Судья Лебедь О.Ю. Дело № 33-3100/2010
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
20 июля 2010 года г. Ханты-Мансийск
Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в составе:
председательствующего судьи Ивановой И. Е.
судей коллегии Кривуля Г. Г., Тюленева В. В.
рассмотрела в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску Фатаховой И.М., Фатахова Р.Н. об оспаривании действий должностных лиц администрации города Лангепаса,
по кассационной жалобе администрации города Лангепаса на решение Лангепасского городского суда от 17 мая 2010 года, которым постановлено:
«Заявление Фатаховой И.М., Фатахова Р.Н. удовлетворить.
Признать действия администрации города Лангепаса по требованию к Фатаховой И.М., Фатахову Р.Н. по предоставлению из Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ХМАО-Югре справок о действующих и прекращенных правах на недвижимое имущество Ш.Т., Ш.Я., Ш.В. незаконными и нарушающими права заявителей на получение жилищной субсидии по городской программе «Содействие молодым семьям в приобретении жилья» на 2008-2010 годы, утвержденной решением Думы города Лангепаса от 28.09.2007 г. № 119 (ред. от 11.06.2009 г.) и подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы (утв. Постановлением Правительства РФ от 13.05.2006 г. №285).
Признать действия администрации г. Лангепас по решению общественной жилищной комиссии от (дата обезличена) г. № (номер обезличен), утвержденного постановлением администрации г. Лангепаса от (дата обезличена) г. № (номер обезличен): «Рекомендовать Главе города Лангепаса отказать молодой семье - Фатаховой И.М., Фатахову Р.Н., в признании нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на момент заключения кредитного договора в связи с отсутствием справок Лангепасского подразделения филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» по ХМАО-Югре и Лангепасского отдела Управления федеральной регистрационной службы по Тюменской области Ханты-Мансийскому и Ямало-Ненецкому автономным округам, о наличии действующих и прекращенных прав на жилые помещения на территории г. Лангепаса по состоянию на 17.07.2007г. на имя Ш.Т., Ш.Я., Ш.В. и затягиванию рассмотрения заявления заявителей о включении их семьи в состав участников вышеуказанных городской и федеральной программ, незаконными.
Обязать администрацию г. Лангепаса устранить в полном объеме допущенные нарушения прав Фатаховой И.М., Фатахова Р.Н. - отменить вышеуказанные незаконные решения в части касающейся заявителей.
Взыскать с администрации г. Лангепас в пользу Фатаховой И.М., Фатахова Р.Н. понесенные ими расходы по оплате государственной пошлины в сумме по 200 рублей в пользу каждого».
Заслушав доклад судьи Кривуля Г. Г., судебная коллегия
установила:
Фатаховы обратились в суд с заявлением о признании не законными действий должностных лиц администрации г. Лангепаса по истребованию у заявителей документов и по рекомендации главе г. Лангепаса об отказе семье заявителей в признании нуждающимися в предоставлении жилого помещения по договору социального найма в рамках целевых жилищных программ, взыскании государственной пошлины.
Требования мотивированы тем, что 25 августа 2009 года Фатаховы обратились в муниципалитет с заявлением на участие в городской программе «Содействие молодым семья в приобретении жилья» на 2008-2010 годы, утвержденной решением Думы г. Лангепас от 28.09.2007 г. № 119 и подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы. Для признания их семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий подали необходимые документы, однако администрация потребовала предоставления дополнительных документов, в частности справок из Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ХМАО-Югре о наличии действующих и прекращенных прав на недвижимое имущество Ш.Т., Ш.Я. и его несовершеннолетней дочери Ш.В.., проживавших с Фатаховыми в качестве членов семьи в квартире (адрес обезличен) на момент заключения ими кредитного договора.
В предоставлении указанных справок Управлением федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ХМАО-Югре на день заключения с ними кредитного договора Ш. отказано на том основании, что предоставление данных сведений не предусмотрено законом о государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним. Ввиду отсутствия справок регистрационного органа и справок из Лангепасского подразделения филиала ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ», 24 февраля 2010 г. жилищная комиссия администрации приняла решение - рекомендовать главе муниципалитета отказать молодой семье Фатаховых в признании нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Поскольку предоставление сведений о действующих и прекращенных правах на недвижимое имущество в силу закона возможно только их правообладателям и только на дату обращения с запросом, вышеуказанные действия должностных лиц администрации незаконны, также как неправомерна рекомендация главе муниципалитета об отказе семье Фатаховых в признании нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма в рамках целевых жилищных программ.
