об обязании устранить нарушения содержания арестованных



Судья Синицына М.П.

Судья-докладчик Усова Н.М. По делу № 33-1652/2012

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

24 февраля 2012 года г. Иркутск

Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:

председательствующего Зубковой Е.Ю.

судей Усовой Н.М., Сазонова П.А.

при секретаре Арбатской Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ответчика УМВД России по г. Братску на решение Братского городского суда Иркутской области от 25 ноября 2011 года по гражданскому делу по иску прокурора г. Братска в интересах неопределенного круга лиц к УМВД России по г. Братску, ГУМВД России по Иркутской области об обязании УМВД России по г. Братску устранить нарушения состояния условий содержания арестованных лиц в специальном приемнике и об обязании ГУМВД России по Иркутской области выделить денежные средства,

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор г. Братска в обоснование исковых требований указал, что прокуратурой г. Братска проведена проверка соблюдения законода­тельства об охране здоровья граждан, проверка состояния режима и условий со­держания в специальном приемнике для содержания лиц, арестованных в админи­стративном порядке УМВД России по г. Братску.

При проведении проверки специального приемника УМВД России по г. Братску, выявлены многочисленные нарушения состояния условий содер­жания в специальном приемнике УМВД России по г. Братску. Так, в нарушение требований Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных Приказом МВД РФ от 22.11.2005 № 950, при проверке специального приемника УМВД России по г. Братску, установлено, что санпропускник, дезин­фекционная камера в специальном приемнике УМВД России по г. Братску отсут­ствуют (п. 14); не все камеры оборудованы индивидуальными спальными места­ми, отсутствуют постельные принадлежности и постельное белье, имеющиеся в камерах матрацы, одеяла и подушки принадлежат лицам, задержанным за совер­шение административных правонарушений и отбывающим по решению суда ад­министративное наказание (п. 43); камеры не в полном объеме оборудованы сто­лом и скамейками по лимиту мест в камере, отсутствуют шкафы для хранения ин­дивидуальных принадлежностей и продуктов, санитарный узел имеется, но без соблюдения необходимых требований приватности, отсутствует кран с водопро­водной водой, всего одна камера из девяти оборудована вешалкой для верхней одежды, отсутствуют полки для туалетных принадлежностей, отсутствуют бачки для питьевой воды, отсутствуют радиодинамики для вещания общегосударственной программы (п. 45); на территории специального приемника, несмотря на на­личие прогулочного двора, не созданы условия для организации прогулок аресто­ванных лиц (п. 132); лицам, содержащимся в специальном приемнике УМВД Рос­сии по г. Братску не выдаются письменные принадлежности для написания пред­ложений, заявлений и жалоб (ст. 49).

Несоблюдение руководством УМВД России по г. Братску санитарно- гигие­нических норм, а также требований законодательства о материально-бытовом обеспечении содержащихся в специальном приемнике лиц, нарушает права и за­конные интересы неопределенного круга лиц на благоприятную среду обитания, влечет ущемление конституционных прав указанных лиц, основанных на принци­пах гуманизма, уважения человеческого достоинства, что может привести к мас­совым инфекционным заболеваниям и причинить физические или нравственные страдания лицам, арестованным в административном порядке.

Согласно ч. 3 ст. 9 ФЗ от 15.07.1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стра­жей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» изоляторы со­держания ОВД являются подразделениями полиции и финансируются за счет средств федерального бюджета по смете федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

Прокурор просил суд обязать УМВД России но г. Братску устранить нарушения требований, предусмотренных Правилами внутреннего распорядка изоляторов временного со­держания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных Приказом МВД РФ от 22.11.2005 № 950, содержания в специальном приемнике лиц, арестованных в административном порядке УМВД России по г. Братску, ука­занные в акте проверки специального приемника УМВД России по г. Братску от "дата обезличена", обязать ГУ МВД России по Иркутской области в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу выделить денежные средства на обеспечение арестованным лицам, содержащимся в специальном приемнике УМВД России по г. Братску условий, отвечающих требованиям Правил внутрен­нее распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняе­мых органов внутренних дел, утвержденных Приказом МВД РФ от 22.11.2005 № 950.

Решением суда исковые требования прокурора г. Братска, действующего в интересах неопределенного круга лиц удовлетворены.

В кассационной жалобе ответчик УМВД России по г. Братску в лице представителя Байдиной Е.С., действующей на основании доверенности, просит решение суда отменить и направить дело на новое рассмотрение.

Заявитель жалобы указывает, что суд признавая тот факт, что УМВД России по г. Братску материально зависимо от ГУВД России по Иркутской области и без финансирования вышестоящих органов внутренних дел не имеет ни полномочий, ни возможностей по приведению спецприемника в соответствие с требованиями Приказа МВД РФ № 950, вынес решение об обязании УМВД России по г. Братску устранить нарушения, указанные в акте проверки. При выделении ГУ МВД России по Иркутской области денежных средств, определяются конкретные цели, на которые они выделены, будь то по запросу УМВД России по г. Братску либо по решению суда, в связи с чем, у УМВД России по г. Братску нет полномочий на расходование данных денежных средств на иные цели.

Указывает, что материально - техническое и методическое обеспечение спецприемника УМВД России по г. Братску в обязанности УМВД России по г. Братску не входит, данное направление в соответствии с действующим законодательством полностью лежит на ГУ МВД России по Иркутской области, однако, суд при вынесении решения данное положение не учел, возложил на УМВД России по г. Братску обязанность, противоречащую и несоответствующую вышеуказанным нормативно- правовым актам.

Кроме того, судом при вынесении решения не было принято во внимание, что акт проверки специального приемника УМВД России по г. Братску от "дата обезличена", составленный совместно с главным специалистом отдела надзорной деятельности по г. Братску и Братскому району ГУ по делам ГОиЧС Иркутской области, предоставленный прокуратурой г. Братска, в адрес начальника УМВД России по г. Братску не поступал, руководство УМВД, организующее работу спецприемника и осуществляющее контроль за ним, не было поставлено в известность ни о проведенной проверке, ни о результатах данной проверки и о выявленных правонарушениях. Данный акт подписан не уполномоченным лицом.

Письменных возражений на кассационную жалобу не поступило.

Заслушав доклад судьи Иркутского областного суда Усовой Н.М., объяснения прокурора Румянцевой А.А., согласившейся с решением суда, проверив законность и обоснованность решения в соответствии с частью 1 статьи 347 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к его отмене.

Судом установлено, что приказом УМВД Российской Федерации по г. Братску от 18.07.2011 № 362 утверждено положение специальном приемнике для содержания лиц, арестованных в административном порядке УМВД Российской Федерации по г. Братску.

Согласно ст. 17 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года N 5487-1 граждане Российской Федерации обладают неотъемлемым правом на охрану здоровья. Это право обеспечивается охраной окружающей среды, созданием благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией доброкачественных продуктов питания, а также предоставлением населению доступной медико-социальной помощи.

В соответствии с п. 16 ст. 14 ФЗ РФ «О полиции» задержанные лица содержатся в специально отведенных для этого помещениях под охраной в условиях, исключающих угрозу их жизни и здоровью. Условия содержания, нормы питания и порядок медицинского обслуживания задержанных лиц определяются Правительством Российской Федерации. Задержанные лица перед водворением в специально отведенные для этого помещения и после окончания срока задержания подвергаются осмотру, результаты которого заносятся в протокол о задержании.

Согласно п. 6 Положения о порядке отбывания административного ареста, утвержденного Постановлением Правительства от 02.10.2002 № 72.6, камеры специального приемника оборудуются в соответствии с требованиями, предъяв­ляемыми к камерам изоляторов временного содержания органов внутренних дел, определяемыми нормативными документами МВД Российской Федерации.

Пунктом 13 вышеуказанного Положения, установлено, что арестованные пользуются правами и свободами, установленными для граждан Российской Фе­дерации, с ограничениями, предусмотренными законодательством Российской Федерации.

Согласно ч. 3 ст. 9 ФЗ от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стра­жей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» изоляторы со­держания ОВД являются подразделениями полиции и финансируются за счет средств федерального бюджета по смете федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

В соответствии с п. 2 Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федера­ции, утвержденного Указом Президента РФ от 01.03.2011 № 249, территориаль­ными органами МВД России на региональном уровне являются министерства внутренних дел по республикам, главные управления, управления МВД России по иным субъектам Российской Федерации (далее - территориальные органы).

Анализируя представленные суду доказательства, а также дав надлежащую оценку акту проверки специального приемника УМВД России по г. Братску от "дата обезличена", суд достоверно установил, что в ходе проведенной прокуратурой г. Братска проверки состояния пожарной безопасности, режима и условий содержания в специальном приемнике УМВД России по г. Братску, были выявлены нарушения состояния условий содер­жания в специальном приемнике УМВД России по г. Братску, в частности в специальном приемнике УМВД России по г. Братску отсутствуют санпропускник, дезин­фекционная камера, в связи с чем, обработка одежды не проводится; не все камеры оборудованы индивидуальными спальными местами; спецприемник не обеспечен постельными принадлежностями и постельным бельем, имеющиеся в камерах матрацы, одеяла и подушки принадлежат лицам, задержанным за совершение административных правонарушений и отбывающим по решению суда административное наказание; индивидуальные нары или кровати отсутствуют в большинстве камер, имеются практически только общие нары, камеры не в полном объеме оборудованы столом и скамейками по лимиту мест в камере, отсутствуют шкафы для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов, санитарный узел имеется, но без соблюдения необходимых требований приватности, отсутствует кран с водопро­водной водой, всего одна камера из девяти оборудована вешалкой для верхней одежды, отсутствуют полки для туалетных принадлежностей, отсутствуют бачки для питьевой воды, отсутствуют радиодинамики для вещания общегосударственной программы, отсутствуют кнопки для вызова дежурного; на территории специального приемника, несмотря на наличие прогулочного двора, не созданы условия для организации прогулок арестованных лиц; лицам, содержащимся в специальном приемнике УМВД России по г. Братску не выдаются письменные принадлежности для написания предложений, заявлений и жалоб.

