оспаривание отказа по участию в подпрограмме



1 инстанц. судья Луданая Г.А.                                                                 № 44-г-26

кассац. инстанц.Иванова И.Е.,

Прохоренко А.С., Цыганков С.Л.

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

президиума суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры

«23» сентября 2011 г.                           г.Ханты-Мансийск

Президиум суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в составе

Председательствующего Юрьева И.М.

членов президиума Бушуева Д.Г., Полуяна А.Л., Ульянова Р.Л.

при секретаре Плесовских Е.В.

с участием представителя ответчика Н.

по докладу судьи Ульянова Р.Л.

рассмотрев в открытом заседании гражданское дело по заявлению Н., Н. об оспаривании отказа по участию в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище на 2002 - 2010 годы»,

по надзорной жалобе Н. на определение судебной коллегии по гражданским делам суда ХМАО-Югры от 29.03.2011 г.,

установил:

Н. обратились в суд с заявлением о признании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления незаконным. Просили признать отказ Департамента культуры, молодежной политики и спорта администрации города Сургута от (дата обезличена) года (номер обезличен) незаконным, обязать Департамент культуры, молодежной политики и спорта администрации города Сургута и Департамент жилищной политики ХМАО-Югры признать молодую семью в составе Н.. участницей Подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, включить в сводный список молодых семей - участников Подпрограммы по дате подачи заявления от (дата обезличена) года № (номер обезличен) Обязать Департамент культуры и Департамент жилищной политики при поступлении денежных средств, предназначенных для предоставления социальных выплат в порядке очередности, определенной списком молодых семей - претендентов на получение социальных выплат, перечислить социальную выплату в счет погашения основной суммы долга по кредитному договору от (дата обезличена)(номер обезличен), заключенному между АК Сберегательным банком РФ (ОАО) и Н.

Ответчик иск не признал.

Решением Сургутского городского суда от 11.01.2011 г. исковые требования удовлетворены.

Определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа от 29.03.2011 г. решение суда первой инстанции отменено и в иске отказано.

В надзорной жалобе Н. ставится вопрос о ее передаче с делом для рассмотрения в судебном заседании президиума суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры. Заявители указывают на неправильное толкование и применение судом кассационной инстанции норм материального права. Считают, что молодая семья вправе приобрести жилье по любому из предусмотренных законом гражданско-правовых договоров, в том числе и по договору долевого участия в строительстве многоквартирного жилого дома, существование которых не ограничено.

По запросу судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 26.05.2011 года дело истребовано в суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры.

Определением судьи суда ХМАО-Югры от 05.08.2011 г. надзорная жалоба с делом переданы для рассмотрения в суд надзорной инстанции суда ХМАО-Югры.

Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Изучив материалы дела и доводы жалобы президиум суда ХМАО находит определение кассационной инстанции состоявшееся по делу подлежащим отмене в связи с существенным нарушением судом норм материального права.

Суд кассационной инстанции, отменяя решение, указал на ошибочность вывода суда первой инстанции о том, что участие граждан в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости дает возможность предоставления социальных выплат молодым семьям, приобретающим право собственности на жилое помещение посредством участия в долевом строительстве многоквартирного дома в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы.

Указанный вывод судом кассационной инстанции сделан при неправильном толковании и применении норм материального права.

Судом первой инстанции установлено, что согласно Уведомления № (номер обезличен) филиала АНО «Ипотечное агентство ХМАО-Югры» по городу Сургуту и Сургутскому району о постановке на учет для предоставления государственной поддержки в соответствии с подпрограммой «Ипотечное жилищное кредитование», утвержденной законом ХМАО-Югры от 11 ноября 2005 года № 103-оз, (дата обезличена) года заявители Н.. стали участниками вышеназванной программы.

