Приговор о признании лица виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст.30 - п. `г` ч.3 ст.228.1 УК РФ, - оставлен без изменения.



судья Перевезенков С.П.,      дело № 22-880-2011

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Ханты-Мансийск       4 мая 2011 года

Судебная коллегия по уголовным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе председательствующего судьи Леончикова В.С.,

судей Руденко В.Н., Тюльканова А.С.,

с участием прокурора Воронцова Е.В., адвоката Курайкина Ю.В.,

при секретаре Магадеевой Л.А.,

рассмотрела в судебном заседании кассационные жалобы осужденного Тураева Д.К. и адвоката Ламкова М.Ю., кассационное представление государственного обвинителя - помощника прокурора г. Нижневартовска Кальчук Т.С., на приговор Нижневартовского городского суда от 2 марта 2011 года, которым

Тураев Д.К., <данные изъяты> судимый:

12 октября 2004 года по ч.2 ст.228 УК РФ к 4 годам лишения свободы без штрафа. Освобожден условно-досрочно по постановлению суда от 21 января 2008 года на неотбытый срок 5 месяцев 3 дня,

по п. «г» ч.3 ст.228.1 УК РФ (по преступлению от 25 февраля 2010 года) оправдан, за непричастность к совершению данного преступления,

осужден по ч.3 ст.30 - п. «г» ч.3 ст.228.1 УК РФ к 9 годам 6 месяцам лишения свободы со штрафом в силу требований ст.46 УК РФ, в размере 100 000 рублей, без лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.

Срок наказания исчислен с 2 марта 2011 года, в этот же срок зачтено время заключения под стражей в период с 5 марта 2010 года по 1 марта 2011 года, включительно.

Заслушав доклад судьи Леончикова В.С., мнение прокурора Воронцова Е.В., об оставлении приговора без изменения, выступление адвоката Курайкина Ю.В., об изменении приговора, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Тураев признан виновным и осужден за покушение на незаконный сбыт наркотических средств - героина (диацетилморфина), общей массой 84,283 грамма (42,7 грамма и 41,583 грамма соответственно), совершенный в особо крупном размере, группой лиц по предварительному сговору.

Преступление совершено ... при обстоятельствах, подробно изложенных в приговоре.

Вину Тураев в судебном заседании признал частично.

В кассационной жалобе осужденный Тураев, ссылаясь на незаконность, необоснованность и несправедливость приговора, просит его изменить, переквалифицировать его действия с ч.3 ст.30 - п. «г» ч.3 ст.228.1 УК РФ на ст.73 УК РФ, а также отменить дополнительное наказание в виде штрафа в размере 100 000 рублей, поскольку на момент совершения преступления он не имел гражданства РФ, временной и постоянной регистрации, постоянной работы. Ссылается на то, что свидетели неоднократно меняли своих показания, намерения сбывать героин у него не было, он совместно с С., без оплаты, забрали с закладки наркотик, который впоследствии поделили между собой для личного употребления. Просит учесть в качестве обстоятельств, смягчающих наказание - признание вины в части им содеянного, то, что по месту жительства он характеризуется положительно, на учёте у врача-нарколога не состоит, имеет ряд тяжелых заболеваний, содержит на попечении отца-пенсионера, который является инвалидом.

В кассационной жалобе адвокат Ламков М.Ю., аналогично доводам осужденного, просит приговор изменить, переквалифицировать действия Тураева с ч.3 ст.30 - п. «г» ч.3 ст.228.1 УК РФ на ст.73 УК РФ. Полагает, что выводы суда о причастности Тураева к сбыту наркотических средств не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Ссылается на показания свидетеля С., согласно которым Тураев и С. вместе употребляли героин, 4 марта 2010 года для этих целей они совместно приехали в Сургут, забрали с закладки героин, за который денег решили не отдавать, и по приезду в Нижневартовск совместно его употребили, а оставшуюся часть разделили поровну. Одну часть героина, которая принадлежит С., Тураев оставил в доме у С., а вторую часть взял с собой и вышел из квартиры, позже был задержан сотрудниками наркополиции. При личном досмотре у Тураева был изъят героин массой 41,483 гр. Тураев пояснил, что данный наркотик принадлежит ему, он приобрел его для личного употребления. В связи с этим, адвокат считает, что Тураеву должен вменяться только тот героин, который был изъят в ходе его личного досмотра. Ссылается на необоснованное назначение судом Тураеву дополнительного наказания в виде штрафа в сумме 100 000 рублей, поскольку тот не имел гражданства РФ, временной и постоянной регистрации на момент совершения преступления, и постоянной работы.