Дело рассмотрено в отсутствие Фатахова Р. Н. и Фатаховой И. М.
Представитель заинтересованного лица администрации г. Лангепас Газизов P. M. требования не признал считая их необоснованными. Пояснил, что предоставление вышеуказанных справок предусмотрено подпунктом «г» п. 15 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.05.2006 г. № 285.
Суд постановил изложенное выше решение.
В кассационной жалобе представитель заинтересованного лица Газизов Р. М. просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела. Предоставление спорных справок регламентировано Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья. В свою очередь отказ регистрирующего органа в предоставлении Фатаховым справок неправомерен, поскольку ФЗ № 122-ФЗ от 21.07.1997 года «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» не содержит запретов относительно их выдачи. Более того, в силу ст. 8 ФЗ № 149-ФЗ от 27.07.2006 года «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» граждане вправе осуществлять поиск и получение любой информации с соблюдением требований закона.
В возражениях на кассационную жалобу Фатаховы просят решение суда оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения, ссылаясь на её несостоятельность.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не усматривает.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции 18.04.2007 г. Фаттахова с членами своей семьи были признаны участниками подпрограммы «Доступное жилье молодым» программы ХМАО-Югры «Улучшение жилищных условий населения ХМАО-Югры на 2005-2015 годы». Заявители заключили кредитный договор № (номер обезличен) от (дата обезличена) г. с Ханты-Мансийским банком на получение кредита 1500 000 руб. и 13.07.2007 г. с использованием кредитных средств, приобрели квартиру по адресу: (адрес обезличен) оформив ее в общую долевую собственность на себя и детей.
В соответствии с подпунктом «г» пункта 15 Постановления Правительства Российской Федерации от 13 мая 2006 года за № 285 «Об утверждении Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» для участия в подпрограмме молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту постоянного жительства, в том числе документ, подтверждающий признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий, или свидетельство о государственной регистрации права собственности на жилое помещение, приобретенное (построенное) с использованием средств ипотечного жилищного кредита (займа), и документы, подтверждающие признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий на момент заключения соответствующего кредитного договора (договора займа), но не ранее 1 января 2006 года.
Под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Согласно ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
Из приведённых выше норм закона следует, что для признания молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий не имеет правового значения факт наличия либо отсутствия права собственности на жилые помещения у лиц, зарегистрированных в одном жилом помещении с молодой семьёй, в данном случае такими лицами являются Ш.. Доказательств того, что последние являются членами семьи Фатаховых в силу ст. 56 ГПК РФ в материалах дела не имеется.
В силу ч. 1 ст. 7 Закона выписка из Единого государственного реестра прав должна содержать описание объекта недвижимости, зарегистрированные права на него, а также ограничения (обременения) прав, сведения о существующих на момент выдачи выписки правопритязаниях и заявленных в судебном порядке правах требования в отношении данного объекта недвижимости.
Таким образом, на регистрирующий орган законодателем возложена обязанность предоставления выписок (справок) о существующих правах на конкретный объект недвижимости без указания какой-либо хронологии перехода прав.
Следовательно, требования должностных лиц администрации о предоставлении Фатаховыми справок Лангепасского подразделения филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» по ХМАО-Югре и Лангепасского отдела Управления федеральной регистрационной службы по Тюменской области Ханты-Мансийскому и Ямало-Ненецкому автономным округам, о наличии действующих и прекращенных прав на жилые помещения на территории г. Лангепаса по состоянию на 17.07.2007г. на имя Ш.Т., Ш.Я. и Ш.В. не основаны на законе.
Выводы суда мотивированы, основаны на анализе доказательств, оцененных судом в совокупности, соответствуют требованиям закона.
При изложенных обстоятельствах решение суда постановлено в соответствии с требованиями закона и представленными доказательствами, которым дана объективная и правильная оценка. Нарушений судом норм материального и процессуального права, которые бы привели или могли привести к неправильному разрешению дела, в том числе тех, на которые имеются ссылки в кассационной жалобе, судом не допущено. Изложенные в кассационной жалобе доводы не опровергают выводы суда, оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 360, 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Лангепасского городского суда от 17 мая 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации города Лангепаса - без удовлетворения.
Председательствующий судья: Иванова И. Е.
Судьи: Кривуля Г. Г.
Тюленев В. В.