о назначении досрочной трудовой пенсии по старости



Судья Цыганенко П.Т. Дело № 33-3837/2010

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

7 сентября 2010 года г. Ханты-Мансийск

Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в составе:

председательствующего судьи Блиновской Е.О.,

судей Мелехиной Т.И., Старцевой Е.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Васильева И.Б. Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда РФ в г. Белоярском Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности,

по кассационной жалобе Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда РФ в г. Белоярском Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на решение Белоярского городского суда от 7 июля 2010 года, которым постановлено:

«Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Белоярский Ханты-Мансийского автономного округа - Югры назначить Васильеву И.Б. досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью, с 24 февраля 2010 г, также взыскать расходы по оплате услуг представителя в сумме 5000 руб. и государственную пошлину в доход местного бюджета в сумме 4000 руб.».

Заслушав доклад судьи Старцевой Е.А., судебная коллегия

установила:

Васильев И.Б. обратился в суд с иском к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда РФ в г. Белоярском Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее по тексту Фонд) о возложении обязанности назначить досрочную трудовую пенсии по старости с 24 февраля 2010 года, взыскании расходов по оплате услуг представителя в размере 5000 руб.

Требования мотивированы тем, что 24 февраля 2010 года он обратился в Фонд с заявлением о назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, на что ему было отказано по мотивам отсутствия у него 25-летнего специального стажа педагогической деятельности, необходимого для назначения пенсии в соответствии с пп. 19. п. 3 ст.27 Федерального закона №173-Ф3. Считает отказ незаконным в части не включения стажа работы на выборной должности с 02 декабря 1986г. по 28 марта 1988г. - 1 год 3 месяца 26 дней, стажа работы военным руководителем Белоярского оборонно-технического центра с 01 сентября 1990г. по 10 марта 1991г. - 6 месяцев 10 дней, периода службы в армии СССР с 09 ноября 1983г. по 20 мая 1985г. - 1 год 6 месяцев 11 дней.

Дело рассмотрено в отсутствии сторон.

Представитель Васильева И.Б. по доверенности Жуков А.В. в судебном заседании на заявленных требованиях настаивал.

Судом постановлено указанное выше решение, которое Фонд просит отменить по тем основаниям, что согласно записи в трудовой книжке Васильев И.Б. в период со 2 декабря 1986 года по 28 марта 1988 года утвержден секретарем Березовского райкома ВЛКСМ, с 28 февраля 1987 года избран вторым секретарем райкома. Подпунктом «а» пункта 1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 (далее - Постановление № 1397) и действовавшего до 01 октября 1993 года (то есть в период работы истца), предусматривалась возможность включения в стаж работы по специальности учителям и другим работникам просвещения периодов работы на выборных и других ответственных должностях в партийных и комсомольских органах. Пунктом 4 указанного постановления определен порядок зачета, а именно время работы по п.1 Положения, засчитывается в стаж работы по специальности, если не менее 2/3 стажа требуемого для назначений пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию. Включение в стаж работы в соответствии с указанным нормативным актом указанного периода работы не может быть произведено, так как условие наличия стажа не менее 2/3 от требуемого, то есть 16 лет и 8 мес. на день отмены постановления № 1397, не выполнено.

В части периода работы истца с 1 сентября 1990 года по 11 марта 1991 года в должности военного руководителя в оборонно-техническом центре Фонд сослался на то, что в спорный период действовало постановление СМ РСФСР от 6 сентября 1991г. № 463 утвердившее списки профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет. Согласно п.2 которого в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам образования, засчитываются все виды педагогической деятельности в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных Списком. Однако, в графе «Наименование учреждений» такое учреждение как оборонно-технический центр, созданный как экспериментальное образовательное учреждение, отсутствует.

Относительно взыскания расходов по оплате услуг представителя указал на то, что Пенсионный фонд Российской Федерации образован в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации, его денежные средства находятся в федеральной собственности, являются частью бюджета России, имеют строгое целевое назначение и направляются только на выплату государственных пенсий. В бюджете Фонда такой вид расходов как оплата услуг представителя по судебному решению не предусмотрен.

Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не усматривает.

Судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, к спорному правоотношению применены нормы права, подлежащие применению. Выводы суда, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела и основаны на доказательствах, имеющихся в материалах дела.

Разрешая требования Васильева И.Б. в части неправомерности исключения из стажа педагогической работы периода службы в рядах Советской армии с 09 ноября 1983 года по 20 мая 1985 года и периода работы секретарем Березовского райкома ВЛКСМ с 2 декабря 1986 года по 28 марта 1988 года суд первой инстанции правомерно руководствуясь правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 29 января 2004 года №2-П, осуществил оценку его пенсионных прав в соответствии с законодательством, действовавшим в спорный период, поскольку положения статьи 6 (части 2), статьи 15 (части 4), статьи 17 (части 1), статей 18, 19 и статьи 55 (части 1) Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Согласно ч. 3 постановления Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1067 «Об утверждении списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитываются в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст.80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденным Постановлением Совмина РСФСР от 6 сентября 1991 года № 463.

В соответствии с п. 3 названного Постановления Совета Министров РСФСР, за данными педагогическими работниками сохраняются условия и порядок назначения пенсий за выслугу лет, действовавшие до введения Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР».

В указанные периоды службы и работы истца действовал Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, в соответствии с п.п. «а» и «г» п.1 которого в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывалась, в том числе, работа на выборных и других ответственных должностях в партийных и комсомольских органах, а также служба в составе Вооруженных Сил СССР, но согласно п. 4 при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, проходило в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на пенсию за выслугу лет.

Из материалов дела следует, что стаж педагогической деятельности истца на дату обращения в Фонд с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости без учета спорного периода составлял 22 года 07 месяцев 23 дня, т.е. более 2/3 требуемого стажа. С учетом указанных периодов работы истца общая продолжительность его специального трудового стажа превышает требуемые 25 лет.

Доводы Фонда о необходимости наличия 2/3 специального стажа на 22 сентября 1993 года судебной коллегией отклоняются как не основанные на законе и противоречащие Конституции РФ по ранее изложенным мотивам.

Пленум ВС РФ в своем Постановлении от 20 декабря 2005 г. N25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" (п.9) разъяснил судам, что в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пункт 1статьи 27 и подпункты 7-13 пункта 1статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

В соответствии с п.п. 10 п. 1 ст. 28 Закона Российской Федерации от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Удовлетворяя требования истца в части признания педагогическим стажем его период работы с 1 сентября 1990 года по 10 марта 1991 года военным руководителем в Белоярском оборонно-техническом центре, который в последующем был переименован в профессиональное училище, а затем в профессиональный колледж, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что указанное учреждение осуществляло образовательную деятельность учащихся 9-10 классов школ г. Белоярский и являлось образовательным учреждением для детей, работа в котором должна быть засчитана в педагогический стаж.

Оплата услуг представителя ст. 100 ГПК РФ).

На основании изложенного с учетом установленных обстоятельств и требований законодательства решение суда является законным и обоснованным. Нарушений норм материального и процессуального права, которые бы привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом не допущено.

Приведенные в кассационной жалобе доводы не опровергают выводы суда, сводятся к переоценке собранных по делу доказательств и не могут служить основанием для отмены правильного по существу решения суда.

Руководствуясь статьями 360, 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Белоярского городского суда от 7 июля 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда РФ в г. Белоярском Ханты-Мансийского автономного округа - Югры без удовлетворения.

Председательствующий: Блиновская Е.О.

Судьи: Мелехина Т.И.

Старцева Е.А.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200