О признании бездействия незаконным, обязании устранить допущенные нарушения



Судья Янова О.В.

Судья-докладчик Усова Н.М. По делу №33-6210/2012

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

31 июля 2012 года г. Иркутск

Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:

председательствующего: Бадлуевой Е.Б.,

судей: Усовой Н.М., Сазонова П.А.,

при секретаре: Людвиг Е.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Усолье-Сибирское к Управлению министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по г. Усолье-Сибирское и Усольскому району о признании бездействия незаконным, обязании устранить допущенные нарушения,

по апелляционной жалобе ответчика - Управления министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по г. Усолье-Сибирское и Усольскому району на решение Усольского городского суда Иркутской области от 26 апреля 2012 года по данному гражданскому делу,

УСТАНОВИЛА:

В обоснование исковых требований с учетом уточнений прокурор указал, что Управление министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по г. Усолье-Сибирское и Усольскому району является территориальным подразделением министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, с правами юридического лица, действует на основании Положения, утвержденного приказом министерства от "Дата обезличена" "Номер обезличен". Указал, что в соответствии с материалами проверки в управлении пандус отсутствует. Бездействие управления по не принятию мер к оборудованию учреждения пандусами, съездом и (или) иными специальными приспособлениями влечет за собой нарушение прав инвалидов, то есть нарушает права неопределенного круга лиц, что в соответствии со ст. 45 ГПК РФ служит основанием для обращения прокурора в суд в целях защиты прав неопределенного круга лиц.

Просил признать незаконными бездействие Управления Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по г. Усолье-Сибирское и Усольскому району, выразившееся в невыполнении требований ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» о создании беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры по адресу: "Адрес обезличен".

Обязать Управление Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по г. Усолье-Сибирское и Усольскому району устранить допущенные нарушения путем возведения пандуса, съезда и (или) иных специальных приспособлений для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры по адресу: "Адрес обезличен".

Решением Усольского городского суда Иркутской области от 26 апреля 2012 года исковые требования прокурора г.Усолье-Сибирское удовлетворены в полном объеме.

Ответчик - Управление министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по г. Усолье-Сибирское и Усольскому району в лице Селивановой Э.Р., действующей на основании доверенности, не согласилось с решением суда и подало апелляционную жалобу.

В обоснование доводов жалобы указало, что государственные и муниципальные расходы на создание условий инвалидов для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней. Управление финансируется за счет средств областного бюджета. Указало, что управление не имеет возможности выполнить работы по устройству пандуса к зданию из-за отсутствия бюджетных ассигнований, дополнительных источников финансирования и внебюджетных средств, за счет которых можно было бы решить данный вопрос, управление не имеет.

Также указало, что нельзя согласиться с решением суда и в части признания незаконным бездействия управления, поскольку управлением была проведена работа по изготовлению проекта на устройство пандуса к зданию управления, разработан локальный ресурсный сметный расчет в ценах "Дата обезличена" и в ценах "Дата обезличена"; направлена информация главному распорядителю бюджетных денежных средств о потребности в дополнительных лимитах бюджетных обязательств; составлена бюджетная заявка на "Дата обезличена", в которой отражена потребность в бюджетных ассигнованиях на устройство пандуса.

Указало, что суд не принял во внимание, что главным распорядителем бюджетных денежных средств является Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области. Управление не является собственником здания по адресу: "Адрес обезличен", данное здание находится у управления на праве оперативного управления. Считает, что суд в нарушение ч. 2 ст. 198 ГПК РФ во вводной части решения не указал Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, которое было привлечено к участию в деле, а также Усольскую городскую организация Иркутской областной общественной организации инвалидов «Всероссийское общество инвалидов» и Агентство имущественных отношений Иркутской области.

Просит решение Усольского городского суда Иркутской области от 26 апреля 2012 года по данному гражданскому делу отменить.

В отзыве на апелляционную жалобу Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области просит апелляционную жалобу удовлетворить, решение Усольского городского суда Иркутской области от 26 апреля 2012 года отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

Заслушав доклад судьи Иркутского областного суда Усовой Н.М., мнение прокурора Дудиной В.П., полагавшей, что решение суда законно и обоснованно, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к его отмене.

При рассмотрении дела суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, правильно применил нормы материального и процессуального права, дал надлежащую оценку всем собранным по делу доказательствам в их совокупности в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

Разрешая данный спор, суд установил, что Главное управление социальной защиты населения Администрации Иркутской области является собственником шлакоблочного здания, нежилого здания, расположенного по адресу: "Адрес обезличен". Согласно свидетельству о государственной регистрации права от "Дата обезличена" Управление Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по г. Усолье-Сибирское и Усольскому району пользуется данным нежилым зданием на праве оперативного управления.