В целях приобретения жилья ими был заключен договор от (дата обезличена) года № (номер обезличен) долевого финансирования строительства в КПД-41 по (адрес обезличен), города (адрес обезличен), строительный номер квартиры (номер обезличен), дополнительное соглашение к указанному договору от (дата обезличена) года, в соответствии с которым общая стоимость договора оплачивается в части самостоятельно дольщиками и в оставшейся       части за счет средств, предоставленных АК Сбербанком РФ на основании целевого кредитного договора № (номер обезличен) от (дата обезличена) года на приобретение данной квартиры и трехстороннего соглашения о компенсации части процентной ставки по ипотечному кредитному договору согласно Уведомлению от (дата обезличена) года № (номер обезличен)

Согласно письму Департамента культуры от (дата обезличена) года № (номер обезличен), полученного заявителями (дата обезличена) года, им отказано в принятии участия в Подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей федеральной целевой программы «Жилище», поскольку она не предусматривает участие граждан, заключивших договор долевого участия в строительстве многоквартирного дома.

Президиум суда ХМАО-Югры находит правильным вывод суда первой инстанции о неправомерности такого отказа.

В соответствии с частью 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Согласно пункту "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации жилищные вопросы находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По смыслу приведенных конституционных положений в их взаимосвязи, разрешение вопросов в жилищной сфере возлагается Конституцией Российской Федерации как на Российскую Федерацию в целом, так и на каждый из субъектов Российской Федерации. Соответственно, органы государственной власти обоих территориальных уровней власти призваны совместно обеспечивать эффективные механизмы социальной защищенности граждан.

Таким образом, участие субъектов Российской Федерации в реализации жилищных вопросов государства путем принятия законодательных решений в сфере социальной защиты граждан, должно быть основано на конституционном разграничении предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации и конституционной иерархии нормативных правовых актов, а также соответствовать вытекающим из Конституции Российской Федерации принципам, лежащим в основе социального обеспечения, включая принципы справедливости, равенства, стабильности юридического статуса субъектов социальных прав.

Анализ норм п. 2 ст. 3 Федерального закона от 06.10.1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в совокупности с положениями ст. 2 Жилищного кодекса РФ и содержанием ч. 1 ст. 179 Бюджетного кодекса свидетельствует о том, что создание условий для реализации гражданами права на жилье с использованием для этого бюджетных средств, выделяемых с целью приобретения или строительства жилых помещений, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ.

Постановлением Правительства РФ от 17.09.2001 N 675 утверждена "Федеральная целевая программа "Жилище" на 2002 - 2010 годы", в состав которой вошла подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей", предусматривающая государственную поддержку в виде финансовой помощи при решении жилищной проблемы молодых семей.

Пункт1 Правил подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы", утвержденной Постановлением Правительства от 17 сентября 2001 года N 675- предусматривает предоставление социальных выплаты молодым семьям на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, которые могут направляться в том числе на уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, а также на погашение основной суммы долга и уплату процентов по этим ипотечным жилищным кредитам или займам.

Основными целями и задачами подпрограммы является государственная поддержка решения жилищной проблемы молодых семей, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий. Предоставление молодым семьям -участникам подпрограммы социальных выплат на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома.

Использование средств федеральной программы возможно лишь путем участия в региональной программе, условия которой не могут противоречить федеральной.

С учетом изложенного является правильным вывод суда первой инстанции о том, что участие в долевом строительстве многоквартирных домов является одним из способов приобретения гражданами жилых помещений.

Президиум находит, что молодая семья может приобрести жилье по любому из предусмотренных законом гражданско-правовых договоров, в том числе и по договору долевого участия в строительстве многоквартирного жилого дома, существование которых не ограничено программой.

Указанные нарушения норм в толковании и применении материального права допущенные судом кассационной инстанции являются существенными, поскольку они привели к неправильному разрешению дела.

В силу ст. 387 ГПК РФ существенные нарушения норм материального права являются основанием для отмены судебных постановлений нижестоящих судов в порядке надзора.

Руководствуясь ст.ст.388-391 ГПК РФ президиум,

постановил:

определение судебной коллегии по гражданским делам суда ХМАО-Югры от 29.03.2011 г. по гражданскому делу заявлению Н. об оспаривании отказа по участию в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище на 2002 - 2010 годы»- отменить, оставить в силе решение Сургутского городского суда от 11.01.2011 г.

Председательствующий                                       /И.М. Юрьев /

-32300: transport error - HTTP status code was not 200