отмена постановления ОИК



Судья Ланин А.Н. Дело № 33-4142/2010

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

17 сентября 2010 года г. Ханты - Мансийск

Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты - Мансийского автономного округа - Югры в составе:

председательствующего судьи Блиновской Е.О.,

судей Цыганкова С.Л., Дука Е.А.,

при секретаре Пачгановой И.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Безручко Андрея Анатольевича об отмене постановления Окружной избирательной комиссии по избирательному округу (номер обезличен) от 02 сентября 2010 года (номер обезличен) об отказе в регистрации кандидата в депутаты Думы (адрес обезличен) Безручко Андрея Анатольевича,

по кассационной жалобе заявителя Безручко А.А. на решение Октябрьского районного суда от 10 сентября 2010 года, которым постановлено:

«В удовлетворении заявления Безручко Андрея Анатольевича о признании Постановления Окружной избирательной комиссии по избирательному округу (номер обезличен) от 02 сентября 2010 года (номер обезличен) об отказе в регистрации кандидата в депутаты Думы (адрес обезличен) Безручко Андрея Анатольевича незаконным, его отмене и понуждении Окружной избирательной комиссии по избирательному округу (номер обезличен) зарегистрировать кандидата в депутаты Думы (адрес обезличен) четвертого созыва Безручко Андрея Анатольевича - отказать в полном объеме».

Заслушав доклад судьи Дука Е.А., объяснения представителей заявителя Захаровой М.Ю., Яковлева Г.Т., поддержавших доводы кассационной жалобы, возражения представителя Окружной избирательной комиссии Смирновой М.А., мнение прокурора Бикмухаметовой Г.Р. об оставлении решения без изменения, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Решением Думы (адрес обезличен) от 19 июля 2010 года, опубликованным 24 июля 2010 года в газете (номер обезличен) (номер обезличен) (номер обезличен) на 10 октября 2010 года назначены выборы депутатов Думы (адрес обезличен) четвертого созыва.

Постановлением Окружной избирательной комиссии избирательного округа (номер обезличен) по выборам депутатов Думы (адрес обезличен) ХМАО-Югры ( далее по тексту - ОИК), принятым в 17 часов 40 минут 02 сентября 2010 года (номер обезличен) (далее по тексту - Постановление), Безручко А.А. отказано в регистрации кандидатом в депутаты Думы (адрес обезличен) по одномандатному избирательному округу (номер обезличен) в связи с недостаточным количеством достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, отсутствием документов, подтверждающих изготовление подписных листов за счет средств избирательного фонда (договор, акт, платежные, иные документы) и собственноручного письменного уведомления о создании своего избирательного фонда.

Заявитель Безручко А.А. обратился в суд с заявлением об отмене вышеуказанного Постановления, ссылаясь на его незаконность. В обоснование своих требований указал, что обжалуемое Постановление принято с нарушением п.п.24-26 ст.38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участия в референдуме граждан Российской Федерации», иных требований, предусмотренных Федеральным законом, Законом ХМАО «О выборах депутатов представительного органа местного самоуправления муниципальною образования в ХМАО-Югре», которые выразились в следующем.

Отказывая в регистрации, ОИК указала на несуществующую статью 13 Закона ХМАО «О выборах депутатов представительного органа местного самоуправления муниципального образования в ХМАО-Югре», не привела норму Закона, которым руководствовалась, не указала какие конкретно документы отсутствуют.

Выводы рабочей группы, отраженные в протоколе от 30 августа 2010 года (номер обезличен), не соответствуют фактическим обстоятельствам. По мнению заявителя, данная проверка фактически являлась проверкой подписных листов кандидата, протокол рабочей группы (номер обезличен) кандидату не был вручен. Согласно протоколу заседания рабочей группы от 30 августа 2010 года (номер обезличен) все 45 подписей в подписных листах были признаны достоверными, подписных листов, изготовленных не за счет средств соответствующего избирательного фонда, не выявлено.

Избирательное законодательство не содержит запрета на изготовление кандидатом подписных листов лично с использованием принадлежащей ему компьютерной техники. Документ об открытии специального избирательного счета, выполненный собственноручно, был представлен ОИК 29 августа 2010 года.

