998, поскольку подача Парецким А.Г. в 2007 году заявления о снятии его с учета нуждающихся в жилых помещениях в администрации г.Красноярска не свидетельствует о наступлении таких обстоятельств, которые бы давали основания признать его не нуждающимся в улучшении жилищных условий и не имеющим права на получение социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета с даты первоначальной подачи заявления при постановке на учет в администрации Мамского городского поселения и переносе даты очередности на более поздний срок, и не свидетельствует о том, что основания претендовать на жилищную субсидию у него исчезли, изменились и возникли вновь для повторной постановки его на учет на общих основаниях.

Выводы суда в решении подробно мотивированы, основаны на анализе действующего законодательства и материалах дела, на полном, всестороннем, объективном и непосредственном исследовании всех имеющихся в деле доказательств. При этом суд оценил относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности в соответствии со ст.ст. 59, 60, 67 Гражданского процессуального кодекса РФ. Оснований для переоценки выводов суда не имеется.

Доводы апелляционной жалобы, что у Министерства не было оснований для включения Парецкого А.Г. в список граждан-участников Подпрограммы для получения государственного жилищного сертификата и реализации его на территории Иркутской области, так как он был поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий 22.10.2009, а в рамках реализации подпрограммы право на получение жилищного сертификата имели граждане, уволенные с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, вставшие в органах местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 января 2005 года; что сохранение за гражданином, уволенным с военной службы, права на получение жилья при смене места жительства не возлагает на орган местного самоуправления обязанность по постановке его на учет нуждающихся в жилых помещениях по дате постановки его на этот учет по прежнему месту жительства, не могут являться основанием к отмене обжалуемого судебного решения, поскольку свидетельствуют об иной оценке доказательств об обстоятельствах, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами ст.ст. 12, 56 и 67 ГПК РФ, с которой судебная коллегия согласиться не может.

Довод апелляционной жалобы, что решение является неисполнимым в части обязания Министерство включить Парецкого А.Г. и членов его семьи в сводный список граждан участников подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты» в рамках реализации программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы на 2012 год с 03.04.1998, так как срок реализации федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы и входящих в ее состав подпрограмм закончился 31 декабря 2010 года, является необоснованным.

Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 №1050 «О федеральной целевой программе "Жилище" на 2011 - 2015 годы» предусмотрено, что выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы осуществляется в порядке, установленном Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 №153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы».

Таким образом, граждане, имеющие право на участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, принятые на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения, и не реализовавшие данное свое право в рамках целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, имеют право на реализацию его в рамках федеральной целевой программе "Жилище" на 2011 - 2015 годы. Данный вывод не противоречит Постановлению Правительства Российской Федерации № 1050 от 17 декабря 2010 г. «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011-2015 годы.

Доводы апелляционной жалобы сводятся к позиции, занятой Министерством строительства, дорожного хозяйства Иркутской области при рассмотрении дела в суде первой инстанции, которой судом дана мотивированная оценка, и не содержат указания на обстоятельства, которые в силу ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации могут служить основанием для отмены решения суда.

Таким образом, проверенное по доводам апелляционной жалобы решение Мамско-Чуйского районного суда Иркутской области от 19 декабря 2011 года по данному гражданскому делу, судебная коллегия признает законным и обоснованным и не находит оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Мамско-Чуйского районного суда Иркутской области от 19 декабря 2011 года по данному гражданскому делу, оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий

Е.Ю. Зубкова

Судьи

П.А. Сазонов

Н.К. Симакова

Судья Зверев П.С.

Судья-докладчик Зубкова Е.Ю. По делу №33-3103/2012

РЕЗОЛЮТИВНАЯ ЧАСТЬ

АПЕЛЛЯЦИОННОГО ОПРЕДЕЛЕНИЯ

10 апреля 2012 года г. Иркутск

Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:

председательствующего: Зубковой Е.Ю.,

судей: Сазонова П.А., Симаковой Н.К.,

при секретаре: Людвиг Е.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Парецким А.Г. о признании права на получение жилищной субсидии за счет средств федерального бюджета, права на включение его в число участников программы «Жилище» на 2012 год в Иркутской области с даты первоначальной постановки на учет; понуждении Министерство строительства, дорожного хозяйства Иркутской области включить Парецкого А.Г. и членов его семьи в Сводный (первой очереди) список граждан участников подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты» в рамках реализации программы «Жилище» на 2002-2010 г.г. с 03.04.1998; о понуждении Мамское городское поселение признать Парецкого А.Г. нуждающимся в улучшении жилищных условий с 03.04.1998,

по апелляционной жалобе Министерства строительства, дорожного хозяйства Иркутской области на решение Мамско-Чуйского районного суда Иркутской области от 19 декабря 2011 года по данному гражданскому делу,

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Мамско-Чуйского районного суда Иркутской области от 19 декабря 2011 года по данному гражданскому делу, оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий

Е.Ю. Зубкова

Судьи

П.А. Сазонов

Н.К. Симакова

-32300: transport error - HTTP status code was not 200