Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью, не опасного для жизни человека и не повлекшего последствий, указанных в статье 111 УК РФ, но вызвавшего длительное расстройство здоровья; убийство, то есть умышленное причинение смерти другому человек



судья Шарина Е.И. Дело № 22/848

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Ханты-Мансийск 20 апреля 2011 года

Судебная коллегия по уголовным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:

председательствующего Магрычева В.Л.,

судей Матвеевой Н.Г., Прохоренко А.С.,

при секретаре Устиновой Н.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу осужденного Сигильетова Р.В. на приговор Нижневартовского районного суда от 1 марта 2011 года, которым

Сигильетов Р.В., (дата обезличена) года рождения, уроженец (адрес обезличен), <данные изъяты>, судимости не имеющего,

осужден по ч.1 ст.119 УК РФ к 2 месяцам лишения свободы.

На основании ч.3 ст.69, п. «в» ч.1 ст.71 УК РФ по совокупности преступлений путем частичного сложения наказаний окончательно назначено 8 лет 3 месяца лишения свободы без ограничения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.

Срок наказания Сигильетову Р.В. исчислен с 1 марта 2011 года.

На основании ч.3 ст.72 УК РФ зачтено в срок лишения свободы время содержания под стражей до постановления приговора суда с 25 сентября 2010 года по 28 февраля 2011 года из расчета один день за один день.

Мера пресечения Сигильетову Р.В. оставлена без изменения - содержание под стражей.

Разрешен вопрос о вещественных доказательствах.

Заслушав доклад судьи Матвеевой Н.Г., выступление осужденного Сигильетова Р.В., адвоката Даскал И.Г., поддержавших доводы жалобы, мнение прокурора Гунько Д.С.об оставлении приговора суда без изменения, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Сигильетов Р.В. признан виновным за умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью, не опасного для жизни человека и не повлекшего последствий, указанных в статье 111 УК РФ, но вызвавшего длительное расстройство здоровья, совершенное (дата обезличена);

- убийство, то есть умышленное причинение смерти другому человеку, совершенное (дата обезличена);

- нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль, но не повлекших последствий, указанных в ст.115 УК РФ, совершенное (дата обезличена);

- угрозу убийством, если имелись основания опасаться осуществления этой угрозы, совершенную (дата обезличена).

Преступления совершены в (адрес обезличен) при обстоятельствах, подробно изложенных в приговоре.

В судебном заседании Сигильетов Р.В. вину в совершении преступлений, предусмотренных ч.1 ст.116 и ч.1 ст.105 УК РФ признал частично, по другим эпизодам предъявленного обвинения вину не признал.

В кассационной жалобе осужденный Сигильетов Р.В. выражает несогласие с приговором суда, просит его отменить и направить на новое рассмотрение в ином составе суда, указывая на нарушения уголовного и уголовно-процессуального законов, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, недоказанность вины, суровость назначенного наказания. Судом не учтены в качестве смягчающих обстоятельств: его состояние здоровья, наличие малолетнего ребенка, явка с повинной, его национальность - ханты, а также не учтено отсутствие отягчающих вину обстоятельств. На предварительном следствии дал признательные показания под давлением сотрудников милиции. Телесных повреждений матери он не наносил и в подпол её не сталкивал; мать не убивал, её убила А.. Считает, что к показаниям свидетеля Г. следует отнестись критически, так как он является сыном П. и оговаривает его. Просит смягчить наказание, применить требования ст.64 УК РФ.

В возражении государственный обвинитель помощник прокурора Нижневартовского района Слепнева Ю.С. просит приговор суда оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит приговор законным и обоснованным.

Выводы суда о виновности Сигильетова Р.В. в совершении инкриминируемых преступлений подтверждается совокупностью доказательств, тщательно исследованных в судебном заседании и подробно изложенных в приговоре.

Виновность Сигильетова Р.В. в причинении (дата обезличена) С. вреда здоровью средней тяжести, подтверждается: показаниями свидетелей М. и Н., показаниями потерпевшей Л., об обращении С. (дата обезличена) за медицинской помощью в связи с причиненными ей Сигильетовым Р.В. телесными повреждениями; заключением судебно-медицинской экспертизы трупа С. в части локализации, механизма образования и тяжести прижизненных повреждений, причиненных потерпевшей.

Виновность Сигильетова Р.В. в убийстве своей матери С. подтверждается его признательными показаниями, данными в ходе предварительного следствия и в ходе судебного разбирательства, согласно которым, (дата обезличена), находясь у себя дома и распивая спиртные напитки вместе с матерью, А. и К., во время конфликта со своей матерью С., он нанес той удар ножом в область шеи;

Кроме того, вина Сигильетова в убийстве подтверждается показаниями потерпевшей А., свидетелей: К., М., Н., Б., О., У., Я., Ф., протоколами следственных действий, заключениями экспертиз.

