жалоба поданная в порядке ст.125 УПК РФ



судья: Зайцев Е.Л.                                                   дело № 22-91/2011

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Ханты-Мансийск                                                             19 января 2011 года

Судебная коллегия по уголовным делам Суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:

председательствующего: Бушуева Д.Г.,

судей: Руденко В.Н. и Прохоренко А.С.,

при секретаре Голубеве А.Н.,

с участием прокурора Воронцова Е.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу БПА на постановление Ханты-Мансийского районного суда от 15 декабря 2010 года, которым

БПА отказано в принятии к рассмотрению жалобы на решение руководителя отдела по расследованию особо важных дел СУ СК при прокуратуре РФ по ХМАО-Югре Стефаненко А.И. от 03.12.2010г.

Заслушав доклад судьи Руденко В.Н., мнение прокурора Воронцова Е.В., просившего постановление суда оставить без изменения, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Решением руководителя отдела по расследованию особо важных дел СУ СК при прокуратуре РФ по ХМАО-Югре Стефаненко А.И. от 03.12.2010г. оставлены без рассмотрения обращения БПА о неправомерных действиях следователя ГЕС

БПА обратился в суд с жалобой в порядке ст.125 УПК РФ, в которой просит признать незаконным и необоснованным решение руководителя следственного органа.

Судом вынесено обжалуемое постановление, которым отказано в принятии к рассмотрению жалобы БПА

В кассационной жалобе БПА просит постановление суда отменить и принять решение в отношении следователя ГЕС по ст.ст. 312, 293, 285 и 286 УК РФ. Указывает, что жалоба, поданная в Ханты-Мансийский районный суд, подписана надлежащим лицом на основании свидетельства об аккредитации физического лица в качестве независимого эксперта, уполномоченного на проведение экспертизы на коррупциогенность от 21.12.2009 №651. Считает, что ответ руководителя следственного органа САИ и вынесенное судом постановление ограничивает его доступ к правосудию.

Исследовав материалы дела и доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения постановления.

Статья 125 УПК РФ предусматривает возможность обжалования действий, решений должностных лиц, которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо затруднить доступ граждан к правосудию.

В жалобе, поданной в Ханты-Мансийский районный суд, БПА выступает в защиту интересов Черкашиных на основании свидетельства об аккредитации физического лица в качестве независимого эксперта, уполномоченного на проведение экспертизы на коррупциогенность от 21.12.2009г. № 651, выданное на основании распоряжения Министерства Юстиции РФ от 17.12.2009г. № 5544-р.

В силу Постановления Правительства РФ от 26.02.2010 N 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" указанное свидетельство предоставляет его обладателю право проводить независимую антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения.

В соответствии со ст.49 УПК РФ защитник это лицо, осуществляющее в установленном настоящим Кодексом порядке защиту прав и интересов подозреваемых и обвиняемых и оказывающее им юридическую помощь при производстве по уголовному делу. В качестве защитников в период расследования участвуют адвокаты, которые допускаются к участию в уголовном деле лишь по предъявлении удостоверения адвоката и ордера. По определению или постановлению суда в качестве защитника могут быть допущены наряду с адвокатом один из близких родственников обвиняемого или иное лицо, о допуске которого ходатайствует обвиняемый. При производстве у мирового судьи указанное лицо допускается и вместо адвоката.

Таким образом, БПА на основании указанного выше свидетельства не может является защитником Черкашиных или представлять их интересы, поскольку суду не представлено документов, подтверждающих наличие у него полномочий на право представлять интересы Черкашиных в суде и других государственных органах и учреждениях.

Доступ к правосудию Черкашиным не был ограничен, поскольку они имеют право обжаловать производимые процессуальные действия и принимаемые следователем процессуальные решения, затрагивающие их интересы, как прокурору, так и вышестоящему руководителю следственного органа либо в суд.

Право обжалования решений и действий (бездействия) должностных лиц в досудебном производстве, как гарантия судебной защиты прав и свобод граждан в уголовном судопроизводстве, установлено статьей 46 Конституции Российской Федерации и в отношении Черкашиных ничем не ограничено и не ущемлено.

Таким образом, выводы Ханты-Мансийского районного суда об отказе в принятии к рассмотрению жалобы БПА, защищающего интересы Черкашиных на основании свидетельства об аккредитации физического лица в качестве независимого эксперта, являются правильными.

При этом судебная коллегия отмечает, что состоявшиеся решения не лишают БПА возможности повторно обратится с жалобами к вышестоящему руководителю следственного органа, в прокуратуру либо в суд после надлежащего процессуального оформления своих полномочий и представления соответствующих документов, подтверждающих эти полномочия.

Нарушений уголовно-процессуального и уголовного законодательства судом не допущено, в связи с чем оснований для отмены или изменения постановления не имеется.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст.377, 378, 388 УПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Постановление Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 15 декабря 2010 года об отказе в принятии к рассмотрению жалобы БПА в порядке ст.125 УПК РФ оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: