Судебный акт по делу, предусмотренный ч. 1 ст. 5.12 КоАП РФ отменен, производство по делу прекращено в связи с отсутствием в действиях состава административного правонарушения



Дело № 7-58/2012

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иркутск 30 марта 2012 года

Судья Иркутского областного суда Слепнёв П.И., рассмотрев дело по жалобе защитника Ядришникова А.А. в интересах Фонда «Развитие регионов Приангарья» на постановление судьи Эхирит-Булагатского районного суда Иркутской области от 16 января 2012 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица Фонд "Развитие регионов Приангарья",

У С Т А Н О В И Л:

постановлением судьи Эхирит-Булагатского районного суда Иркутской области Альхеева Г.Д. от 16 января 2012 года юридическое лицо – Фонд «Развитие регионов Приангарья» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей.

В жалобе, поданной в Иркутский областной суд, защитник Фонда «Развитие регионов Приангарья» Ядришников А.А., не соглашаясь с постановлением судьи Эхирит-Булагатского районного суда Иркутской области, утверждает, что материалы дела не содержат допустимых доказательств, свидетельствующих о вине Фонда в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а должностным лицом органа внутренних дел при производстве по делу были допущены существенные нарушения процессуальных требований, влекущие признание доказательств недопустимыми.

Проверив с учетом требований части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях материалы дела об административном правонарушении, проанализировав доводы жалобы, заслушав защитника Ядришникова А.А., действующего в интересах Фонда на основании доверенности, поддержавшего жалобу в полном объеме, нахожу жалобу обоснованной и подлежащей удовлетворению.

Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Данное требование закона при производстве по делу об административном правонарушении в отношении Фонда «Развитие регионов Приангарья» судьей Эхирит-Булагатского районного суда Иркутской области не выполнено.

На рассмотрение судье Эхирит-Булагатского районного суда Иркутской области поступил протокол от ДД.ММ.ГГГГ в отношении юридического лица - Фонд «Развитие регионов Приангарья».

Согласно данному протоколу <данные изъяты>, Фонд «Развитие регионов Приангарья» допустил распространение в период подготовки и проведения выборов ДД.ММ.ГГГГ агитационной брошюры <данные изъяты>, изготовленной <данные изъяты>, с нарушением пункта 4 статьи 61 Федерального закона от 18.05.2005 г. № 51-ФЗ «О выборах»: без идентификационного номера налогоплательщика организации, изготовившей брошюру, без указания об оплате изготовления брошюры из средств соответствующего избирательного фонда, а также допустил изготовление (так в тексте протокола) (л.д. 36).

Признавая Фонд «Развитие регионов Приангарья» виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Эхирит-Булагатского районного суда Иркутской области в своем постановлении сослался на заявление К., поданное в прокуратуру Иркутской области (л.д. 12-13), её объяснение об обстоятельствах обнаружения ею брошюры <данные изъяты> (л.д. 4), копию договора на изготовление печатной продукции от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 23), копию платежного поручения от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 24), копию объяснения директора <данные изъяты> М. об изготовлении им брошюры ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 25), брошюру <данные изъяты> (л.д. 14) и факсимильную копию письма заместителя председателя Избирательной комиссии Иркутской области (л.д. 88).

Между тем, названные доказательства не свидетельствуют бесспорно о вине Фонда в совершении административного правонарушения.

Указом Президента Российской Федерации от 29 августа 2011 года № 1124 «О назначении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации нового созыва» выборы назначены на 04 декабря 2011 года.

В силу части 3 статьи 36 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» агитационный период по назначенным 29 августа 2011 года выборам начался 29 сентября 2011 года.

Достоверных и допустимых доказательств тому обстоятельству, что брошюра <данные изъяты> была изготовлена именно Фондом «Развитие регионов Приангарья» и именно в период <данные изъяты>, в материалах дела не имеется и судом в постановлении не приведено.

Светокопия договора предположительно от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 23) содержит нечитаемый текст, при этом не имеет никаких удостоверительных надписей о ее соответствии подлиннику. Сам Фонд отрицает факт заключения данного договора. Источник получения данной светокопии неизвестен.