Согласно заключения судебно-медицинской экспертизы (номер обезличен) от (дата обезличена), на трупе С. установлены телесные повреждения в виде: колото-резаной раны передней поверхности средней трети шеи справа с повреждением внутренней яремной вены, подкожной и грудино-ключично-сосцевидной мышц, закрытых переломов 5,8,9 правых ребер по передне-подмышечной линии, 6,7 правых ребер по среднеключичной линии,10,11 правых ребер по лопаточной линии, 11 левого ребра по околопозвоночной линии, 2 левого ребра по среднеключичной линии, ушибленных ран лица, кровоизлияний на слизистой оболочке ротовой полости, царапин на шее, ссадин головы, лица, верхних конечностей, живота, грудной клетки. Вышеуказанные повреждения носят прижизненный характер и причинены незадолго перед наступлением смерти. Колото-резаная рана на шее с повреждением внутренней яремной вены, мышц, причинена от колюще-режущего действия плоского клинкового орудия, имеющего одностороннюю заточку клинка, П-образный на поперечном сечении обух, при причинении повреждения направление движения травмирующего предмета могло быть сзади - наперед, сверху-вниз, справа-налево. Применительно к живым лицам ранение шеи квалифицируется как причинившее тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни. Смерть С. наступила от обильной кровопотери в результате ранения внутренней яремной вены и находится в прямой причинно-следственной связи с указанным повреждением. Разгибательные переломы 5-11 правых ребер, 2-11 левых ребер применительно к живым людям квалифицируется как средний вред здоровью по признаку длительного расстройства его и возникли от воздействия твердых тупых предметов или при ударе о таковые. Ушибленные раны лица, кровоизлияния на слизистой оболочке ротовой полости, царапина на шее, ссадины головы, лица, верхних конечностей, живота, грудной клетки применительно к живым людям квалифицируется как не причинившие вред здоровью по признаку отсутствия расстройства его, возникли от воздействия тупых твердых предметов либо при ударе о таковые. После получения ранения шеи с повреждением вены смерть развивается в течение короткого промежутка времени, исчисляемого от нескольких секунд до десятков минут. При судебно-гистологическом исследовании в крови и моче трупа обнаружен этиловый спирт, концентрация в крови 3,3 промиле, что применительно к живым лицам можно расценить как тяжелую степень опьянения алкоголем.

Виновность Сигильетова Р.В. в нанесении побоев А. и угрозы убийством в отношении П., подтверждается показаниями потерпевших, свидетелей, заключением экспертизы.

Всем доказательствам, исследованным в судебном заседании, судом дана надлежащая юридическая оценка.

Доводам Сигильетова Р.В. о том, что его мать С. сама упала в погреб, суд дал надлежащую оценку и обоснованно отверг их.

Вывод суда о направленности умысла Сигильетова Р.В. на лишение жизни С. судом сделан исходя из совокупности всех обстоятельств содеянного, с учетом способа и орудия преступления, количества, характера и локализации телесных повреждений, а также предшествующее преступлению и последующее поведение виновного и потерпевшей, их взаимоотношения.

Судом правильно установлено, что мотивом совершения преступлений Сигильетовым Р.В. в отношении С. явились неприязненные отношения, возникавшие после совместного распития спиртных напитков.

Довод осужденного об отсутствии у него умысла на лишение жизни своей матери С., опровергаются выводами суда, основанными на анализе действий и поведения Сигильетова Р.В., согласно которым, убийство совершено ним в ходе ссоры на почве неприязненных отношений. После совершения преступления подсудимый принимает меры к оказанию помощи потерпевшей, вызывает медицинских работников, но осознавая произошедшее, пытается уйти от ответственности, не признаваясь в содеянном, заставляя А. взять вину за убийство С. на себя.

Согласно заключению комплексной судебной психолого-психиатрической комиссии экспертов (номер обезличен) от (дата обезличена), Сигильетов Р.В. в период времени, относящийся в инкриминируемому деянию, страдал <данные изъяты> и иным <данные изъяты>, и мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и мог в полной мере руководить ими.

Вывод суда о том, что указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что в момент совершения преступления и после его совершения, Сигильетов Р.В. контролировал свои действия, критически их оценивал, является верным.

Действиям Сигильетова Р.В. судом дана правильная юридическая оценка и квалификация преступлений.

Доводы жалобы Сигильетова о том, что он не убивал свою мать, а убила ее А., а также доводы о том, что Г. оговаривает его, и он не угрожал убийством П., опровергаются совокупностью доказательств, подтверждающих его виновность в убийстве С., нанесении побоев А., и угрозе убийством в отношении П.

Наказание осужденному Сигильетову Р.В. назначено в соответствии с требованиями ст.60 УК РФ, с учетом характера и степени общественной опасности совершенных преступлений, личности виновного, обстоятельств, смягчающих, влияние назначенного наказания на исправление осужденного.

При назначении наказания суд учел отрицательную характеристику Сигильетова Р.В. по месту жительства.

Обстоятельством, смягчающим наказание за совершение преступления, предусмотренного ч.1 ст.62 УК РФ.

Выводы суда об отсутствии оснований признания в качестве смягчающего обстоятельства - наличие малолетнего ребенка, обоснованны и мотивированны.

Обстоятельств, в соответствии со ст.63 УК РФ, отягчающих наказание, судом не установлено.

Выводы суда о назначении Сигильетову Р.В. за преступления, предусмотренные ч.1 ст.112, ч.1 ст.119, ч.1 ст.116 УК РФ наказания в виде исправительных работ, обоснованны и мотивированны.

Основания применения положений ст.64 и ст.73 УК РФ, отсутствуют.

Доводы жалобы о необходимости признания в качестве смягчающего обстоятельства национальность Сигильетова Р.В. - ханты, являются несостоятельными.

Согласно ст.4 УК РФ лица, совершившие преступления, равны перед законом и подлежат уголовной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения кассационной жалобы, не имеется.

Нарушений уголовно-процессуального закона, влекущих безусловную отмену приговора, не установлено.

Руководствуясь ст.ст.377, 378 и 388 УПК РФ, судебная коллегия,

ОПРЕДЕЛИЛА:

Приговор Нижневартовского районного суда от 1 марта 2011 года в отношении Сигильетова Р.В., оставить без изменений, кассационные жалобы осужденного и защитника - без удовлетворения.

Председательствующий

судьи