Согласно п. 13, 17 Должностной инструкции начальника специального приемника для содержания лиц, арестованных в административном порядке УМВД Российской Федерации по г. Братску, непосредственно подчиняемому УМВД России по г. Братску, в его обязанности входит обеспечивать условия содержания, питание и медико-санитарное обеспечение арестованных, разрабатывать сметы на содержание спецприемника УМВД России по г. Братску, принимать меры по обеспечению его необходимым оборудованием и имуществом, обеспечивать контроль за санитарным состоянием в помещениях специального приемника, своевременным проведением санитарной обработки арестованных, их одежды, вещей и постельных принадлежностей.

Часть 3 статьи 9 ФЗ от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стра­жей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» предусмотрено, что изоляторы содержания ОВД являются подразделениями полиции и финансируются за счет средств федерального бюджета по смете федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

Так судом достоверно установлено, что руководством УМВД России по г. Братску не соблюдаются санитарно-гигиенические нормы, требования законодательства о материально-бытовом обеспечении содержащихся в специальном приемнике лиц, тем самым нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц на благоприятную среду обитания, а также влечет ущемление конституционных прав указанных лиц, основанных на принципах гуманизма, уважения человеческого достоинства, что может привести к массовым инфекционным заболеваниям и причинить физические или нравственные страдания лицам, арестованным в административном порядке.

Данный факт нарушения состояния условий содержания в специальном приемнике УМВД России по г. Братску нашел подтверждение в ходе рассмотрения дела из представленных суду письменных доказательств - акта проверки специального приемника УМВД России по г. Братску от "дата обезличена". Доказательств обратного представителем ответчика не представлено, стороной ответчика представлены доказательства, свидетельствующие на неоднократные обращения начальника УМВД по г. Братску в ГУ МВД Российской Федерации по Иркутской области по выделению необходимых денежных средств и не выделению ГУ МВД России по Иркутской области подчиненному территориальному органу УМВД по г. Братску денежных средств в необходимом объеме. Оснований не доверять представленным доказательствам у суда не имелось, т.к. данные доказательства согласуются между собой, не содержат противоречий.

Оценив в совокупности все представленные доказательства, а также произведя системный анализ нормативных актов, на которых основано решение по делу, применил нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, установил юридически значимые обстоятельства, дал надлежащую оценку всем собранным по делу доказательствам и пришел к правильному выводу о том, что исковые требования Прокурора г. Братска, направленные в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обоснованны и подлежат удовлетворению в полном объеме.

Доводы ответчика, приведенные в возражениях на исковые требования, проверены судом надлежащим образом, и по мотивам, указанным в судебном решении, суд не согласился с ними обосновано. Кассационная жалоба не содержит иных, по сравнению с приведенными ответчиками в судебном заседании, доводов, которые могли бы повлиять на законность и обоснованность решения, а потому не может быть принята во внимание в качестве основания к отмене решения суда первой инстанции.

Все доводы, в том числе и те, на которые имеются ссылки в кассационной жалобе, являлись предметом судебного разбирательства и суд первой инстанции дал им правильную правовую оценку, обоснованно признал эти доводы несостоятельными, поскольку они основаны на ином толковании норм материального и процессуального права и направлены на переоценку доказательств, собранных и исследованных судом в соответствии со ст. ст. 55, 56, 59, 60 ГПК РФ, а поэтому судебной коллегией не могут быть приняты во внимание.

Таким образом, проверенное по доводам кассационной жалобы решение суда, судебная коллегия признает законным и обоснованным и не находит оснований для его отмены.

Руководствуясь статьями 360, 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда,

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Братского городского суда Иркутской области от 25 ноября 2011 года по гражданскому делу по иску прокурора г. Братска в интересах неопределенного круга лиц к УМВД России по г. Братску, ГУМВД России по Иркутской области об обязании УМВД России по г. Братску устранить нарушения состояния условий содержания арестованных лиц в специальном приемнике и об обязании ГУМВД России по Иркутской области выделить денежные средства оставить без изменения, кассационную жалобу представителя ответчика – без удовлетворения.

Председательствующий

Е.Ю. Зубкова

Судьи

Н.М. Усова

П.А. Сазонов

-32300: transport error - HTTP status code was not 200