О признании права на обеспечение жильем



Судья Тимофеева А.М.

Судья – докладчик Попова А.А.

По делу № 33-6443/2012

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

9 августа 2012 года

г. Иркутск

Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:

Председательствующего Поповой А.А.,

судей Чертковой С.А. и Симаковой Н.К.,

при секретаре Макаровой С.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области Шалошвили Т.Г. на решение Кировского районного суда г. Иркутска от 6 декабря 2011 года по гражданскому делу по иску прокурора З. района, действующего в интересах Синчука М.С. к Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области о признании права на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, обязании выдать свидетельство на предоставление социальной выплаты на приобретение жилья,

УСТАНОВИЛА:

Прокурор З. района, действующий в интересах Синчука М.С., обратился в Заларинский районный суд Иркутской области, с иском к Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, в обоснование которого указал, что Прокуратурой З. района проведена проверка по обращению Синчука М.С. о нарушении его права на улучшение жилищных условий как ветерана Великой Отечественной войны. В ходе проведения проверки установлено, что Синчук М.С. является ветераном Великой Отечественной войны и имеет право на льготы и преимущества, установленные Федеральным законом от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах». Синчук М.С. является участником боевых действий на территории <данные изъяты> в период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, т.к. принимал участие в боевых действиях в <данные изъяты> составе воинской части <Номер обезличен> с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>. В ст. 3 Федерального закона от 12.01.1995г. № 5-ФЗ определен круг лиц, относящихся к ветеранам боевых действий, в число которых включены и граждане, принимавшие участие в боевых действиях на территории иных государств, при условии закрепления территории и периода ведения боевых действий в специальном перечне. Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приводится в приложении к Федеральному закону от 12.01.1995 № 5-ФЗ. Боевые действия в <данные изъяты> 1950-1953 гг. вошли в перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан РФ, установленные в приложении I раздела I к вышеуказанному закону.

Синчук М.С., как нуждающийся в улучшении жилищных условий, на основании постановления главы администрации Моисеевского муниципального образования <Номер обезличен> от <Дата обезличена> обратился в Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области с заявлением о предоставлении социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения с приложением необходимых документов. В нарушение норм действующего законодательства Синчуку М.С. Министерством социального развития, опеки и попечительства Иркутской области было отказано со ссылкой на то, что в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах», Указом Президента РФ от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» ему не положено получение социальной выплаты на приобретение жилья. Данный отказ является незаконным, нарушающим права Синчук М.С. в реализации его права на обеспечение жильем в соответствии с действующим законодательством. На основании изложенного прокурор З. района просил суд признать незаконным отказ Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области в выдаче Синчуку М.С. свидетельства о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья, обязать Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области устранить допущенные нарушения прав Синчука М.С., предоставив ему свидетельство о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья.

В заявлении, представленном во исполнение определения об оставлении заявления без движения, прокурор З. района просил суд признать Синчука М.С. имеющим право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с положением ст. 23.2 Федерального закона «О Ветеранах» в рамках реализации Указа президента РФ № 714 от 07.05.2008 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой отечественной войны 1941-1945 гг.», обязать Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области устранить допущенное нарушение прав Синчука М.С., предоставив ему свидетельство о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья.

Определением З. районного суда Иркутской области от <Дата обезличена> к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация МО Моисеевское сельское поселение.

Определением З. районного суда Иркутской области от <Дата обезличена> гражданское дело передано по подсудности в Кировский районный суд г. Иркутска для рассмотрения по существу.

Решением Кировского районного суда г. Иркутска от 6 декабря 2011 года, с учетом определения от <Дата обезличена> об исправлении описки, исковые требования удовлетворены. Синчук М.С. признан имеющим право на обеспечение жилым помещением в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» в рамках реализации Указа Президента РФ от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов». На Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области возложена обязанность устранить допущенное нарушение прав Синчука М.С., предоставив ему свидетельство о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья.