Дело рассмотрено в отсутствие заявителя.

Представитель заявителя Захарова М.Ю. настаивала на удовлетворении заявления.

Представитель ОИК Волков С.Н. в удовлетворении заявления просил отказать, указав, что представленный заявителем документ о реквизитах избирательного счета не является тем документом, который указан в Законе № 35-оз.

В заключении прокурор полагал удовлетворить заявление Безручко А.А.

Суд постановил изложенное выше решение.

В кассационной жалобе заявитель Безручко А.А. просит решение суда отменить, приняв новое решение, не передавая дело на новое рассмотрение, ссылаясь на незаконность и необоснованность, нарушение норм материального и процессуального права. В обоснование доводов кассационной жалобы ссылается на доводы, изложенные в заявлении, судебную практику.

Кроме того, указывает, что в решении суда не приведены доводы прокуратуры (адрес обезличен) и мотивы, по которым они не учтены.

Соглашаясь с доводами заявителя об отсутствии в Законе ХМАО «О выборах депутатов представительного органа местного самоуправления муниципального образования в ХМАО-Югре» статьи 13, суд, ссылаясь на допущенную избирательной комиссией описку, указывает на статью 5 названного Закона, чем вносит изменения в оспариваемое Постановление.

Признавая Постановление в части отсутствия собственноручного уведомления кандидата об открытии избирательного фонда незаконным, а также указывая на допущенные нарушения избирательной комиссии, суд отказал в удовлетворении заявления в полном объеме.

Полагает, что не извещение кандидата, не вручение ему копии итогового протокола проверки подписей являются существенными нарушениями равенства прав кандидата. Установленные нарушения процедуры принятия решения избирательной комиссией, отклонение доводов комиссии об отсутствии собственноручного уведомления о создании избирательного фонда являются существенными нарушениями, позволяющими признать Постановление незаконным.

Утверждение суда о том, что его представитель подтвердил факт изготовления кандидатом подписных листов не только за счет средств своего избирательного фонда, не соответствует действительности. Его представитель указывала, что изготовление подписных листов производилось на собственном оборудовании кандидата, приобретенных задолго до начала избирательной кампании. При этом, избирательное законодательство не содержит запрета на изготовление кандидатом подписных листов лично с использованием принадлежащей ему компьютерной техники.

Считает, что оспариваемое Постановление принято с нарушением требований действующего избирательного законодательства и подлежит отмене.

Возражая против доводов кассационной жалобы, ОИК просит решение суда оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и доводы возражений на них, судебная коллегия считает решение суда подлежащим отмене ввиду неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для дела, и неправильного применения норм материального права.

Как установлено судом и видно из материалов дела, решением Думы (адрес обезличен) от 19 июля 2010 года (номер обезличен) на 10 октября 2010 года назначены выборы депутатов (адрес обезличен) четвертого созыва. Решение опубликовано 24 июля 2010 года в газете «(адрес обезличен)» л.д.11).

Постановлением ОИК от 2 сентября 2010 года Безручко А.А. отказано в регистрации кандидатом в депутаты Думы (адрес обезличен) по одномандатному избирательному округу (номер обезличен) в связи с недостаточным количеством достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, отсутствием документов, подтверждающих изготовление подписных листов за счет средств избирательного фонда (договор, акт, платежные, иные документы), и собственноручного письменного уведомления о создании своего избирательного фонда.

В силу положений п.1 ст.11 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Закон №67-ФЗ), законодательство Российской Федерации о выборах составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, иные федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах, принимаемые в Российской Федерации.

Согласно п.1 и п.2 ст.32 Закона № 67-ФЗ граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом. Непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением.

В силу положений п.1 ст.3 Закона ХМАО от 18 июня 2003 года № 35-оз «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования в ХМАО-Югре» (далее - Закон №35-оз), выдвижение кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования осуществляется в соответствии с Федеральным законом непосредственно путем самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением.

Согласно п.1 ст.34 Закона №67-ФЗ самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов, за исключением случая, предусмотренного пунктом 17 статьи 38 настоящего Федерального закона.

Безручко А.А. уведомил ОИК о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Думы (адрес обезличен) по одномандатному округу (номер обезличен) на выборах 10 октября 2010 года, как кандидат, выдвинутый в порядке самовыдвижения, 19 августа 2010 года л.д.100).

В силу ст.4 Закона №35-оз Безручко А.А. представил 25 августа 2010 года в ОИК пакет документов для регистрации кандидата, в том числе подписные листы с подписями избирателей, сведения о реквизитах специального избирательного счета кандидата, открытого в филиале Сбербанка РФ, товарные чеки с квитанциями и приходно-кассовыми и расходно-кассовыми ордерами.

В соответствии с п.п.1-2.1 ст.6 Закона № 35-оз Окружная избирательная комиссия не позднее чем через десять дней после приема необходимых для регистрации кандидата документов обязана принять решение о регистрации кандидата либо мотивированное решение об отказе в его регистрации по основаниям, предусмотренным в пункте 24 статьи 38 Федерального закона.

В случае отказа в регистрации кандидата окружная избирательная комиссия в течение одних суток с момента принятия ею решения об отказе в регистрации обязана выдать соответственно кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения, выдвинувшего кандидата, копию соответствующего решения с изложением оснований отказа. Основаниями отказа в регистрации кандидата являются нормы, установленные в пункте 24 статьи 38 Федерального закона.

Регистрация кандидата осуществляется избирательной комиссией муниципального образования при наличии документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 33, статье 35 Федерального закона, статьях 3, 3.1, 4 настоящего Закона, а также при наличии необходимого количества подписей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, или в соответствии с пунктом 16 или 16.2 статьи 38 Федерального закона.

Решение о регистрации кандидата принимается комиссией на основании документов, представленных кандидатом при выдвижении, документов, поданных для регистрации, а также документов, представленных на основании пункта 1.1 статьи 38 ФЗ.

Постановлением ОИК от 02 сентября 2010 года (номер обезличен) Безручко А.А. отказано в регистрации кандидатом в депутаты Думы Октябрьского района в связи с недостаточным количеством достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата и отсутствием среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата документов, необходимых в соответствии с Законом № 67-ФЗ и Закона № 35-оз, на основании подп. «д», «в» п.24 ст.38 Закона № 67-ФЗ и п.1 ст.3.1, п.1 ст.4 и подп.13 п.9 ст.13 Закона № 35-оз л.д.10).

В соответствии с п.п. «д» п.24 ст.38 Закона №67-ФЗ основанием отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом. Выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, не является основанием для отказа в регистрации кандидата в случае, когда для его регистрации требуется представить менее 200 подписей, если достоверных подписей достаточно для регистрации кандидата.

В силу п.44 ст.2 Закона №67-ФЗ под недействительной подписью следует понимать подпись, собранную с нарушением порядка сбора подписей избирателей, участников референдума и (или) оформления подписного листа.

Согласно п.45 той же нормы права под недостоверной понимается подпись, выполненная от имени одного лица другим лицом.

Как правильно указано заявителем, ОИК необоснованно указано на недостаточное количество достоверных подписей. Между тем, понятия «недостоверной» и «недействительной» подписей не являются тождественными.

Отказ в регистрации по мотиву не предоставления кандидатом Безручко А.А. собственноручного письменного уведомления о создании своего избирательного фонда не соответствует требованиям закона, на что верно указано судом.

В силу п.1.1 ст.8 Закона №35-оз кандидаты обязаны создавать собственные избирательные фонды для финансирования своей избирательной кампании в период после письменного уведомления соответствующей избирательной комиссии о выдвижении (самовыдвижении) до представления документов для их регистрации этой избирательной комиссией. Создание избирательного фонда осуществляется путем открытия специального избирательного счета в предусмотренном законодательством порядке. О создании своего избирательного фонда (открытии избирательного счета) кандидат обязан уведомить избирательную комиссию, представив вместе с иными документами для регистрации кандидата собственноручное письменное уведомление об этом, которое является необходимым для регистрации документом.

В соответствии с п.1 ст.4 Закона №35-оз для регистрации кандидат или уполномоченный представитель избирательного объединения, выдвинувшего кандидата, не позднее чем за 40 дней до дня голосования до 18 часов по местному времени единовременно представляет в соответствующую избирательную комиссию муниципального образования сведения об изменениях в данных о кандидате, ранее представленных в избирательную комиссию, или об их отсутствии, документы о создании (несоздании) избирательного фонда и документы первого финансового отчета, предусмотренные статьями 8 и 8.1 настоящего Закона. Если в поддержку кандидата осуществлялся сбор подписей, для регистрации кандидата также представляются подписные листы, протокол об итогах сбора подписей и иные документы, указанные в статье 3.1 настоящего Закона, оформленные в соответствии с настоящим Законом.

Как верно установлено судом, порядок, предъявляемый к уведомлению ОИК о реквизитах специального избирательного счета, Безручко А.А. соблюден.

Собственноручное письменное уведомление о реквизитах специального избирательного счета кандидатом представлено в установленный срок (п.1ст.4 Закона №35-оз).

Требования к форме заявления соблюдены (Приложение 1 к Порядку открытия, ведения и закрытия специальных избирательных счетов для формирования избирательных фондов кандидатов при проведении выборов глав муниципальных образований населением и депутатов представительных органов местного самоуправления муниципальных образований в Ханты - Мансийском автономном округе - Югре, утвержденным постановлением Избирательной комиссии Ханты - Мансийского автономного округа-Югры №378 от 17 декабря 2009 года).

При таких обстоятельствах, суд обоснованно посчитал уведомление кандидатом Безручко А.А. избирательной комиссии об открытии избирательного счета надлежащим уведомлением о создании им своего избирательного фонда.

Как верно установлено судом, повторная проверка подписных листов проведена в нарушение закона.

В соответствии с п.6 ст.38 Закона №67-ФЗ при проведении проверки подписей избирателей, участников референдума, в том числе при выборке подписей для проверки, вправе присутствовать любой кандидат, представивший необходимое для регистрации количество подписей избирателей, его уполномоченные представители или доверенные лица, уполномоченные представители или доверенные лица любого избирательного объединения, выдвинувшего кандидатов, списки кандидатов и представившего необходимое для регистрации количество подписей избирателей, уполномоченные представители инициативной группы по проведению референдума, представившей необходимое для назначения референдума количество подписей участников референдума. О соответствующей проверке должны извещаться кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения, инициативной группы по проведению референдума, представившие установленное количество подписей избирателей, участников референдума.

В силу п.7 ст.38 Закона №67-ФЗ по окончании проверки подписных листов составляется итоговый протокол, в котором указывается количество заявленных подписей, количество представленных подписей и количество проверенных подписей избирателей, участников референдума, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми. Копия протокола передается кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения, инициативной группы по проведению референдума не позднее чем за двое суток до заседания комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации этого кандидата, списка кандидатов, проведении референдума. В случае, если проведенная комиссией проверка подписных листов повлечет за собой последствия, предусмотренные подпунктом "д" пункта 24 или подпунктом "г" пункта 25 настоящей статьи, кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения, инициативной группы по проведению референдума вправе получить в комиссии одновременно с копией итогового протокола заверенные копии ведомостей проверки подписных листов, в которых указываются основания (причины) признания подписей избирателей, участников референдума недостоверными и (или) недействительными с указанием номеров папки, подписного листа и строки в подписном листе, в которых содержится каждая из таких подписей, а также получить копии официальных документов, на основании которых соответствующие подписи были признаны недостоверными и (или) недействительными. Итоговый протокол прилагается к решению комиссии о регистрации кандидата, списка кандидатов либо об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов, о результатах выдвижения инициативы проведения референдума. Повторная проверка подписных листов после принятия комиссией указанного решения может быть осуществлена только судом или комиссией в соответствии с пунктом 6 статьи 76 настоящего Федерального закона и только в пределах подписей, подлежавших проверке.

Пунктом 6 статьи 76 Закона №67-ФЗ установлено, что решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.

Согласно протоколу рабочей группы от 17 часов 20 минут 30 августа 2010 года №02 л.д.125-128) проводилась проверка подписных листов, представленных кандидатом Безручко А.А., на который присутствовал сам кандидат, уведомленный надлежащим образом. При этом, все из 45 подписей признаны достоверными, фактов изготовления подписных листов не за счет средств соответствующего избирательного фонда не выявлено.

В тот же день в 19 часов рабочей группой по проверке предоставленных документов установлено, что среди документов, представленных Безручко А.А., отсутствуют документы, подтверждающие изготовление подписных лисов за счет средств избирательного фонда ( договор, акт, платежные, иные документы).

Соглашаясь с доводами представителя заявителя, суд обоснованно указал, что по существу была проведена повторная проверка действительности подписей в подписных листах, представленных Безручко А.А., без предварительного уведомления кандидата, и вручения ему копии итогового протокола.

Отклоняя доводы заявителя о незаконности решения избирательной комиссии, признавшей недействительными подписи, выполненные на подписных листах, изготовленных не за счет средств избирательного фонда кандидата, суд исходил из того, что кандидат Безручко А.А. использовал из своего избирательного фонда денежные средства только для покупки бумаги. Вместе с тем, процесс самостоятельного изготовления подписных листов с помощью компьютерной техники включает не только приобретение бумаги, но и приобретение самой техники, используемой для изготовления подписных листов.

С данным выводом суда согласиться нельзя.

Согласно п.1 ст.3.1 Закона №35-оз подписи в поддержку выдвижения кандидата могут собираться со дня, следующего за днем получения избирательной комиссией документов, указанных в статье 3 настоящего Закона. Подписные листы должны изготавливаться за счет средств соответствующего избирательного фонда. Документы, подтверждающие изготовление подписных листов за счет средств избирательного фонда (договор, акт, платежные, иные документы), кандидат представляет в соответствующую избирательную комиссию вместе с документами для регистрации кандидата.

В силу подп.13 п.9 ст.5 Закона №35-оз недействительными являются все подписи в подписных листах, изготовление которых не было оплачено кандидатом за счет средств его избирательного фонда (устанавливается комиссией на основании документов, представленных кандидатом в соответствии с пунктом 1 статьи 3.1 настоящего Закона).

Как видно из материалов дела, действительно компьютер и принтер приобретены Безручко А.А. до начала избирательной кампании, в связи с чем не могли и не должны были приобретаться за счет средств избирательного фонда кандидата.

Изготовление кандидатом 9 подписных листов на собственной компьютерной технике не свидетельствует о нарушении равенства кандидатов, поскольку избирательный закон не содержит запрета на оказание данной «услуги» самому себе. Тем более, что предполагаемая себестоимость услуги не превышает 45 коп.

Исходя из принципа разумности, с учетом необходимости соблюдения должного баланса общественных и личных интересов, изготовление подписных листов собственными силами кандидата в данном случае нельзя считать нарушением норм избирательного права.

Таким образом, признание недействительными всех подписей на подписных листах, представленных Безручко А.А., по мотиву их изготовления не за счет средств избирательного фонда необоснованно, а отказ в регистрации кандидатом в депутаты - не соответствует закону.

При таких обстоятельствах оснований для отказа в удовлетворении заявления не имелось, в связи с чем решение суда подлежит отмене с принятием нового решения, поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены.

Руководствуясь статьями 361, 362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Октябрьского районного суда от 10 сентября 2010 года отменить, принять новое решение.

Заявление Безручко Андрея Анатольевича удовлетворить.

Признать Постановление Окружной избирательной комиссии по избирательному округу (номер обезличен) от 2 сентября 2010 года (номер обезличен) об отказе в регистрации кандидата в депутаты Думы (адрес обезличен) Безручко Андрея Анатольевича незаконным.

Отменить Постановление Окружной избирательной комиссии по избирательному округу (номер обезличен) от 2 сентября 2010 года (номер обезличен) об отказе в регистрации кандидата в депутаты Думы (адрес обезличен) Безручко Андрея Анатольевича и обязать Окружную избирательную комиссию по избирательному округу (номер обезличен) зарегистрировать кандидата в депутаты Думы (адрес обезличен) четвертого созыва Безручко Андрея Анатольевича.

Председательствующий судья Блиновская Е.О.

Судьи: Цыганков С.Л.

Дука Е.А.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200