В кассационном представлении помощник прокурора г. Нижневартовска Кальчук Т.С. просит приговор как незаконный в виду нарушения судом уголовного и уголовно-процессуального закона отменить, поскольку описательно-мотивировочная часть приговора содержит противоречие в части обстоятельств, установленных и признанных доказанными судом и квалификацией действий Тураева. А именно, как следует из описательной части приговора, суд установил, что Тураев совершил покушение на незаконный сбыт наркотических средств, в особо крупном размере, группой лиц по предварительному сговору. Вместе с тем, в мотивировочной части приговора суд указал, что «изучив, проверив и оценив доказательства в их совокупности, суд признает их относимыми, допустимыми и достаточными для признания подсудимого виновным в совершении приготовления к незаконному сбыту наркотических средств, в особо крупном размере, группой лиц по предварительному сговору». Кроме того, в описании деяния от 4 марта 2010 года, признанного установленным, суд верно указал на незаконность приобретения Тураевым наркотического средства для последующего сбыта, однако не указал на незаконность действий по его сбыту С., а также лицам, употребляющим таковое. Судом в нарушение п.4 ст.304 УПК РФ и п.5 постановления Пленума ВС РФ №1 от 29 апреля 1996 года «О судебном приговоре», не указаны и иные сведения, имеющие значение для дела, а именно: дата (25 января 2008 года) фактического условно-досрочного освобождения Тураева по постановлению суда от 21 января 2008 года, что является существенным нарушением. Считает, что суд необоснованно не признал наличие в действиях осужденного особо опасного рецидива.

До начала судебного заседания по уголовному делу прокурор поданное им кассационное представление в соответствии со ст.359 ч.3 УПК РФ отозвал, предоставив в окружной суд соответствующее письмо.

Проверив материалы уголовного дела, обсудив доводы кассационных жалоб, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения приговора.

Вина Тураева в покушении на незаконный сбыт наркотических средств, совершенный в особо крупном размере, группой лиц по предварительному сговору, установлена совокупностью исследованных судом доказательств.

Как видно из показаний свидетеля Р., поступила оперативная информация о причастности Тураева к незаконному обороту наркотических средств. В ходе проверки со слов С. установлено, что С. с Тураевым съездили за героином в Сургут, приобрели там наркотик и привезли его в Нижневартовск, где дома у С. расфасовали героин, для последующего сбыта, поделили на две части, одну часть Тураев забрал для сбыта, а вторую часть оставил для реализации С.. Впоследствии С. и Тураев были задержаны. При личном досмотре у Тураева и у С., а также при осмотре квартиры С. обнаружено и изъято наркотическое средство. В квартире у С. обнаружены и изъяты также пакеты, нарезки из пакетов, ножницы.

Согласно показаниям свидетеля Ш., С. при досмотре пояснил, что наркотик ему сбыло лицо азиатской внешности по имени «Джоник». Были приняты меры по установлению данного лица, в связи с чем, задержан Тураев, который и оказался тем самым лицом по имени «Джоник».

Свидетель П. показал, что поступили сведения о том, что Тураев и С. 4 марта 2010 года выехали в Сургут с целью приобретения наркотического средства. 5 марта 2010 года установлен адрес местонахождения С. и Тураева, которые в последующем были задержаны. В ходе личного досмотра у Тураева было обнаружено и изъято 2 свертка с героином. Тураев пояснил, что он и С. ездили в Сургут, там созвонились со знакомым Тураева по имени <данные изъяты>, получили от него указания, забрали наркотик, денег за который не оставили, а по приезду в Нижневартовск разделили героин, часть которого употребили, а остальную часть намеревались сбыть.

Как видно из свидетельских показаний в судебном заседании самого С., он и Тураев забрали наркотик в Сургуте, приехали в Нижневартовск, к его брату на квартиру, где употребили часть наркотика. Себе он взял 40 грамм, сколько взял Тураев ему не известно.

В связи с существенными противоречиями в силу ст.281 УПК РФ были оглашены и изучены показания свидетеля С., данные им в ходе предварительного следствия, где он показал, что приехав в Нижневартовск на квартиру его брата, он с Джоником употребили героин. После этого Джоник разделил героин: одну часть оставил на столе в кухне, другую часть разделил на два свертка и положил себе в куртку. Еще один - третий сверток с героином - Джоник передал какому-то неизвестному мужчине, который пришел к ним в квартиру в этот же день. Из общей массы героина, который оставил Джоник, он взял часть для личного употребления, позвал к себе в гости Н., однако впоследствии в подъезде дома был задержан, и наркотик был у него изъят в ходе личного досмотра и осмотра квартиры.

