Судья Антонов А.А. Дело № 33-3533/2010
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
17 августа 2010 года г. Ханты - Мансийск
Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты - Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего судьи Блиновской Е.О.,
судей Старцевой Е.А., Ковалёва А.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Бруско Светланы Сергеевны к Администрации города Сургута, о признании органа местного самоуправления незаконным,
по кассационной жалобе Администрации города Сургута на решение Сургутского городского суда от 27 мая 2010 года, которым постановлено:
«Заявление Бруско Светланы Сергеевны удовлетворить.
Признать отказ Департамента культуры, молодежной политики и спорта, Администрации города Муниципального Образования городского округа города Сургут об отказе в участии в подпрограмме «Обеспечение Мильем молодых-семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» незаконным.
Признать Бруско Светлану Сергеевну участвующей в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» с 14.04.2009 года.
Обязать культуры, молодежной политики и спорта Администрации города Муниципального Образования городского округа города Сургут направить социальную выплату в счет погашения основного долга по договору займа ПА 01//243 от 20.11.2008 года».
Заслушав доклад судьи Ковалёва А.А., объяснения представителя ответчика Шамовой А.М., поддержавшей кассационную жалобу, судебная коллегия
установила:
Бруско С.С. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным отказа Администрации г. Сургута в лице Департамента культуры, молодежной политики и спорта в социальной выплате в соответствии с подпрограммой «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной программы «Жилище» на 2002-2010 годы». Просила признать отказ Департамента в участии в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы от 17.02.2010 года - незаконным. Обязать Департамент направить социальную выплату в счет погашения основной суммы долга по ипотечному займу ПА 01/243 от 20.11.2008 года.
В судебном заседании Бруско С.С. свои требования уточнила. Кроме заявленного ранее, просила обязать Департамент признать ее участницей Подпрограммы 03.04.2009 года.
Представители заинтересованного лица требований Бруско С.С. не признали. Пояснили, что в постановке на учет для получения социальной выплаты по Подпрограмме было отказано, поскольку она получила в собственность жилое помещение путем участия в долевом строительстве, что не предусмотрено правилами. Заявление Бруско С.С. было принято 03.04.2009 года с приложенным к нему пакетом документов. Однако, в силу недобросовестности исполнителей, ответ заявителю был дан по прошествии более десяти месяцев. То есть, Бруско С.С. участником указанной выше Подпрограммы не являлась.
Судом постановлено вышеизложенное решение.
В кассационной жалобе Администрация г. Сургута просит решение суда отменить. Вывод суда о том, что правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы допускают возможность получения социальных выплат на строительство многоквартирного дома в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» не основан на нормах действующего законодательства и противоречит Постановлению Правительства РФ от 13 мая 2006 г. №285 "Об утверждении Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы". Правила, утвержденные Постановлением № 285 от 13.05.2006 г. в виду прямого указания на способ приобретения права собственности на жилое помещение, путем приобретения жилья или строительства индивидуального жилого дома, исключают возможность предоставления социальных выплат молодым семьям приобретающим право собственности на жилое помещение посредством участия в долевом строительстве многоквартирного дома.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о необходимости отмены решения в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильным применением норм материального права.
Как видно из дела, Бруско С.С. обратилась в Департамент с заявлением о включении ее в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы 03.04.2009 года. 17.02.2010 года заявителем был получен ответ, согласно которому, Бруско С.С. не может принять участие в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, поскольку указанная подпрограмма не предусматривает участие в ней граждан, которые заключили договоры долевого участия в строительстве многоквартирного дома.
Администрация г. Сургута отказала заявителю в признании ее семьи участницей подпрограммы, сославшись на то, что Бруско С.С. было приобретено жилое помещение путем участия в долевом строительстве многоквартирного дома.
Возлагая на Департамент культуры, молодежной политики и спорта, Администрации города Муниципального Образования городского округа города Сургут направить социальную выплату в счет погашения основного долга по договору займа, суд не учел порядок реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", предусмотренный Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы (утв. постановлением Правительства РФ от 13 мая 2006 г. N 285) (далее-Правила).
В силу пункта 23 Правил орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков молодых семей-участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления, и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, апри наличии средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, с учетом указанных средств, формирует заявку на выделение из федерального бюджета средств для софинансирования предоставления социальных выплат по форме согласно приложению N4 и утверждает сводный список молодых семей-участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году.
В соответствии с пунктом 26 Правил орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждает списки молодых семей-претендентов на получение социальных выплат в планируемом году на основании сводного списка и с учетом предварительных контрольных цифр, определенных в соответствии с пунктом 25 настоящих Правил, и размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятий подпрограммы, а при наличии средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих такие жилищные кредиты и займы, с учетом указанных средств.
Распределение субсидий, выделяемых из бюджета субъекта Российской Федерации, между муниципальными образованиями, участвующими в реализации подпрограммы, осуществляется по методике, утверждаемой законом субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункта 27 Правил выписки из списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в планируемом году доводятся органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации до органов местного самоуправления.
Орган местного самоуправления доводит до сведения молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации по вопросу о включении их в указанные списки.
Таким образом, исполнителем подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" является соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Судом не установлено, какой орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации- Ханты-Мансийского автономного округа-Югры является исполнителем названной подпрограммы (распределителем средств), к участию в деле названный орган не привлечен, суд фактически разрешил вопрос о правах и обязанностях названного органа, не привлеченного к участию в деле.
В соответствии с п.4 ч.2 ст.364 ГПК РФ решение суда первой инстанции подлежит отмене независимо от доводов кассационной жалобы в случае, если суд разрешил вопрос о правах и об обязанностях лица, не привлеченных к участию в деле.
При изложенных обстоятельствах решение суда нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем оно подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение, поскольку допущенные судом первой инстанции нарушения не могут быть устранены судом кассационной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть вышеуказанное, создать условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установлению фактических обстоятельств и правильному применению законодательства.
Руководствуясь статьями 360, 361, 362 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Сургутского городского суда от 27 мая 2010 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе судей.
Председательствующий Е.О. Блиновская
Судьи Е.А. Старцева
А.А. Ковалёв