О вщ\зыскании денежных средств



Судья Егорова ВИ Дело № Н 33\1028

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

22 июля 2010 года г. Нижневартовск

Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе председательствующего судьи Борисовой ЕЕ, судей коллегии Калашниковой ТВ и Ишимова АА, с участием прокурора Чулпановой ЛФ, при секретаре Ткачевой НВ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Нижневартовска в интересах муниципального образования город Нижневартовск к Земцову Александру ФИО2 о взыскании денежных средств,

по кассационному представлению прокурора г. Нижневартовска Меньшикова ИА на решение Нижневартовского городского суда от 14 мая 2010 года, которым постановлено:

отказать прокурору города Нижневартовска в интересах муниципального образования город Нижневартовск в удовлетворении исковых требований к Земцову АЕ о взыскании денежных средств.

Заслушав доклад судьи Борисовой ЕЕ, прокурора, представителя ответчика Колесова ИВ, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор г. Нижневартовска в интересах муниципального образования город Нижневартовск обратился к Земцову АЕ с иском о взыскании 164 514,31 рублей, мотивируя свои требования тем, что в ходе проверки соблюдения бюджетного законодательства и целевого использования средств местного бюджета установлено, что с 27 декабря 2007 года по настоящее время Земцов АЕ проходит службу в органах внутренних дел в должности начальника структурного подразделения. Решением Думы г. Нижневартовска №347 от 19 декабря 2007 года была утверждена городская целевая Программа «Комплекс мероприятий по профилактике правонарушений в городе Нижневартовске на 2008-2010 годы», которая, в том числе, предусматривала обеспечение устойчивой дополнительной оплаты труда сотрудникам и работникам УВД по г.Нижневартовску, содержание которых осуществляется за счет средств федерального бюджета. Во исполнение Программы постановлением Главы города Нижневартовска №85 от 31 января 2008 года сотрудникам и работникам подразделений -- УВД по г.Нижневартовску были установлены дополнительные виды доплат: на доведение до максимального размера (120 %) ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы; доплата к установленному районному коэффициенту к денежному довольствию за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в размере 20%; дополнительная материальная помощь к отпуску в размере месячного денежного довольствия сотрудников УВД по г.Нижневартовску. 18 мая 2009 года прокурором г.Нижневартовска принесен протест на постановление Главы города от 31 января 2008 года №85-п в части установления доплат за счет средств местного бюджета работникам, финансируемым из федерального бюджета, который 28 мая 2009 года был удовлетворен, администрацией города было принято постановление от 19 июня 2009 года №870 «Об определении объемов бюджетных ассигнований, направляемых на денежное довольствие сотрудников и заработную плату работников милиции общественной безопасности УВД по г.Нижневартовску» в новой редакции, согласно которой объем бюджетных ассигнований направляется на денежное довольствие сотрудников и заработную плату работников только милиции общественной безопасности УВД по г.Нижневартовску. Прокурором города Нижневартовска принесен протест на решение Думы г. Нижневартовска от 19 декабря 2007 года №347 «Об утверждении городской целевой программы «Комплекс мероприятий по профилактике правонарушений в городе Нижневартовске на 2008-2010 года». Решением Думы города от 19 июня 2009 года №622 протест прокурора удовлетворен, п. 5.1 раздела 5 из городской целевой программы «Комплекс мероприятий по профилактике правонарушений и усилению борьбы с преступностью в г. Нижневартовске на 2008-2010 годы» исключен. В ходе проверки было установлено, что в рамках вышеуказанной программы за период 2008 года и 1 квартал 2009 года из средств местного бюджета Земцову АЕ незаконно было выплачено 164 514,31 рублей, которые подлежат возврату в бюджет города.

В судебном заседании помощник прокурора города Нижневартовска Чулпанова ЛФ на иске настаивала.

Представитель администрации г. Нижневартовска Симанович ГИ \лд 36\ в судебное заседание не явился, в отзыве на исковое заявление иск не поддержал, поскольку решение Думы города Нижневартовска №622 от 19 июня 2009 года и постановление администрации города Нижневартовска от 19 июня 2009 года №870 вступили в силу со дня их подписания и не имеют обратной силы. Дополнительные выплаты, установленные сотрудникам УВД по городу Нижневартовску в период действия п.5.1 раздела 5 городской целевой программы «Комплекс мероприятий по профилактике правонарушений и усилению борьбы с преступностью в городе Нижневартовске на 2008-2010 года», утвержденной решением Думы города №347 от 19 декабря 2007 года, и постановлением Главы города от 31 января 2008 года №85, до их отмены являются правомерными. Просил рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации \лд 37\.