Свидетели М. и Г. - понятые подтвердили факт изъятия у Тураева в ходе личного досмотра наркотических средств героина в двух свертках.

Свидетели К. и У., проходившие понятыми по делу, показали, что в ходе личного досмотра у С. был обнаружен и изъят сверток с героином, который со слов С. тот приобрел у парня по имени «Джоник» или «Джаник». Также С. пояснил, что в кухне на столе имеется другой сверток, в котором находится наркотическое средство героин, принадлежащий его знакомому по имени «Джоник». Данный наркотик был изъят в ходе осмотра квартиры.

Помимо изложенного, причастность Тураева Джонибека (Джоника) к сбыту наркотических средств подтверждается показаниями свидетелей Ц., В., Х., объективно протоколами личного досмотра Тураева и С.; протоколом осмотра места происшествия - (адрес обезличен); заключениями эксперта по изъятым наркотикам, в которых говорится, что вещество содержащее героин из упаковки с надписью: «Изъято в ходе личного досмотра Тураева Д.К. 05.03.2010г.» массой 41,483 грамма, вещество содержащее героин из упаковки с надписью: «Изъято в ходе личного досмотра С. 05.03.2010г.» массой 0,553 грамма и вещество содержащее героин из упаковки с надписью: «Изъято в ходе осмотра кв. (адрес обезличен) 05.03.2010г.» массой 41,997 грамма - могли ранее составлять единую массу, а также другими исследованными судом доказательствами.

Анализируя собранные доказательства по делу в их совокупности, суд правильно признал, что умысел Тураева был направлен на сбыт всей массы наркотического средства и получения от этого материальной выгоды, а не на его хранение, о чем свидетельствует предварительная договоренность Тураева и иного лица, о месте приобретения наркотика за пределами г. Нижневартовска, и получение Тураевым из места закладки в г. Сургуте 4 марта 2010 года наркотического средства - героин, массой не менее 84,283 грамм. Кроме того, наркотик делился, фасовался, для этого применялись вспомогательные материалы, предпринимались меры конспирации, которые также неоспоримо свидетельствуют об умысле на сбыт, а не на его хранение в личных целях.

Версия Тураева и С. о том, что они привезли наркотик совместно из г. Сургута с 4 на 5 марта 2010 года и разделили его с целью дальнейшего сбыта, не опровергнута. Наркотическое средство было изъято из гражданского оборота, в ходе оперативно-розыскных мероприятий, а, следовательно, образуют неоконченный состав преступления в целом.

Таким образом, суд верно критически отнесся к показаниям Тураева о его непричастности с незаконному сбыту наркотических средств.

Действия Тураева по преступлению в отношении героина, массой 42,7 грамма и по преступлению в отношении героина массой 41,583 грамма, правильно квалифицированы судом как единое продолжаемое преступление по ч. 3 ст. 30 - п.«г» ч. 3 ст. 228.1 УК РФ, и оснований для их переквалификации на ч.2 ст.228 УК РФ не имеется.

Доводы осужденного о наличии у него тяжелых заболеваний, на иждивении отца-пенсионера, который является инвалидом, суровость назначенного Тураеву наказания не подтверждают.

Наказание Тураеву назначено справедливое, соразмерно содеянному, личности, характеризующегося удовлетворительно, на учете врача-нарколога не состоящего, судимого, и согласуется с требованиями ст.60 УК РФ.

Судом верно признан обстоятельством, отягчающим наказание Тураева, и рецидив преступлений.

Оснований для признания по делу каких-либо смягчающих наказание обстоятельств, снижения наказания, применения к осужденному положений ст.ст. 64, 73 УКРФ и отмене назначенного ему дополнительного наказания в виде штрафа не имеется.

Нарушений закона, влекущих безусловную отмену приговора, не допущено.

При таких обстоятельствах, признавая доводы кассационных жалоб, несостоятельными, руководствуясь ст.ст. 377, 378 и 388 УПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Приговор Нижневартовского городского суда от 2 марта 2011 года в отношении Тураева Д.К. оставить без изменения, кассационные жалобы без удовлетворения.

председательствующий

судьи