В апелляционной жалобе представитель министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области Шалошвили Т.Г. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение по следующим основаниям:

В соответствии с разъяснениями Министерства регионального развития Российской Федерации разделами I и II приложения к Федеральному закону № 5-ФЗ определено, что ветеранам боевых действий, указанным в данных разделах, предоставляются меры социальной поддержки, в том числе по обеспечению жильем, установленные участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих. И в данном случае законодатель, наделяя указанных лиц правом на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, в случае принятия их на соответствующий учет до <Дата обезличена>, не идентифицирует их с участниками Великой Отечественной войны, то есть не приравнивает их к таковым в полном объеме. Таким образом, указанные категории граждан обеспечению жильем в рамках реализации Указа № 714 не подлежат. Денежные средства на данную категорию граждан Минрегионом России не выделяются.

Суд неправильно истолковал нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, что привело к необоснованному выводу об обязании министерства устранить допущенное нарушение прав Синчука М.С, предоставив свидетельство о предоставлении социальной выплаты па приобретение жилья.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав пояснения представителя министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области Шалошвили Т.Г., поддержавшей доводы жалобы, пояснения прокурора Нарижняк О.Н. и представителя Синчука М.С. Колмаковой И.В., согласившихся с решением суда, судебная коллегия находит решение подлежащим отмене, а жалобу – удовлетворению в соответствии с п. 1, 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ.

Суд апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего гражданского дела установил, что Синчук М.С. является инвалидом .... группы по общему заболеванию и имеет право на меры социальной поддержки, установленные статьей 14 Федерального закона «О ветеранах». Указанный статус Синчука М.С. подтвержден удостоверением Серии .... <Номер обезличен>, выданным <Дата обезличена> Комитетом социальной защиты населения Администрации З. района в соответствии со статьей 28 Федерального закона «О ветеранах», и справкой врачебно-трудовой экспертной комиссии <данные изъяты> <Номер обезличен> от <Дата обезличена>. Синчук М.С. проживает в принадлежащем ему на праве собственности неблагоустроенном жилом доме общей площадью 78,6 кв.м., жилой площадью 52,8 кв.м., по адресу: ..... Постановлением главы Моисеевской сельской администрации <Номер обезличен> от <Дата обезличена> Синчук М.С. поставлен «на льготную очередь на получение субсидий на приобретение жилья».

Суд первой инстанции при указанных выше обстоятельствах одновременно сделал взаимоисключающие суждения о том, что Синчук М.С. является ветераном военных действий, поскольку принимал участие в боевых действиях в <данные изъяты> в составе в/части <Номер обезличен> с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, и о том, что он согласно ст. 2 Федерального закона «О ветеранах» и разделу 1 Приложения к данному Федеральному закону является ветераном - участником Великой Отечественной войны. Вследствие этих суждений суд пришел к выводу о том, что Синчук М.С., являясь участником Великой Отечественной Войны, имеет право на получение социальных выплат для приобретения или строительства жилых помещений, в соответствии со ст. 15 Федерального закона «О ветеранах» и Законом Иркутской области от 04.04.2008 № 6-оз «Об отдельных вопросах предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Иркутской области» и подпадает под действия Указа Президента РФ от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов».

Данный вывод суда опровергается материалами гражданского дела и не основан на законе.

Лицо, которое имеет право на предоставление мер социальной поддержки в силу Федерального закона «О ветеранах», не может являться ветераном Великой Отечественной войны именно в силу того, что оно является ветераном военных действий. Это самостоятельные по отношению друг к другу категории ветеранов, которым законом предоставлен разный объем мер социальной поддержки и установлены разные условия их предоставления.

Суждение суда о том, что «законодатель приравнивает к лицам, участвующим в Великой Отечественной войне и участников других боевых действий по защите Отечества, предоставляя им тем самым тот же объем мер оказываемой социальной поддержки» не соответствует буквальному содержанию норм Федерального закона «О ветеранах» и не влечет возможности произвольного применения судом мер социальной поддержки, установленных статьей 15 для участников Великой Отечественной войны, к лицам, на которых распространяется статус инвалидов войны, установленный статьей 14 этого федерального закона.

Суждение суда о том, что Синчук М.С. подпадает под действие Указа Президента РФ от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», произвольно, надуманно и сделано без учета того, что этим Указом предусмотрено завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий именно ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах». Возможность распространения действия этого указа на иные категории ветеранов нормами указа, а также каким-либо иным нормативным актом не предусмотрена.