Светокопия платежного поручения от ДД.ММ.ГГГГ содержит частично нечитаемый текст, не имеет каких-либо удостоверительных надписей, что вызывает сомнения в допустимости данного доказательства и самом факте движения денежных средств по данному платежному документу (л.д. 24).

Защитник Фонда Ядришников А.А., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании в ходе рассмотрения жалобы пояснил, что Фонд брошюры <данные изъяты> не изготовлял и не распространял, услугами системы «Клиент-банк» не пользуется, расчеты через Интернет Банк не проводит, данное платежное поручение Фонд не оформлял и в банк не направлял, данную оплату не производил.

Светокопия объяснения директора <данные изъяты> М. об изготовлении Обществом брошюры <данные изъяты> не содержит сведений о соблюдении при получении данного объяснения требований статьи 25.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: до получения от него объяснения М. не был предупрежден прокурором об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний. При этом, М. пояснил, что продукция была отгружена ДД.ММ.ГГГГ до начала избирательной кампании, что также не соответствует выводам суда о совершении Фондом правонарушения ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, светокопия надлежаще не заверена (л.д. 25).

Подлинник брошюры <данные изъяты> содержит сведения о том, что она изготовлена ДД.ММ.ГГГГ, об этом же должностным лицом органа внутренних дел указано в протоколе об административном правонарушении (л.д. 14).

Невозможность установления из представленных в деле доказательств точной даты изготовления брошюры <данные изъяты> реальных дел» не позволяет отнести ее к числу печатных и иных агитационных материалов, что исключает возможность привлечения юридического лица к административной ответственности по части 1 статьи 5.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за ее изготовление и распространение в период подготовки и проведения выборов с 29 сентября по 04 декабря 2011 года.

Светокопии договора, платежного поручения и объяснения М. оценены судьей Эхирит-Булагатского районного суда Иркутской области как допустимые доказательства вины Фонда с нарушением требований статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Протокол об административном правонарушении в отношении Фонда не содержит указания на событие административного правонарушения в части изготовления Фондом, где и каких именно агитационных материалов (печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов) (л.д. 36).

Между тем, судья Эхирит-Булагатского районного суда Иркутской области установил и в своем постановлении указал, что находит доказанным факт изготовления юридическим лицом Фонд «Развитие регионов Приангарья» в период подготовки и проведения выборов печатного агитационного материала с нарушением требований федерального законодательства, тем самым вышел за пределы фактических обстоятельств вменённого административного правонарушения, изложенных в протоколе об административном правонарушении, и нарушил право Фонда «Развитие регионов Приангарья» на защиту.

Согласно статье 2.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административной ответственности подлежит юридическое лицо в случаях, предусмотренных статьями раздела II настоящего Кодекса или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Фонд «Развитие регионов Приангарья» привлечен к административной ответственности как юридическое лицо. Между тем, доказательств, свидетельствующих об изготовлении юридическим лицом Фонд «Развитие регионов Приангарья» в период подготовки и проведения выборов печатного агитационного материала с нарушением требований федерального законодательства, в протоколе об административном правонарушении и постановлении о назначении наказания не приведено и в ходе рассмотрения дела не установлено. Учредительные документы Фонда, из которых можно было установить полномочия Фонда, в деле отсутствуют.

Пунктом 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 данного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Поскольку выводы судьи Эхирит-Булагатского районного суда Иркутской области о наличии в действиях Фонда «Развитие регионов Приангарья» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не подтверждаются представленными в деле доказательствами, постановление судьи подлежит отмене, а производство по делу в отношении юридического лица – Фонд «Развитие регионов Приангарья» – прекращению в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.

Руководствуясь статьями 30.6 – 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

Р Е Ш И Л:

жалобу защитника Ядришникова А.А. в интересах Фонда «Развитие регионов Приангарья» удовлетворить.

Постановление судьи Эхирит-Булагатского районного суда Иркутской области от 16 января 2012 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица - Фонд «Развитие регионов Приангарья» отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием в действиях юридического лица - Фонд «Развитие регионов Приангарья» состава административного правонарушения.

Решение вступает в законную силу немедленно, может быть обжаловано и опротестовано председателю Иркутского областного суда в порядке судебного надзора.

Судья П.И. Слепнёв

-32300: transport error - HTTP status code was not 200