Также суд установил, что согласно акту проверки нежилое здание, расположенное по адресу: "Адрес обезличен", имеет один вход, который находится на возвышении, не оборудован пандусами, съездами и (или) иными специальными приспособлениями для беспрепятственного доступа инвалидов.

В разделе 3 Строительных норм и правил 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 29.11.1999 №73, в части общих требований к зданиям, сооружениям и их участкам предусмотрено, что лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема. Также в соответствии с п. 3.13 правил в здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для маломобильных групп населения.

Оценив в совокупности установленные по делу обстоятельства и перечисленные нормы права, суд пришел к обоснованному выводу, ответчик, владеющий указанным нежилым помещением на праве оперативного управления, относящимся к объектам социальной инфраструктуры, в котором имеется один вход, расположенный на возвышении, обязан создать условия для беспрепятственного доступа инвалидов в данное помещение.

При этом суд правильно исходил из того, что в Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» установлена обязанность ряда субъектов по осуществлению мер социальной защиты инвалидов, включая меры их социальной поддержки и социального обслуживания, к таким мерам, в том числе, относится обязанность организаций независимо от организационно-правовых форм по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры. При этом положения ч. 1 ст. 15 данного Федерального закона не разграничивают ответственность за осуществление такой обязанности между субъектами и не ставят исполнение этой обязанности в зависимость от регистрации права собственности на помещение (отдельные его конструкции и элементы) либо отсутствие таковой. Вместе с тем, не обеспечение ответчиком условий для беспрепятственного доступа в помещение Управления министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по г. Усолье-Сибирское и Усольскому району граждан с ограниченными возможностями (инвалидов) существенно нарушает их законные права и интересы. Кроме того, доказательств, подтверждающих невозможность установления пандусов, ответчиком не представлено.

При таких обстоятельствах является правильным вывод суда, что исковые требования прокурора г.Усолье-Сибирское о признании незаконным бездействия Управления министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по г.Усолье-Сибирское и Усольскому району и о возложении на ответчика обязанности установить в здании пандус для беспрепятственного доступа инвалидов, подлежат удовлетворению, поскольку требования прокурора направлены на обеспечение благоприятных условий для улучшения жизнедеятельности и повышения качества жизни инвалидов, создание и развитие условий для беспрепятственно доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры.

Выводы суда, изложенные в решении, подробно мотивированы, основаны на анализе действующего законодательства и материалах дела, оснований для признания их неправильными у судебной коллегии не имеется.

Судом дана соответствующая оценка доводам ответчика, что управление предприняло все меры для устройства пандуса (изготовление проекта на устройство пандуса, разработан локальный ресурсный сметный расчет; направлена информация главному распорядителю бюджетных денежных средств; составлена бюджетная заявка на "Дата обезличена"); что Управление не является собственником данного здания, здание находится у управления на праве оперативного управления, и в решении приведены мотивы, по которым эти доводы признаны несостоятельными. Оснований для переоценки выводов суда не имеется.

Доводы апелляционной жалобы ответчика, что управление не имеет возможности выполнить работы по устройству пандуса к зданию из-за отсутствия бюджетных ассигнований, дополнительных источников финансирования и внебюджетных средств, за счет которых можно было бы решить данный вопрос, управление не имеет, не может являться основанием к отмене обжалуемого решения суда, поскольку данное обстоятельства не освобождает ответчика от обязанности создать условия инвалидам для беспрепятст­венного доступа к объектам социальной инфраструктуры, предусмотренной Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 №181-ФЗ.

Довод апелляционной жалобы, что суд во вводной части решения не указал Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, которое было привлечено к участию в деле, а также Усольскую городскую организация Иркутской областной общественной организации инвалидов «Всероссийское общество инвалидов» и Агентство имущественных отношений Иркутской области, также не может являться основанием для отмены решения суда, поскольку не влияет на правильные выводы суда по существу спора.

Доводы апелляционной жалобы сводятся к позиции, ранее занятой ответчиком при рассмотрении дела в суде первой инстанции, которой судом дана мотивированная оценка, не содержат указания на обстоятельства, которые в силу ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации могут служить основанием для отмены решения суда.

Решение суда вынесено с соблюдением норм материального и процессуального права, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, доводы сторон оценены в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, в связи с чем, решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам, содержащимся в апелляционной жалобе, не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Усольского городского суда Иркутской области от 26 апреля 2012 года по данному гражданскому делу оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.

Председательствующий

Е.Б. Бадлуева

Судьи

Н.М. Усова

П.А. Сазонов

-32300: transport error - HTTP status code was not 200