о признании постановления избирательной комиссии незаконным



Судья Киприянова О.М. Дело № 33 - 4281 / 2010

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

28 сентября 2010 года г. Ханты-Мансийск

Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:

председательствующего Юрьева И.М.,

судей: Дука Е.А., Цыганкова С.Л.,

при секретаре Солониной Е.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Юркина С.В. о признании незаконным постановления окружной избирательной комиссии избирательного округа № 16 по выборам депутатов Думы Октябрьского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Думы Октябрьского района,

по кассационному представлению прокурора, кассационной жалобе окружной избирательной комиссии избирательного округа № 16 по выборам депутатов Думы Октябрьского района на решение Октябрьского районного суда от 17 сентября 2010 года, которым постановлено:

«Заявление Юркина С.В. удовлетворить.

Постановление окружной избирательной комиссии по избирательному округу № 16 по выборам депутатов Думы Октябрьского района ХМАО-Югры № 40/14 от 08 сентября 2010 года об отказе в регистрации Юркину С.В. кандидатом в депутаты Думы Октябрьского района отменить.

Обязать окружную избирательную комиссию по избирательному округу № 16 по выборам депутатов Думы Октябрьского района ХМАО-Югры зарегистрировать Юркина С.В. кандидатом в депутаты Думы Октябрьского района».

Заслушав доклад судьи Юрьева И.М., заключение прокурора Бикмухаметовой Г.Р., поддержавшей доводы кассационного представления, объяснения представителя окружной избирательной комиссии по избирательному округу № 16 по выборам депутатов Думы Октябрьского района Смирновой М.А., поддержавшей доводы кассационной жалобы, объяснения представителя заявителя Николаева В.А., полагавшего решение суда подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия

установила:

Юркин С.В. обратился в суд с заявлением о признании незаконным постановления окружной избирательной комиссии избирательного округа № 16 по выборам депутатов Думы Октябрьского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - окружная избирательная комиссия) об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Думы Октябрьского района. В обоснование заявления указал, что постановлением окружной избирательной комиссии от 08 сентября 2010 года № 40/14 ему отказано в регистрации кандидатом в депутаты Думы Октябрьского района в связи с недостаточным количеством достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, и отсутствием среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата документов, необходимых в соответствии с Федеральным и иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата. Считает, что постановление противоречит п.п. «д» и «в» п. 24 ст. 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», нарушает его конституционное право быть избранным депутатом представительного органа муниципального образования. Считает доводы избирательной комиссии о недействительности подписей на подписном листе 3 (в количестве 5 подписей) на основании пп. 9 п. 9 ст. 5 Закона Ханты-Мансийского автономного округа «О выборах депутатов представительного органа местного самоуправления муниципального образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре» необоснованными, в связи с тем, что подписной лист 3 был заверен заявителем Юркиным С.В., который был включен в список лиц, осуществляющих сбор подписей избирателей. Кроме того, заявитель самостоятельно осуществлял сбор подписей избирателей, на подписном листе 3 имеется его собственноручная подпись. Вывод избирательной комиссии о том, что все подписи, представленные заявителем для регистрации, недействительны, поскольку подписные листы изготовлены не за счет средств избирательного фонда, ничем не обоснованы. Действующее законодательство не содержит запрета на изготовление самим кандидатом подписных листов с использованием принадлежащей ему компьютерной техники и материалов. Не согласен с выводами комиссии о том, что заявителем не представлены документы, необходимые для регистрации кандидата: документ, подтверждающий изготовление подписных листов за счет средств избирательного фонда, собственноручное уведомление о создании своего избирательного фонда, первый финансовый отчет, протокол об итогах сбора подписей в 1 (экземпляре), список населенных пунктов, в которых осуществлялся сбор подписей. Просил отменить постановление окружной избирательной комиссии от 08 сентября 2010 года № 40/14 об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Думы Октябрьского района, обязать окружную избирательную комиссию зарегистрировать его кандидатом в депутаты Думы Октябрьского района.

В судебном заседании Юркин С.В. и его представитель Николаев В.А. заявленные требования поддержали.

Представитель окружной избирательной комиссии Волков С.Н. с заявлением не согласен, постановление об отказе в регистрации считает законным. Кандидатом Юркиным С.В. не были представлены в избирательную комиссию документы, подтверждающие, что подписные листы были изготовлены за счет средств избирательного фонда. В связи с чем, все подписи в подписных листах были признаны недействительными. Также признаны недействительными 6 подписей избирателей в связи с тем, что подписной лист 3 не заверен кандидатом, и сведения об одном из избирателей не соответствуют действительности. Кандидатом также не был представлен первый финансовый отчет.

Судом постановлено вышеизложенное решение.

В кассационном представлении участвующий в деле прокурор просит решение суда отменить, принять новое решение, считая решение суда незаконным и необоснованным, поскольку выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судом неправильно применены нормы материального права. В обоснование кассационного представления указал, что кандидатом Юркиным С.В. в нарушение ст. 8.1 Закона Ханты-Мансийского автономного округа от 18.06.2003 N 35-оз «О выборах депутатов представительного органа местного самоуправления муниципального образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре» не представлен первый финансовый отчет, что в соответствии с п.п. «в» п. 24 ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» является основанием для отказа в регистрации.

В кассационной жалобе окружная избирательная комиссия просит решение суда отменить, принять новое решение. В обоснование кассационной жалобы указала, что решение суда считает незаконным и необоснованным, выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, судом неправильно применены нормы материального права. Вывод суда о необоснованности признания недействительными подписей избирателей в подписном листе (номер обезличен) основан на неправильном толковании п. 8 ст. 3.1 Закона Ханты-Мансийского автономного округа от 18.06.2003 N 35-оз «О выборах депутатов представительного органа местного самоуправления муниципального образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре». Не согласна с выводом суда о том, что отсутствие документа «первый финансовый отчет» может быть расценено, как неполнота предоставленных сведений. В соответствии Инструкцией о порядке и формах учета и отчетности кандидатов о поступлении средств в избирательные фонды и расходовании этих средств при проведении выборов депутатов представительного органа местного самоуправления муниципального образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре первый финансовый отчет является отдельным самостоятельным документом, необходимым для регистрации кандидата и его отсутствие нельзя расценивать как отсутствие сведений о кандидате. Данный отчет не представлен Юркиным С.В., а п. 1.1 ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» не разрешает кандидатам представлять новые документы. Вывод суда о том, что избирательная комиссия обязана уведомить кандидата, а также представить ему возможность дополнить свой первый финансовый отчет, основан на неправильном применении норм права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления и кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в связи с нарушением судом норм материального права (п. 4 ч. 1 ст. 362 ГПК РФ).

Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, решением Думы Октябрьского района от 19 июля 2010 года №712 назначены выборы депутатов Думы Октябрьского района четвертого созыва на 10 октября 2010 года.

Постановлением окружной избирательной комиссии от 08 сентября 2010 года № 40/14 Юркину С.В., выдвинутому в порядке самовыдвижения, отказано в регистрации кандидатом в депутаты Думы Октябрьского района по избирательному округу №16 в связи с недостаточным количеством достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, и отсутствием среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата документов, необходимых в соответствии с Федеральным и иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата л.д.12).

В соответствии с подпунктом«д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» основанием отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено Федеральным законом.

Из материалов дела следует, что заявителем, выдвинутым в порядке самовыдвижения кандидатом в депутаты Думы Октябрьского района по избирательному округу №16, для регистрации были представлены в избирательную комиссию подписные листы, содержащие 31 подпись избирателей.

Избирательной комиссией была организована проверка всех представленных подписей. Избирательной комиссией согласно протоколу от 04 сентября 2010 года было признано недействительными 6 подписей избирателей: 5 подписей на подписном листе (номер обезличен) по основаниям, предусмотренным пп. 9 п.9 ст.5 Закона Ханты-Мансийского автономного округа от 18 июня 2003 года № 35-оз «О выборах депутатов представительного органа местного самоуправления муниципального образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре» - подписной лист не заверен кандидатом; подпись (номер обезличен) на подписном листе 4 на основании пп. 2 п. 9 ст. 5 вышеуказанного закона - сведения об избирателе не соответствуют действительности.

Соглашаясь с доводами заявителя о незаконности решения избирательной комиссии об отказе в регистрации и удовлетворяя заявление, суд первой инстанции посчитал, что сбор подписей избирателей осуществлялся самим кандидатом, подписной лист (номер обезличен) заверен его подписью, содержит все необходимые данные о сборщике подписей, поэтому признание подписей избирателей на данном листе недостоверными является необоснованным.

Однако данный вывод суда первой инстанции является неправильным, поскольку противоречит требованиям избирательного законодательства.

Пунктом 3 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» установлено, что законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей, а также основания для признания подписей недействительными.

Порядок организации и проведения выборов депутатов представительного органа местного самоуправления муниципального образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре определен Законом Ханты-Мансийского автономного округа от 18 июня 2003 года № 35-оз «О выборах депутатов представительного органа местного самоуправления муниципального образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре».

Согласно подп. 9 п. 9 ст. 5 Закона Ханты-Мансийского автономного округа от 18 июня 2003 года № 35-оз «О выборах депутатов представительного органа местного самоуправления муниципального образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре» недействительными являются все подписи избирателей в подписном листе в случае, если в подписном листе отсутствуют какие-либо сведения о кандидате или о лице, осуществлявшем сбор подписей, предусмотренные пунктом 8 статьи 3.1 настоящего Закона.

В соответствии с п. 8 ст. 3.1. вышеуказанного окружного закона подписной лист заверяется лицом, осуществлявшим сбор подписей, которое собственноручно указывает свои фамилию, имя, отчество, серию, номер и дату выдачи паспорта или заменяющего паспорт документа с указанием наименования и кода выдавшего его органа, должность и место работы или род занятий, адрес места жительства, ставит подпись и дату ее внесения, и кандидатом, который собственноручно указывает свои фамилию, имя, отчество, ставит подпись и дату ее внесения.

Согласно п.44 ст.2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» недействительной подписью является подпись, собранная с нарушением порядка сбора подписей избирателей, участников референдума и (или) оформления подписного листа. Под нарушением порядка оформления подписного листа по смыслу закона понимается не только нарушение установленной законом формы подписного листа, но и нарушения, связанные с оформлением данных, содержащихся в подписном листе (в том числе - об избирателях, сборщике подписей, кандидате и т.д.).

По смыслу закона (п. 8 ст. 3.1. закона округа) и формы подписного листа следует, что в случае, если в качестве сборщика подписей выступает сам кандидат, он обязан заполнить сведения о себе как о сборщике подписей, так и о кандидате в соответствующих графах.

Как следует из материалов дела, подписной лист (номер обезличен) не заверен кандидатом л.д.57). Следовательно, избирательной комиссией обоснованно на основании подп. 9 п. 9 ст. 5 Закона Ханты-Мансийского автономного округа от 18 июня 2003 года № 35-оз «О выборах депутатов представительного органа местного самоуправления муниципального образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре» все подписи избирателей подписного листа (номер обезличен) были признаны недействительными.

С учетом изложенного количество представленных Юркиным С.В. достоверных подписей избирателей за вычетом количества подписей, признаваемых недействительными, составляет 25 подписей, что недостаточно для его регистрации. Следовательно, избирательная комиссия правильно, в соответствии с подпунктом «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», отказала Юркину С.В. в его регистрации кандидатом в депутаты в связи с недостаточным количеством достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.

В соответствии с подпунктом «в» пункта 24 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» основанием отказа в регистрации может быть отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата.

Законом Ханты-Мансийского автономного округа от 18 июня 2003 года № 35-оз «О выборах депутатов представительного органа местного самоуправления муниципального образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре» (п.1 ст.4) предусмотрено, что для регистрации кандидат представляет в соответствующую избирательную комиссию документы первого финансового отчета, предусмотренные статьями 8 и 8.1 настоящего Закона. Документами первого финансового отчета кандидата являются первый финансовый отчет, сведения об учете поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата, справка об остатке средств на счете, выданная кредитной организацией, в которой открыт специальный избирательный счет кандидата, заверенная кредитной организацией копия договора банковского счета, на основании которого открыт специальный избирательный счет, копия сберегательной книжки специального избирательного счета кандидата (при наличии таковой) (п.2.1 ст.8.1 закона округа).

Как видно из материалов дела и установлено судом, первый финансовый отчет в установленный законом срок в избирательную комиссию Юркиным С.В. представлен не был.

Признавая постановление окружной избирательной комиссии об отказе в регистрации в связи с не представлением кандидатом первого финансового отчета законным, суд мотивировал тем, что данное нарушение избирательного законодательства является несущественным. Однако закон не связывает отказ в регистрации с существенным либо несущественным нарушением избирательного законодательства, а прямо указывает, какие нарушения являются основаниями для отказа в регистрации. Иное бы являлось нарушением принципа равенства всех кандидатов, в соответствии с которым все кандидаты не только обладают равными правами, но и несут равные обязанности.

Таким образом, достоверно установив отсутствие среди документов, представленных Юркиным С.В. для регистрации, первого финансового отчета, необходимого в соответствии с законом для регистрации кандидата, избирательная комиссия правомерно приняла решение об отказе в его регистрации кандидатом на основании подпункта «в» пункта 24 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

В соответствии с пунктом 1.1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, и заменять представленный документ только в случае, если документ был представлен в избирательную комиссию. Как установлено, первый финансовый отчет не был представлен заявителем, следовательно, в него не могли быть внесены дополнения, он не мог быть заменен, что не было учтено судом первой инстанции.

При изложенных обстоятельствах решение суда нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем оно подлежит отмене. Поскольку все необходимые доказательства имеются в материалах дела, обстоятельства по делу установлены, судебная коллегия считает, что по делу можно принять новое решение, не передавая его на новое рассмотрение, которым в удовлетворении заявления Юркина С.В. на основании вышеизложенного отказать.

Руководствуясь статьями 360, 361, 362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия

определила:

Решение Октябрьского районного суда от 17 сентября 2010 года отменить.

Принять новое решение, которым Юркину С.В. в удовлетворении заявления о признании незаконным постановления окружной избирательной комиссии избирательного округа № 16 по выборам депутатов Думы Октябрьского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Думы Октябрьского района отказать.

Председательствующий Юрьев И.М.

Судьи: Дука Е.А.

Цыганков С.Л.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200