о признании права собственности на квартиру



Судья Валитов А.Р. Дело № 33-3412/2010

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

10 августа 2010 года г. Ханты-Мансийск

Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в составе:

председательствующего судьи Александровой Н.Н.,

судей Блиновской Е.О., Старцевой Е.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску Большакова В.Н., Большаковой О.П. в своих и несовершеннолетней дочери Большаковой В.В. интересах, к жилищному накопительному кооперативу «Молодежно-жилищный комплекс «Мегион» (далее - ЖНК «МЖК «Мегион») и администрации г.Мегион о признании права собственности на квартиру,

по кассационной жалобе представителя ответчика администрации г.Мегион Бурко Н.В. на решение Мегионского городского суда от 15 июня 2010 года, которым постановлено:

«иск Большаковым В.Н. и членов его семьи к ЖНК «МЖК «Мегион» и администрации г.Мегион о признании права собственности на квартиру удовлетворить.

Признать за Большаковым В.Н. право собственности на 1/3 доли жилого помещения квартиры, расположенной по адресу: (адрес обезличен), (адрес обезличен), дом (номер обезличен), квартира (номер обезличен).

Признать за Большаковой О.П. право собственности на 1/3 доли жилого помещения квартиры, расположенной по адресу: (адрес обезличен), (адрес обезличен), дом (номер обезличен), квартира (номер обезличен).

Признать за Большаковой В.В. право собственности на 1/3 доли жилого помещения квартиры, расположенной по адресу: (адрес обезличен), (адрес обезличен), дом (номер обезличен), квартира (номер обезличен).

Взыскать с ЖНК «МЖК «Мегион» и администрации (адрес обезличен) в пользу Большаковым В.Н. расходы по оплате услуг представителя в сумме 15 000 рублей

Взыскать с ЖНК «МЖК «Мегион» госпошлину в сумме 200 рублей в доход местного бюджета».

Заслушав доклад судьи Блиновской Е.О., судебная коллегия

установила:

Большаковым В.Н. и Большаковой О.П. обратились в суд в своих и дочери Большаковой В.В., 2000 г. рождения, интересах, к ЖНК «МЖК «Мегион» и администрации (адрес обезличен) с иском о признании права собственности на жилое помещение - квартиру (номер обезличен) в доме (номер обезличен) (адрес обезличен) (адрес обезличен). Требования мотивировали тем, что (дата обезличена) года заключили соглашение о совместной деятельности по улучшению жилищных условий. Истцы свои договорные обязательства по оплате стоимости квартиры выполнили в полном объёме. (дата обезличена) года по акту приема-передачи квартира была передана им в пользование. Они не могут оформить право собственности на спорную квартиру, поскольку ЖНК «МЖК «Мегион» не перечислило администрации города Мегиона оплату в полном объеме.

Истцы, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, но в деле имеется заявление о рассмотрении дела в их отсутствие с участием адвоката Токаревой А.В. в качестве представителя истцов.

Представитель истцов Токарева А.В. просила иск удовлетворить.

Представитель ответчика администрации города Мегиона Бурко Н.В. настаивала на возражениях, изложенных в отзыве, в котором с иском не согласилась, и просила признать администрацию города Мегиона ненадлежащим ответчиком по иску Большаковым В.Н., поскольку у администрации города Мегиона отсутствуют какие-либо обязательства перед ними. Считает, что иск не может быть удовлетворен, поскольку член кооператива должен полностью внести свой взнос и помещение должно быть предоставлено этому лицу кооперативом. В силу ч.1 ст.29 Федерального закона «О жилищных накопительных кооперативах», передача жилого помещения осуществляется кооперативом после приобретения им права собственности на жилое помещение. Такое право у ЖНК «МЖК «Мегион» не возникло, а деньги на счет администрации города не поступили.

Представитель ЖНК «МЖК «Мегион», извещенный надлежащим образом в судебное заседание не явился, дело рассмотрено в его отсутствие.

Мегионский городской суд постановил указанное выше решение.

В кассационной жалобе представитель по доверенности администрации города Мегиона Бурко Н.В. просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме, приводя доводы, изложенные в вышеуказанном отзыве.

В возражениях на кассационную жалобу представитель истцов Токарева А.В., просит решение оставить без изменения, ссылаясь на законодательство, регулирующее права членов накопительных жилищных кооперативов, на получение в собственность недвижимости, за которую они произвели полную выплату паевого взноса.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на неё, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене ввиду неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для дела, и неправильного применения материального права.

Как следует из материалов дела и не оспаривается судом, ЖНК «МЖК «Мегион», являясь по своему правовому статусу жилищным накопительным кооперативом, в соответствии с заключенным между ними договором, после выплаты части паевого взноса, в том числе с получением от администрации города субсидии, передал (дата обезличена) г.Большаковым В.Н. в пользование квартиру (адрес обезличен), (адрес обезличен), (адрес обезличен), (адрес обезличен) л.д.7-8,12,13,17-18,20)

Однако указанная квартира находится в муниципальной собственности л.д.14). Расчет за неё между ЖНК «МЖК «Мегион» им администрацией города не произведен, долг составляет 380 0000 руб., право собственности у ЖНК «МЖК «Мегион» на спорную квартиру не возникло л.д.21-25, 46).

Из анализа п.2 и п. 4 ст. 218 ГК РФ, следует, что право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества. При этом член жилищного, жилищно-строительного, дачного, гаражного или иного потребительского кооператива, другие лица, имеющие право на паенакопления, полностью внесшие свой паевой взнос за квартиру, дачу, гараж, иное помещение, предоставленное этим лицам кооперативом, приобретают право собственности на указанное имущество.

Исходя из требований п.2 ст. 8 ГК РФ «Основания возникновения гражданских прав и обязанностей», следует, что права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.

Следовательно, член кооператива полностью внесший свой паевой взнос за квартиру, предоставленную ему кооперативом, приобретает на неё право собственности лишь при наличии права собственности на то же имущество у самого кооператива.

Соответствующая норма подтверждена и принятым 30 декабря 2004 г. Федеральным законом N215-ФЗ «О жилищных накопительных кооперативах». В частности, согласно ст. 29 этого закона: «Передача жилого помещения в пользование члену кооператива», передача жилого помещения, в пользование члену кооператива осуществляется кооперативом непосредственно после приобретения кооперативом права собственности на это жилое помещение. Перед передачей жилого помещения в пользование члену кооператива может быть осуществлен ремонт жилого помещения или выполнены работы по повышению потребительских качеств такого помещения, если это предусмотрено выбранной членом кооператива формой участия в деятельности кооператива. Последующее приобретение членом кооператива права собственности на жилое помещение, согласно ст. 30 того же закона, лицами, внесшими в полном размере паевой взнос за жилое помещение, предполагает, что переданное кооперативом его члену жилое помещение должно быть собственностью кооператива, т.к. на последнем в силу закона лежит обязанность передать его свободным от каких-либо обязательств.

Аналогичное по сути разъяснение содержится в п.11 содержится в совместном постановлении Пленума Верховного Суда РФ (номер обезличен) и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав. Таким образом, значимым для дела обстоятельством является возникновение права собственности на спорную квартиру у кооператива, так как права истцов на неё имеют производный характер от прав предыдущего собственника, каковым должен был являться, но не является ЖНК «МЖК «Мегион». Отсутствуют и какие -либо доказательства, свидетельствующие о незаконности права собственности на квартиру администрации (адрес обезличен). Стороны на таковые не ссылаются, не указал их в решении и суд первой инстанции.

Суд в то же время неверно определил как значимое обстоятельство нарушение жилищных прав граждан, хотя рассматриваемый спор связан с правом собственности. Жилищные права граждан, исходя из материалов дела, не нарушены, поскольку они продолжают проживать в квартире по вышеуказанному адресу.

Истцами избран ненадлежащий способ защиты их прав. Учитывая, что фактические обстоятельства судом первой инстанции установлены правильно, новое решение может быть принято без направления дела на новое судебное рассмотрение.

Руководствуясь статьями 360, 361, 362 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Мегионского городского суда от 15 июня 2010 года отменить. Принять по делу новое решение.

В удовлетворении исковых требований Большаковым В.Н., Большаковой О.П., заявленных в своих и несовершеннолетней дочери Большаковой В.В. интересах, к жилищному накопительному кооперативу «Молодежно-жилищный комплекс «Мегион» и администрации (адрес обезличен) о признании права собственности на квартиру 141 в (адрес обезличен) (адрес обезличен), (адрес обезличен)- отказать.

Председательствующий судья Н.Н.Александрова

Судьи: Е.О. Блиновская

Е.А. Старцева

-32300: transport error - HTTP status code was not 200