Судья Ланин А.Н. Дело № 33-2752/2010
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
29 июня 2010 года г. Ханты - Мансийск
Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты - Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего судьи Оспичева И.М.
судей коллегии Александровой Н.Н., Тюленева В.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бурдюк Л.Н. к Государственному учреждению «Управление пенсионного фонда Российской Федерации (адрес обезличен)» о признании периода работы дающим право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости и назначении пенсии с момент обращения,
по кассационной жалобе ответчика на решение Октябрьского районного суда от 30 апреля 2010 года, которым постановлено:
«Исковые требования Бурдюк Л.Н. удовлетворить частично.
Признать период работы Бурдюк Л.Н. с 03 сентября 1985 года по 31 августа 1987 года включительно в должности старшей пионервожатой (адрес обезличен) средней школы (адрес обезличен) периодом, дающим право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.
Обязать Государственное учреждение «Управление пенсионного фонда Российской Федерации (адрес обезличен)» назначить досрочно Бурдюк Л.Н. пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с момента её обращения - с 11 июня 2009 года».
Заслушав доклад судьи Александровой Н.Н., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Бурдюк Л.Н. обратилась в суд с иском к ГУ УПФ РФ (адрес обезличен) о включении в педагогический стаж времени ее работы с 3 сентября 1985 года по 1 сентября 1987 года в должности старшей пионервожатой (адрес обезличен) средней школы (адрес обезличен) для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, определении даты назначения досрочной трудовой пенсии с 3 июня 2009 года - дня подачи документов ответчику.
В обоснование заявленных требований истец сослалась на то, что исключение указанного периода нарушает ее права, установленные ст. 55 Конституции РФ.
Дело рассмотрено в отсутствие истца Бурдюк Л.Н. по правилам ст. 167 ГПК РФ.
Представитель ГУ УПФ РФ ФИО16 исковые требования не признала сославшись на то, что должность старшей пионервожатой не включена в перечень должностей « Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществляющим деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей», утв. Постановлением Правительства РФ от 29.10. 2002 года. Полагает, что Постановление Совета Министров СССР от 17.12. 1959 года № 1397 не может быть применено к спорным правоотношениям, поскольку на момент его отмены на 01.10. 1993 года у истца не было отработано 2/3 педагогического стажа, т.е. не было соблюдено необходимое условие для включения работы в должности старшей пионервожатой в специальный стаж, указанный в пунктах 1-4 Положения.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В кассационной жалобе ГУ УПФ РФ (адрес обезличен) ставит вопрос об отмене решения суда, направлении дела на новое рассмотрение, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.
По мнению ответчика суд ошибочно применил к спорным правоотношениям Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, поскольку на момент отмены Постановления Совета Министров СССР от 17.12. 1959 года № 1397, которым было утверждено указанное Положение, истцом не было выработано 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.
В связи с указанным ответчик полагает, что назначение Бурдюк Л.Н. досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью должно производиться по законодательству, действующему на день ее обращения за назначением пенсии, т.е. согласно Списку должностей и учреждений, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.10. 2002 года № 781.
Полагает, что ГУ УПФ РФ освобождено от уплаты госпошлины.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 25.08.2009 года Государственным учреждением - Управлением Пенсионного фонда (адрес обезличен) Бурдюк Л.Н. было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в связи с исключением из специального стажа, дающего право на такую пенсию, периода ее работы с 3 сентября 1985 года по 1 сентября 1987 года в должности старшей пионервожатой (адрес обезличен) средней школы (адрес обезличен).
Разрешая спор по существу, суд пришел к выводу о том, что Бурдюк Л.Н. имеет право на зачет периода работы с 3 сентября 1985 года по 31 августа 1987 года в специальный стаж, сославшись на п. 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет, согласно которому работникам просвещения и здравоохранения, действовавшего в период работы истца пионервожатой и позицию Конституционного Суда РФ, изложенную им в Постановлении от 29 января 2004 года № 2-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
В соответствии с п. 2 указанного Положения в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывалась, в том числе, работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых.
В Постановлении № 2-П Конституционный Суд РФ указал на то, что если гражданин приобрел какие-то пенсионные права в период действия соответствующего нормативного правового акта, в котором эти права были закреплены, то он может воспользоваться ими при назначении пенсии даже в том случае, если на момент этого назначения указанные акты формально утратили силу, в том числе в связи с принятием нового законодательства. Причем такой подход к исчислению стажа применяется и в случае подсчета стажа для приобретения права на пенсию.
Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
В период работы Бурдюк Л.Н. старшей пионервожатой действовали утвержденное постановлением Совета Министров СССР Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, и Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию по выслуге лет, которые предусматривали включение в стаж, предоставляющий право на назначение льготной пенсии по старости, периода работы в школах в качестве старших пионервожатых.
Бурдюк Л.Н., работая старшей пионервожатой вправе была рассчитывать на то, что указанный период ее работы будет включен в стаж, предоставляющий право на назначение льготной пенсии по старости.
Из материалов дела следует, что стаж педагогической деятельности истца на 11 июня 2009 года - дату обращения в Фонд с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости без учета спорного периода составлял 23 года 1 месяц 27 дней, то есть более 2/3 требуемого стажа. С учетом периода работы истца старшей пионервожатой составляющего 1 год 11 месяцев 28 дней общая продолжительность ее специального трудового стажа превышает требуемые 25 лет и составляет 25 лет 1 месяц 25 дней.
Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлечет ограничение конституционного права на социальное обеспечение.
Суд сделал правильный вывод о том, что подлежит зачету именно период работы с 3 сентября 1985 года по 31 августа 1987 года, а не по 1 сентября 1987 года, поскольку это подтверждено имеющейся в деле копией трудовой книжки, согласно которой 1 сентября 1987 года было первым днем работы истца в должности учителя химии и биологии л.д. 9-11).
Согласно ч. 1 ст. 19 Закона РФ от 17.12.2002 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (далее Закон № 173-ФЗ) трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. На основании ч.2 ст. 19 Закона № 173-ФЗ, днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.
Суд верно определил днем назначения пенсии 11 июня 2009 года, поскольку указанная дата является датой принятия у неё документов, доказательств иного истцом в суд не предоставлено.
Доводы кассационной жалобы о неправильном применении судом норм материального права нельзя признать состоятельными.
Разъяснение Минтруда РФ, данное им в постановлении № 70 от 17.12.2003 года входит в противоречие с указанными выше положениями Конституции РФ, в связи с чем не подлежит применению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты - Мансийского автономного округа-Югры
о п р е д е л и л а:
Решение Октябрьского районного суда от 30 апреля 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу ГУ УПФ РФ в Октябрьском районе - без удовлетворения.
Председательствующий судья Оспичев И.М.
Судьи коллегии Александрова Н.Н.
Тюленев В.В.