о призании права на получение субсидии



Судья Чебатков А.В. Дело № 33-3838/2010

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

07 сентября 2010 года г. Ханты-Мансийск

Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в составе:

председательствующего судьи Блиновской Е.О.,

судей коллегии Мелехиной Т.И., Старцевой Е.А.,

при секретаре Ячигиной Е.Н.,

рассмотрела в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску Холодновым В.А. к муниципальному учреждению «Департамент имущественных отношений Нефтеюганского района», Департаменту строительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры о признании права на получение субсидии, возмещении судебных расходов,

по кассационной жалобе ответчика МУ «Департамент имущественных отношений Нефтеюганского района» на решение Нефтеюганского районного суда от 01 июля 2010 года, которым постановлено:

«Исковые требования Холодновым В.А. удовлетворить частично.

Признать за Холодновым В.А. право на получение субсидии на приобретение жилого помещения в собственность как ветерану боевых действий.

Взыскать с Муниципального учреждения «Департамент имущественных отношений Нефтеюганского района» в пользу Холодновым В.А. судебные расходы в размере 100 рублей государственной пошлины, 25 рублей за услуги банка, 5000 рублей за услуги представителя, всего 5125 (пять тысяч сто двадцать пять) рублей.

Взыскать с Департамента Строительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в пользу Холодновым В.А. судебные расходы в размере 100 рублей государственной пошлины, 25 рублей за услуги банка, 5000 рублей за услуги представителя, всего 5125 (пять тысяч сто двадцать пять) рублей».

Заслушав доклад судьи Блиновской Е.О., объяснения представителя ответчика МУ «Департамент имущественных отношений Нефтеюганского района» по доверенности Колесник Т.Ю., поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия

установила:

Холоднов В.А. обратился в суд к МУ «Департамент имущественных отношений Нефтеюганского района» и Департаменту строительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры о признании права на получение субсидии на приобретение жилого помещения в собственность как ветерану боевых действий. Просит взыскать с каждого по 100 рублей судебных расходов (оплата государственной пошлины), по 25 рублей за услуги банка, по 10 000 рублей за услуги представителя. Всего - по 10 125 рублей.

Требования мотивировал тем, что ему выдано удостоверение серии РМ (номер обезличен) (дата обезличена) г. о праве на льготы, как ветерану боевых действий, в связи с выполнением служебно-боевых задач на территории Северо- Кавказского региона РФ с 08.05 по 05.08 2001 (адрес обезличен) был поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в общую очередь ОВД Нефтеюганского района с 12 июня 2002года. При его обращении в МУ КУМИ за субсидией для приобретения жилого помещения, получил отказ, который считает необоснованным, так как встал на учет до 01.01. 2005 года.

МУ «Департамент имущественных отношений Нефтеюганского района», возражая против заявленных требований, считает, что они не основаны на требованиях закона «О ветеранах», во исполнение которого Правительством ХМАО-Югры было издано постановление от 10.11.2006г. № 237-п. Согласно п.1.1, 3.2 приложения к постановлению, субсидии предоставляются гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 01 января 2005года по месту жительства на территории округа, включенным в Единый список в порядке очередности. Истец же стоял в очереди по месту работы, что не соответствует требованиям законодательства. С заявлением о предоставлении субсидии не обращался, а письмо, которое истец расценивает как отказ, разъясняет ему порядок и условия получения субсидии, основания для обращения в суд отсутствуют.

В судебном заседании представитель истца по доверенности Кривуля Ю.Е уточнил исковые требования и просил признать Холоднова В.А. имеющим право на получение субсидии на приобретение жилого помещения в собственность как ветеран боевых действий.

Истец Холоднов В.А. в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие.

Представитель ответчика МУ «Департамент имущественных отношений Нефтеюганского района» по доверенности Давыдова В.Н. с требованиями иска не согласилась. Изложила доводы, приведенные в письменных возражениях.

Представитель Департамента строительства округа в суд не явился.

Нефтеюганский районный суд постановил изложенное выше решение.

В кассационной жалобе представитель ответчика МУ «Департамент имущественных отношений Нефтеюганского района» по доверенности Давыдова В.Н. указывает, что не доказаны обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда не соответствуют обстоятельствам по делу, неверно применены нормы материального и процессуального права. Просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в исковых требованиях. По месту жительства истец в очереди лиц, нуждающихся в жилых помещениях, не стоит, ОВД учет вести не вправе, размер судебных издержек не доказан.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы ответчика, судебная коллегия считает необходимым отменить решение суда первой инстанции, так как судом не правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, неправильно применено ение, по следующим оснвоаниям материальное право.

Спор между сторонами возник по поводу предоставления льгот истцу, как ветерану боевых действий, в отношении приобретения жилого помещения в собственность, в соответствии с законом субъекта Федерации, установившего форму социальной поддержки ветеранов в виде субсидий.

Наличие у истца льгот, как у лица, выполнявшего служебно-боевые задачи в период с 8 мая по 5 августа 2001 года, подтверждается справкой № 9417 от 6 августа 2001 г. и удостоверением РМ № 459881 о праве на льготы, предусмотренные ст.16 ФЗ «О ветеранах» л.д.10, 12).

Согласно статье 3 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» ( с последующими изменениями), установлен перечень лиц, относящихся к категории ветеранов боевых действий, в том числе, как установлено пунктом 1: «…лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел …, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации».

