Судебный акт по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 18.8 КоАП РФ отменен.



№ 7 – 39/2012

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иркутск 07 марта 2012 года

Судья Иркутского областного суда Аникеева М.В., рассмотрев дело по жалобе защитника Алырзаева Р.Г.о. в интересах Гасанова В.Б.о. на постановление судьи Чунского районного суда Иркутской области от 22 февраля 2012 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Гасанова В.Б.о., <данные изъяты>,

У С Т А Н О В И Л А:

22 февраля 2012 года старшим УУП ОМВД по Чунскому району Иркутской области в отношении Гасанова В.Б.о. был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с тем, что гражданин <данные изъяты> Гасанов В.Б.о. 25 октября 2011 года въехал в Российскую Федерацию, не встал на миграционный учет, чем нарушил требования части 2 статьи 5 Федерального закона от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Постановлением судьи Чунского районного суда Иркутской области Матвиенко Ю.Н. от 22 февраля 2012 года Гасанов В.Б.о. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 2000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации за то, что находясь в Российской Федерации, он утратил свои документы, подтверждающие право на пребывание в Российской Федерации, не обратился с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, чем нарушил требования статьи 25.10 Федерального закона № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию».

В жалобе, поданной в Иркутский областной суд, защитник Алырзаев Р.Г.о. в интересах Гасанова В.Б.о. просит отменить судебное постановление и прекратить производство по делу в связи с жесткостью, необоснованностью и незаконностью назначенного Гасанову В.Б.о. наказания.

Проверив с учетом требований части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях материалы дела об административном правонарушении, проанализировав доводы жалобы, заслушав Гасанова В.Б.о. и его защитника Алырзаева Р.Г.о., поддержавших жалобу, нахожу жалобу подлежащей удовлетворению.

В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Данное требование закона судьей Чунского районного суда Иркутской области не выполнено.

Согласно части 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1 и 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса.

В протоколе указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела, как того требует часть 2 названной статьи Кодекса.

В силу пункта 1 статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по делу об административном правонарушении выяснению подлежит наличие события административного правонарушения.

При рассмотрении дела об административном правонарушении, в соответствии с частью 2 статьи 29.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оглашается протокол об административном правонарушении, а при необходимости и иные материалы дела, заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, показания других лиц, участвующих в производстве по делу, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, а в случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивается его заключение.

Таким образом, дело об административном правонарушении рассматривается судьей в пределах обвинения, изложенного в протоколе об административном правонарушении.

Частью 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в нарушении установленных правил въезда в Российскую Федерацию, в нарушении правил миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, транзитного проезда через территорию Российской Федерации, в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в Российской Федерации в случаях, установленных федеральным законом, а равно в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания.

Таким образом, часть 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает административную ответственность за несколько различных по своей объективной стороне административных правонарушений в области порядка въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства.

Протокол от 22 февраля 2012 года в отношении Гасанова В.Б.о. был составлен в связи с тем, что гражданин <данные изъяты> Гасанов В.Б.о. 25 октября 2011 года въехал в Российскую Федерацию и не встал на миграционный учет. При этом, постановлением судьи Чунского районного суда Иркутской области Гасанов В.Б.о. привлечен к административной ответственности за то, что находясь в Российской Федерации, он утратил свои документы, подтверждающие право на пребывание в Российской Федерации, не обратился с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции.

Таким образом, судья Чунского районного суда Иркутской области вышел за пределы обвинения, изложенного в протоколе об административном правонарушении и привлек Гасанова В.Б.о. к административной ответственности за совершение правонарушения, протокол о котором не составлялся и на рассмотрение в суд передан не был.

Частью 1 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.

Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, согласно части 1 статьи 3.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заключается в принудительном и контролируемом перемещении указанных граждан и лиц через Государственную границу Российской Федерации за пределы Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - в контролируемом самостоятельном выезде иностранных граждан и лиц без гражданства из Российской Федерации.

При назначении административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства судья принимает решение о его принудительном выдворении за пределы Российской Федерации или контролируемом самостоятельном выезде из Российской Федерации, как того требует часть 4 названной статьи Кодекса.

Вид административного выдворения иностранного гражданина или лица без гражданства за пределы Российской Федерации определяет порядок исполнения данного административного наказания.

В нарушение требований статей 3.10 и 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья Чунского районного суда Иркутской области назначил Гасанову В.Б.о. административное наказание в виде административного штрафа в размере 2000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации, не указал вид выдворения: принудительное либо контролируемый самостоятельный выезд из Российской Федерации, что препятствует исполнению постановления.

Пунктом 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Допущенные судьей Чунского районного суда Иркутской области нарушения процессуальных требований, предусмотренных статьями 28.2, 29.7, 3.10 и 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются существенными, влекущими по своим правовым последствиям отмену постановления о назначении Гасанову В.Б.о. административного наказания по части 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Поскольку установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях годичный срок давности привлечения Гасанова В.Б.о. к административной ответственности не истек, дело подлежит возвращению на новое рассмотрение в Чунский районный суд Иркутской области.

Руководствуясь статьями 30.6 – 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

Р Е Ш И Л А:

постановление судьи Чунского районного суда Иркутской области от 22 февраля 2012 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Гасанова В.Б.о. отменить.

Дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Гасанова В.Б.о. возвратить на новое рассмотрение в Чунский районный суд Иркутской области.

Освободить Гасанова В.Б.о. <данные изъяты> из специального приемника УМВД России по г. Братску Иркутской области.

Решение вступает в законную силу немедленно, может быть обжаловано и опротестовано председателю Иркутского областного суда в порядке судебного надзора.

Судья М.В. Аникеева

-32300: transport error - HTTP status code was not 200