Ответчик Земцов АЕ и его представитель Чуян НА \лд 43\ в судебном заседании иск не признали, пояснили, что указанные денежные средства были выплачены ответчику в соответствии с решением Думы города Нижневартовска от 19 декабря 2007 года №347 и постановлением главы города Нижневартовска от 31 января 2008 года №85 и нормативно-правовыми актами РФ на законных основаниях. Прокурор города Нижневартовска просит взыскать с ответчика денежные средства за период 2008 года и 1 квартал 2009 года, то есть до издания и вступления в силу муниципальных правовых актов, которыми было отменено финансирование из местного бюджета денежного довольствия сотрудников и работников УВД, содержащихся за счет средств федерального бюджета, в то время как согласно действующему законодательству закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, не имеет обратной силы и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие.

Судом принято вышеуказанное решение, которое прокурор г. Нижневартовска Меньшиков ИА просит отменить и направить дело на новое рассмотрение, поскольку ст 16 Закона РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" содержит исчерпывающий перечень вопросов местного значения городского округа, к которым в части, касающейся УВД, относится лишь организация охраны общественного порядка на территории городского округа муниципальной милицией. В 2006, 2007 и 2008 годах доля межбюджетных трансфертов из бюджета округа в бюджет г.Нижневартовска составляла соответственно 61%, 38% и 44%, поэтому согласно п 3 ст 136 Бюджетного кодекса РФ муниципальное образование г. Нижневартовск не вправе финансировать мероприятия, не входящие в перечень вопросов местного значения. Поскольку производство выплат сотрудникам и работникам УВД по г. Нижневартовску, содержащимся за счет федерального бюджета, является расходным обязательством Российской Федерации, то органы местного самоуправления вправе за счет средств местного бюджета устанавливать дополнительные выплаты не всем сотрудникам и работникам УВД по г. Нижневартовску, а только сотрудникам и работникам подразделений милиции общественной безопасности УВД по г. Нижневартовску, не относящимся к подразделениям милиции общественной безопасности УВД по г. Нижневартовску, финансируемым за счет средств федерального бюджета. Ссылка суда на п 9 ст 154 Закона РФ «О внесении изменений в законодательные акты РФ...» от 22 августа 2004 года №122-ФЗ несостоятельна. Правовая природа выплат, производимых Земцову АЕ, и правовая природа оплаты труда не тождественны, поэтому выплаты, произведенные Земцову АЕ, не являются выплатами, предусмотренными ст 1109 ГК РФ, которые не подлежат возврату. По своей правовой природе дополнительные выплаты являлись формой реализации мероприятий по профилактике правонарушений.

В возражениях на кассационное представление представитель ответчика Чуян НА просит решение суда оставить без изменения, поскольку доводы представления необоснованны.

Проверив материалы дела в пределах доводов кассационного представления, возражений, выслушав прокурора, поддержавшего доводы представления, представителя ответчика, просившего оставить решение суда в силе, обсудив доводы кассационного представления, возражений, судебная коллегия полагает, что решение суда отмене не подлежит.

Судом первой инстанции установлено на основании приказа №(номер обезличен) от (дата обезличена), что с (дата обезличена) ответчик Земцов АЕ проходит службу в ОВД РФ в должности начальника структурного подразделения УВД по городу Нижневартовску.

Согласно ст 16 Закона "Об оперативно-розыскной деятельности" органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные виды социальной защиты для должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

В силу ч 5 ст 20 Закона РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право. Финансирование полномочий, предусмотренное настоящей частью, не является обязанностью муниципального образования, осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

В силу п 9 ст 154 Закона РФ от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления на основании положений ст 35 Закона РФ «О милиции» вправе производить дополнительные расходы на обеспечение деятельности учреждений МВД России, в том числе дополнительные выплаты сотрудникам органов внутренних дел сверх установленного размера денежного довольствия, в пределах средств, предусмотренных муниципальным правовым актом о местном бюджете.