Суд оставил без внимания, что федеральный законодатель в Федеральном законе «О ветеранах» в том числе установил порядок определения объема средств, предусмотренного в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, на обеспечение жильем ветеранов. Указанный порядок различается в зависимости от категорий граждан, подлежащих обеспечению жильем в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» и направлен на создание правового механизма реализации данной меры социальной поддержки. При этом определение условий ее предоставления является прерогативой федерального законодателя (Определение Конституционного Суда РФ от 2 ноября 2011 г. № 1480-О-О).

В силу ст. 11 Федерального закона «О ветеранах» законодательство Российской Федерации о ветеранах состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Все нормы, на которые суд сослался в решение в обоснование своих приведенных выше суждений, не содержат указания на возможность признания какой-либо категории ветеранов, не предусмотренной статьей 2 этого закона, участником Великой Отечественной войны. Нормы Федерального закона «О ветеранах» конкретно и последовательно регулируют понятие различных категорий ветеранов и объем мер социальной поддержки, оказываемой каждой из этих категорий.

При таких обстоятельствах выводы суда противоречат буквальному содержанию норм, регулирующих спорные правоотношения, и основаны на суждениях, не имеющих значение по настоящему гражданскому делу. Таким образом, решение подлежит отмене.

Принимая новое решение по данному делу, суд апелляционной инстанции исходит из следующего:

В силу статьи 28 Федерального закона «О ветеранах» реализация мер социальной поддержки ветеранов осуществляется по предъявлении ими удостоверений единого образца, установленного для каждой категории ветеранов Правительством СССР до 1 января 1992 года либо Правительством Российской Федерации.

Синчук М.С. представил удостоверение ветерана Великой отечественной войны с отметкой, что он является инвалидом .... группы и имеет право на льготы, установленные именно статьей 14 Федерального закона «О ветеранах» «Меры социальной поддержки инвалидов войны» (л.д. ....), в то время как инвалидность ему присвоена по общему заболеванию (л.д. ....) и по данным отдела Военного комиссариата Иркутской области по З. району он является ветераном военных действий (л.д. ....).

Обсуждение вопроса о законности такого удостоверения, выданного Комитетом социальной защиты населения Администрации З. района, выходит за пределы настоящего гражданского спора и судебная коллегия исходит из указанного в удостоверении статуса Синчука М.С. как ветерана, на которого распространяется действие ст. 14 Федерального закона «О ветеранах» «Меры социальной поддержки инвалидов войны».

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «О ветеранах» инвалидам войны предоставляются в том числе следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до <Дата обезличена>, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона.

В данном случае Синчук М.С. поставлен «на льготную очередь на получение субсидий на приобретение жилья» <Дата обезличена> При этом решение органа местного самоуправления о постановке Синчука М.С. как нуждающегося в улучшении жилищных условий в материалах дела отсутствует.

Таким образом, Синчук М.С., не являясь инвалидом Великой Отечественной войны и имея право на меры социальной поддержки, предусмотренные статьей 14 Федерального закона «О ветеранах» как инвалид войны, вставший на учет после <Дата обезличена>, не имеет права на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, предоставляемым в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона.

При отказе Синчуку М.С. в предоставлении социальной выплаты на приобретение или строительство жилья Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области указало на его право на получение жилья по договору социального найма в соответствии с Жилищным кодексом РФ.

Вопрос о праве Синчука М.С. на получение жилого помещения по договору социального найма выходит за пределы предмета судебного разбирательства по настоящему делу. Как указывалось выше, решение органа местного самоуправления о принятии Синчука М.С. на учет для предоставления жилья в деле отсутствует. При этом в силу части 2 статьи 6 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» граждане, принятые на учет до <Дата обезличена> в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.

Кроме того, в силу части 3 статьи 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после <Дата обезличена>, также обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

При таких обстоятельствах исковые требования прокурора в интересах Синчука М.С. к Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области о признании права на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, обязании выдать свидетельство на предоставление социальной выплаты на приобретение жилья удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Кировского районного суда г. Иркутска от 6 декабря 2011 года по данному делу отменить.

Принять по делу новое решение.

В удовлетворении исковых требований прокурора в интересах Синчука М.С. к Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области о признании права на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, обязании выдать свидетельство на предоставление социальной выплаты на приобретение жилья отказать.

Председательствующий:

А.А. Попова

Судьи:

С.А. Черткова

Н.К. Симакова

-32300: transport error - HTTP status code was not 200