продление срока содержания под стражей



Судья Чумаченко В.И.                                                   Дело № 22-617/2011

                              КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

      

г. Ханты-Мансийск                                                             30 марта 2011 г.

Судебная коллегия по уголовным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югра в составе:

председательствующего: Бушуева Д.Г.

судей: Аксентьевой М.А. и Леончикова В.С.

При секретаре Бурковой Н.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании от 30 марта 2011 года кассационное представление государственного обвинителя Елисеева М.А. на постановление Белоярского городского суда от 01 февраля 2011 года, которым

отказано в удовлетворении ходатайства о продлении срока содержания под стражей обвиняемого КЖК (дата обезличена) года рождения. Гражданина (адрес обезличен).

Заслушав доклад судьи Аксентьевой М.А, мнение прокурора Понич Р.С., поддержавшего доводы кассационного представления, судебная коллегия

                                               

                                                    УСТАНОВИЛА:

Прокуратура г. Белоярский обратилась в Белоярский городской суд с ходатайством о продлении срока содержания под стражей КЖК до 22 июня 2011 года, до передачи запрашивающей стороне - Республике Казахстан, на территории которой им совершено преступление, предусмотренное ст. 330 ч. 1 УК Республики Казахстан.

22 декабря 2010 года сотрудниками ОУР ОВД по Белоярскому районуХанты-Мансийского автономного округа - Югры задержан и помещен вИBC ОВД по Белоярскому району, в соответствии со ст. 61 Конвенции «Оправовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам»,находящийся в розыске гражданин Республики Узбекистан КурбановЖ. К., (дата обезличена) года рождения, уроженец (адрес обезличен) Узбекистан, разыскиваемый правоохранительными органами Республики Казахстан.

    Преступление, в котором обвиняется КЖК, предусмотренное ст. 330 ч. 1 УК Республики Казахстан -умышленное незаконное пересечение Государственной границы Республики Казахстан без установленных документов и надлежащего разрешения - является уголовно-наказуемым и на территории Российской Федерации, и соответствует ст. 322 ч. 1 УК РФ -незаконное пересечение государственной границы Российской Федерации, санкция которой предусматривает наказание в виде лишения свободы до 2 лет.

    Постановлением прокурора г. Белоярский от 24 декабря 2010 года КЖК заключен под стражу на основании ст. 61 «Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам» (Минск, 20.01. 1993), ст. 466 УПК РФ, до получения требования о выдаче правоохранительным органам Республики Казахстан для осуществления уголовного преследования.

Постановлением Белоярского городского суда от 01 февраля 2011 года отказано в удовлетворении ходатайства о продлении срокасодержания подстражей гражданина Республики Узбекистан КЖК, обвиняемого по ч. 1 ст. 330 УК Республики Казахстан.

В кассационном представлении государственный обвинитель Елисеев М.А. просит постановление отменить, направить материал на новое рассмотрение в тот же суд в ином составе. Согласно сообщению прокуратуры Ханты-Мансийского автономного округа-Югра, 18 января 2011 в Генеральную прокуратуру Российской Федерации поступило требование Генеральной прокуратуры Республики Казахстан о выдаче КЖК для привлечения к уголовной ответственности. Суд не учел, что он с 2009 года не имеет места работы на территории г.Белоярска, по вопросу приобретения гражданства РФ и получения разрешения на временное проживание на территории РФ не обращался. При решении судом вопроса о продлении срока содержания под стражей КЖК, судом необоснованно приняты во внимание основания избрания меры пресечения, изложенные в ст.97 УПК РФ, и основания заключения под стражу, поскольку 30 ноября 2010 года Узункольским районным судом Костанайской области Республики Казахстан в отношении КЖК избранная мера пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении, изменена на арест, и он был объявлен в международный розыск.

В этой связи суду необходимо было решить вопрос о возможности продления срока содержания КЖК под стражей в рамках исполнения международных обязательств, предусмотренных Конвенцией «О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам» от 22 января 1993 года и УПК РФ, с целью дальнейшей экстрадиции КЖК запрашиваемой стороне, то есть Республике Казахстан.

Также судом необоснованно взято во внимание то обстоятельство, что КЖК на территории Республики Казахстан помещался в приемник-распределитель, из которого был освобожден 28 сентября 2010 года и направлен к месту постоянного жительства в город Белоярский.