Как следует из пункта 3 Положения о денежном довольствии сотрудников ОВД РФ, утвержденного приказом МВД РФ от 30 сентября 1999 года №750, действовавшего в спорный период 2008 года и 1 квартал 2009 года, денежное довольствие сотрудников органов внутренних дел включало в себя, в том числе, и другие денежные выплаты, устанавливаемые законодательством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Решением Думы города Нижневартовска от 19 декабря 2007 года №347 была утверждена городская целевая Программа «Комплекс мероприятий по профилактике правонарушений в городе Нижневартовске на 2008-2010 годы», которая, в том числе, предусматривала обеспечение дополнительной оплаты труда сотрудникам и работникам УВД по городу Нижневартовску, содержание которых осуществляется за счет средств федерального бюджета.

Во исполнение указанной городской целевой Программы постановлением Главы города Нижневартовска №85 от 31 января 2008 года «О дополнительных выплатах и об определении объемов бюджетных ассигнований, направляемых на денежное довольствие сотрудников и заработную плату работников управления внутренних дел по городу Нижневартовску» сотрудникам и работникам -- УВД по городу Нижневартовску были установлены виды дополнительных выплат сверх установленного федеральным законодательством размера денежного довольствия: дополнительная материальная помощь к отпуску; ежемесячная доплата к установленному районному коэффициенту к денежному довольствию за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; ежемесячная доплата к денежному довольствию руководящему составу; оплата на доведение до максимального размера (120%) ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы.

Решением Думы города Нижневартовска №622 от 19 июня 2009 года, вступившим в силу со дня его подписания, во исполнение протеста прокурора города Нижневартовска из городской целевой Программы «Комплекс мероприятий по профилактике правонарушений в городе Нижневартовске на 2008-2010 годы» был исключен пункт 5.1 раздела 5.

Согласно Постановлению администрации города Нижневартовска №870 от 19 июня 2009 года, вступившему в силу с момента его подписания, постановление Главы города Нижневартовска №85 от 31 января 2008 года «О дополнительных выплатах и об определении объемов бюджетных ассигнований, направляемых на денежное довольствие сотрудников и заработную плату работников управления внутренних дел по городу Нижневартовску» признано утратившим силу.

Суд установил, что в соответствии с указанными решением Думы города Нижневартовска №347 от 19 декабря 2007 года и постановлением Главы города №85 от 31 января 2008 года ответчику были выплачены денежные средства в размере 164 514,31 рублей.

В соответствии с п 1 ст 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст 1109 ГК РФ.

Согласно ст 1109 ГК РФ не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.

Суд первой инстанции, отказывая прокурору в иске, правильно указал, что денежные средства были выплачены Земцову АЕ на основании действовавших на тот период времени правовых актов органа местного самоуправления, отмена которых не была распространена на ранее возникшие отношения, кроме того, что денежные средства были выплачены ответчику в связи с осуществлением им своих должностных обязанностей, а доказательств наличия недобросовестности со стороны ответчика истцом не представлено.

Доводы представления о том, что правовая природа выплат, производимых Земцову АЕ, и правовая природа оплаты труда не тождественны, поэтому выплаты, произведенные Земцову АЕ, не являются выплатами, предусмотренными ст 1109 ГК РФ, которые не подлежат возврату, необоснованны.

Согласно ст 35 Закона «О милиции» финансирование милиции осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и иных поступлений в соответствии с законодательством РФ. Органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления вправе самостоятельно увеличивать расходы на содержание милиции в пределах имеющихся в их распоряжении средств.

Тот факт, что дополнительные выплаты, установленные органом местного самоуправления, были признаны незаконными и соответствующие решения органа местного самоуправления были отменены, не влияет на законность принятого решения, поскольку недобросовестности ответчика при получении дополнительных выплат не установлена.

Ссылка на то, что по своей правовой природе дополнительные выплаты являлись формой реализации мероприятий по профилактике правонарушений, также не является основанием к отмене решения суда, поскольку данные выплаты включали в себя: дополнительную материальную помощь к отпуску; ежемесячную доплату к установленному районному коэффициенту к денежному довольствию за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; ежемесячную доплату к денежному довольствию руководящему составу; доплату на доведение до максимального размера (120 %) ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы, то есть данные платежи являются суммами, предоставленными гражданину в качестве средства к существованию, то есть охватываются понятием ст 1109 ГК РФ, поэтому оснований для отмены решения суда не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст ст 360-361, 367 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Нижневартовского городского суда от 14 мая 2010 оставить без изменения, кассационное представление без удовлетворения.
Председательствующий Е.Е. Борисова
Судьи коллегии Т.В. Калашникова
А.А. Ишимов

-32300: transport error - HTTP status code was not 200