Для указанной категории лиц установлены статьёй 16 того же закона меры социальной поддержки, к которым относится и предусмотренное пунктом 3 обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Статьёй 23.2 установлено, что: « Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года …», при этом в пункте 6 той же статьи устанавливается, что форма предоставления мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта.

Таким образом, федеральным законодательством определение порядка предоставления льгот по обеспечению жилыми помещениями отнесло к компетенции субъектов Федерации.

Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 6 июля 2005 года N 57-оз "О регулировании отдельных жилищных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" (с последующими изменениями), в статье 7.3, введенной Законом № 31-оз от 01 марта 2010 г., определен следующий порядок обеспечения жилыми помещениями иных категорий граждан, определенных федеральным законодательством:

«1. Право на обеспечение жилыми помещениями за счет субвенций из федерального бюджета в форме субсидий на приобретение жилых помещений в собственность на территории автономного округа … категории граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года по месту жительства на территории автономного округа:

2. Порядок предоставления субсидий за счет субвенций из федерального бюджета определяется Правительством автономного округа».

Таким образом, на день обращения истца в суд обязательным условием для получения субсидии являлось нахождение на учете лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 марта 2005 г., причем исключительно по месту жительства.

Аналогичная норма содержалась в том же законе в ранее действовавшей редакции в статье 7.2 «Обеспечение жилыми помещениями категорий граждан, определенных федеральным законодательством», в ред. Закона ХМАО - Югры от 30.03.2009 N 31-оз в пункте 2, а до этого - в пункте 1 той же статьи.

Нормоконтроль находится за рамками настоящего гражданского дела, указанный закон является действующим, и не признан противоречащим Федеральному законодательству.

Между тем Холоднов В.А. не был принят на учет лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года, что является обязательным условием как по содержанию Федерального закона «О ветеранах», так и законодательству округа, что верно установил суд первой инстанции, после чего ошибочно сделал вывод о том, что следует исходить из того, что заявитель стоял на учете по месту работы, и, следовательно, должен был бы стоять на учете и в администрации района, согласно ст. 30 ЖК РСФСР и ст.6 Федерального Закона от 29 декабря 2004 г. л.д.83-84).

Этот вывод сделан на основе неверного толкования материального права.

Действительно, материалами дела установлено, что Холоднов В.А.был включен в список сотрудников Салымского ПОМ ОВД Нефтеюганского района, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по заявлению от 12.06.2002 г., с составом семьи 3 человека л.д.13-15).

Однако очевидно, что нормативные акты- как Федеральный, так и окружной закон, требующие постановки на учет лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий- получения жилых помещений, исходят из понятия учета, который ведется в установленном законом порядке.

Согласно статье 30 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшей до 01.03.2005 г., учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществлялся, как правило, по месту жительства в исполнительном комитете районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов.

Учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях, имеющих жилищный фонд и ведущих жилищное строительство или принимающих долевое участие в жилищном строительстве, мог осуществляться по месту работы, а по их желанию - также и по месту жительства.

Следовательно, законным является постановка на учет граждан только теми организациями, которые имеют собственный жилищный фонд, что к Салымскому ПОМ не относится.

Аналогичное требование содержится как в пунктах 9-10 Примерных Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, утвержденных постановлением Совета Министров РСФСР от 31 июля 1984 г. № 335 ( с последующими изменениями), так и в Правилах, действовавших на территории Тюменской области.

Таким образом, принятие на учет по месту работы не создает у истца прав, предусмотренных для лиц, вставших на учет в установленном законом порядке в срок до 1 марта 2005 г.

Причины, по которым истец не обращался за постановкой на учет по месту жительства, значимым для дела обстоятельством не являются, факт не постановки его на учет лиц, нуждающихся в улучшении жилых помещений по месту жительства до 1 января 2005 г., им не оспаривался.

Не основано на законе и утверждение истца, принятое судом первой инстанции со ссылкой на Закон «О введение в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, о праве истца стоять на учете до получения жилья по договору социального найма.

Согласно п.2 ст. 6 принятого 29 декабря 2004 года Федерального закона N189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.

Однако, как указано выше, Холоднов В.А. на учет лиц, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий) по месту жительства в установленном законом порядке поставлен не был.

Кроме того, в решении суда первой инстанции имеется ошибочное утверждение о том, что органы местного самоуправления формируют списки граждан путем извлечения из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 г. и создают единый список, и нарушили права истца не включением его в этот список.

В настоящем случае не существует никакого нормативного обоснования возложения обязанности на администрацию района сформировать единый список лиц из граждан, которые не поставлены на учет по месту жительства- сведений о них администрация не имеет и иметь не может.

Суд первой инстанции, таким образом, применил закон, не подлежащий применению.

Так как фактические обстоятельства не требуют дополнительной проверки, новое решение может быть принято судом кассационной инстанции, с отказом в удовлетворении исковых требований.

Поскольку требование о возмещении судебных расходов является производным от основного, в силу ст. 98, 100 ГПК РФ, в этой части требований Холоднову В.А. также должно быть отказано.

Руководствуясь статьями 360, 361, 362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Нефтеюганского районного суда от 01 июля 2010 года отменить.

Принять по делу новое решение.

В удовлетворении исковых требований Холодновым В.А. к муниципальному учреждению «Департамент имущественных отношений Нефтеюганского района», Департаменту строительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры о признании права на получение субсидии и взыскании судебных расходов- отказать.

Председательствующий судья: Е.О.Блиновская

Судьи: Т.И. Мелехина

Е.А. Старцева

-32300: transport error - HTTP status code was not 200