Кроме того, судом необоснованно указано, что по истечению 40 суток с момента задержания КЖК из Генеральной прокуратуры Российской Федерации не поступило никаких сведений о дате передачи последнего Запрашиваемой стороне.В материалах, представленных суду имеется требование Генеральной прокуратуры Республики Казахстан о выдаче КЖК правоохранительным органам Республики Казахстан, с приложениями, предусмотренными ст.58 указанной Конвенции.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для его отмены.

Конституционный суд РФ в определении № 101-О от 04.04.2006 года подчеркнул, что гарантии права на свободу и личную неприкосновенность предусмотренные ст.22 и главой 2 Конституции РФ, полностью применимы при разрешении вопросов, связанных с содержанием под стражей лиц в отношении которых рассматривается запрос иностранного государства об их выдачи для уголовного преследования. УПК РФ не позволяет властям применять меру пресечения в виде заключения под стражу вне предусмотренного уголовно-процессуальным законодательством порядке и сверх установленных им сроков.

Пункт 1 ст.8 «Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам» (Минск, 20.01.1993 года)прямо предусматривает, что при исполнении поручения об оказании правовой помощи запрашиваемое учреждение применяет законодательство своей страны, т.е. порядок который установлен уголовно-процессуальным кодексом РФ. Такой порядок предусмотрен ч.1 ст.466 УПК РФ и нормами главы 13 УПК РФ, действие которых как общих норма, распространяется на все стадии и формы уголовного судопроизводства, включая производство по запросам иностранных государств об оказании им по уголовным делам правовой помощи путем выдачи лиц для уголовного преследования.

В соответствии со ст.109 УПК РФ содержание под стражей не может превышать 2-х месяцев, продление срока содержания под стражей производится судом в порядке ч.3 ст.108 УПК РФ.

Согласно ст. 108 УПК РФ, заключение под стражу может избираться в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, за которое предусмотрено наказание до двух лет лишения свободы в исключительных случаях.

Прокуратура г.Белоярский обратилась с ходатайством о продлении срока содержания под стражей КЖК до 6 месяцев до 22 февраля 2011 года только по мотиву того, что данного времени должно хватить для передачи выданного лица запрашиваемой стороне, в противном случае освобождение КЖК может поставить под угрозу исполнение РФ международных обязательств.

Из материалов дела следует, что 18 января 2011 года в Генеральную прокуратуру РФ поступил запрос из Генеральной прокуратуры Казахстана о выдаче КЖК

Однако в материалах дела отсутствуют сведения о принятии Генеральной прокуратурой РФ какого-либо решения в отношении КЖК- о его выдаче в соответствии с ч.4-6 ст.462 УПК РФ и фактической дате его передачи запрашивающей стороне, либо отказе в его выдаче в соответствии со ст.464 УПК РФ.

Исходя из вышеуказанной позиции Конституционного Суда РФ продление срока содержания под стражей КЖК до 22 июня 2011 года только по мотиву необходимости предоставления времени компетентным органам для принятия решения о выдаче, организации выдачи, без других оснований, свидетельствующих о необходимости продления срока содержания под стражей, не соответствует требованиям законодательства.

Из материалов дела следует, что преступление в котором обвиняется КЖК относится к преступлениям небольшой тяжести, проживает постоянно на территории г.Белоярского с супругой, брак с которой зарегистрирован, с малолетним ребенком. Данное обстоятельство не опровергнуто стороной обвинения. Из справки (л.д.20) следует, что после приемника распределителя, из республики Казахстан, он был направлен в г.Белоярский начальником данного учреждения, узнав о розыске добровольно явился в милицию, сведений, что он может продолжать заниматься преступной деятельностью, скрыться до решения вопроса о передачи его запрашивающему государству в материалах не имеется.

          Суд исследовал все представленные материалы, и дал им надлежащую оценку. Требования уголовно-процессуального законодательства при принятии решения судом соблюдены.

При таких обстоятельствах судом вынесено обоснованное и законное решение, доводы кассационного представления являются необоснованными.

          Оснований для его отмены и удовлетворения доводов кассационной жалобы не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 377,378,388 УПК РФ судебная коллегия,

                                      О П Р Е Д Е Л И Л А:

Постановление Белоярского городского суда от 01 февраля 2011 года в отношении КЖК об отказе в продлении срока содержания под стражей оставить без изменения, кассационное представление -без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: