о признании решения незаконным



Судья Криницын С.М. Дело № 33-4235/2010

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

5 октября 2010 года г. Ханты-Мансийск

Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в составе:

председательствующего судьи Александровой Н.Н.,

судей Старцевой Е.А., Ахметзяновой Л.Р.,

при секретаре Комур С.А.,

с участием представителя Ханты-Мансийской таможни Хасановой Г.М.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Нелюбина А.М. о признании незаконными решения начальника Ханты-Мансийской таможни Уральского таможенного управления Федеральной таможенной службы Российской Федерации об увеличении стоимости ввезенного на территорию Российской Федерации транспортного средства и требования об уплате таможенных платежей,

по кассационной жалобе Ханты-Мансийской таможни Уральского таможенного управления Федеральной таможенной службы Российской Федерации на решение Югорского районного суда от 25 июня 2010 года, которым постановлено:

«Заявление Нелюбина А.М. удовлетворить частично.

Признать его обоснованным в части признания незаконным требования об уплате таможенных платежей № 10505000/10, вынесенное должностным лицом начальником Ханты-Мансийской таможни Уральского таможенного управления Таможенной службы РФ Лазуренко А.В.

Обязать начальника Ханты-Мансийской таможни устранить в полном объеме нарушение прав заявителя Нелюбина A.M.»

Заслушав доклад судьи Старцевой Е.А., объяснения представителя Ханты-Мансийской таможни, поддержавшей доводы жалобы, судебная коллегия

установила:

Нелюбин А.М. обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения начальника Ханты-Мансийской таможни Уральского таможенного управления Федеральной таможенной службы Российской Федерации (далее по тексту Таможня) об увеличении стоимости ввезенного на территорию Российской Федерации транспортного средства, а также требования об уплате таможенных платежей № 10505000/19 без даты и обязать устранить допущенные нарушения.

Заявление обосновано тем, в апреле 2008 года на территорию Российской Федерации им был ввезен автомобиль Т., 2008 года выпуска, для личного использования. Таможенная пошлина за ввоз автомобиля составила 351562,26 рублей. Оплата таможенной пошлины произведена им в полном объеме, после чего автомобиль был выпущен из-под таможенного контроля в свободное обращение на территории России с выдачей паспорта транспортного средства. 30 июля 2009 г. на таможенном посту в г. Югорске, ему было вручено требование об уплате таможенных платежей № 10505000/19, где предлагалось дополнительно уплатить 197749,86 руб. таможенных платежей и 27424,61 рублей пени за просрочку платежей. Считает требование незаконным, т.к. таможенный орган вправе был в течение одного года осуществить только проверку достоверности заявленных при таможенном оформлении сведений.

Дело рассмотрено в отсутствии заявителя Нелюбина А.М., с участием его представителя Зимина Е.В., который на заявленных требованиях настаивал.

Представитель Таможни Миронова О.Л. иск не признала по тем основаниям, что в соответствии со ст. 361 Таможенного кодекса РФ Уральским таможенным управлением проводилась выборочная проверка документов и сведений, представленных при таможенном оформлении транспортных средств, в результате которой было установлено, что должностным лицом Югорского таможенного поста необоснованно применена более низкая ставка ввозной таможенной пошлины, так как им не исследовалась стоимость в понятии абзаца 19 пункта 11 Постановления Правительства РФ от 29.11.2003 г. № 718 как цены, по которой такой или подобный автомобиль, с момента выпуска которого прошло не более 3 лет, продается или предлагается для продажи при обычном течении розничной торговли в условиях полной конкуренции. По заключению экспертно-криминалистической службы - регионального филиала ЦЭКУ от 15 июня 2009 г. стоимость автомобиля, принадлежащего Нелюбину A.M., составила 29500 долларов США. В соответствии со ст.ст. 318, 325 ТК РФ таможенным органом произведен перерасчет подлежащих уплате таможенных платежей, исходя из таможенной стоимости автомобиля, в связи с чем, Таможней на основании ст. 350 ТК РФ Нелюбину A.M. было выставлено требование об уплате таможенных платежей в срок до 04 июня 2009 года. Требование об уплате таможенных платежей от 07 мая 2009 г. № 10505000/19 считает правомерным, законным и обоснованным.

Судом постановлено указанное выше решение, которое Таможня просит отменить, настаивая на том, что в силу ст. 361 ТК РФ таможенным органам предоставлено право проводить проверку достоверности сведений после выпуска товаров или транспортных средств в течение одного года. Должностным лицом Югорского таможенного поста, в нарушение п.11 Положения о применении единых ставок таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами для личного пользования, необоснованно применена более низкая ставка ввозной таможенной пошлины. Среднерыночная цена автомобиля рассчитана без учета данных, полученных от производителей автомобилей, а также данных, указываемых в каталогах, информации иностранных организаций, осуществляющих продажу автомобилей, и иных независимых источников ценовой информации. Не согласны с выводами суда об отсутствии в материалах дела доказательств законности требования начальника таможни, т.к. Таможней были представлены в суд первой инстанции источники ценовой информации, подтверждающие стоимость автомобиля. Полагает, что Нелюбин А.М. является ответственным за уплату таможенных платежей и в силу ст.ст. 319, 322 348 Таможенного кодекса РФ неуплаченные суммы таможенных платежей и пени подлежат уплате независимо от того, нарушил декларант таможенное законодательство или нет.

Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не усматривает.

Как видно из материалов дела Нелюбин А.М. приобрел в Объединенных Арабских Эмиратах автомобиль Т., 2008 года выпуска, за 24100 долларов США, что подтверждается представленным заявителем в таможенный орган инвойсом со штампом об оплате, который в соответствии с пунктом 29 части 1 статьи 11 Таможенного кодекса Российской Федерации является коммерческим документом или счет - фактурой. Ответчиком заявлена таможенная стоимость автомобиля в размере 24100 долларов США.

Сургутским таможенным постом сделан расчет таможенного платежа с применением единой ставки таможенных пошлин в размере 48% от таможенной стоимости, но не менее 3,5 евро за 1 см3 рабочего объема двигателя, что составило 350594, 84 руб., который заявителем уплачен, декларация была принята и выпуск автомобиля разрешен.

В соответствии с пунктом 2 статьи 287 Таможенного кодекса Российской Федерации таможенные пошлины, налоги в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу для личного пользования, уплачиваются физическими лицами в виде совокупного таможенного платежа (уплата в виде общей суммы таможенных пошлин, налогов без разделения на составляющие таможенные пошлины, налоги) или по единым ставкам таможенных пошлин, налогов (ст. 282 ТК РФ).

Статья 282 Таможенного кодекса Российской Федерации, регламентирующая ввоз и вывоз товаров и транспортных средств для личного пользования и применение таможенных пошлин, налогов в отношении таких товаров и транспортных средств, закрепляет, что в отношении транспортных средств применяются единые ставки таможенных пошлин, налогов. Ставки ввозных таможенных пошлин, а также порядок применения этих ставок определяется Правительством Российской Федерации, исходя из среднего размера установленных ставок таможенных пошлин, налогов, применяемых к товарам и транспортным средствам, категории которых в наибольшем количестве перемещаются через таможенную границу физическими лицами (п. 1). При этом, в примечании к указанной статье дано понятие транспортных средств для целей применения главы 23 Кодекса, под которыми понимаются, в том числе автотранспортные средства, ввозимые или вывозимые физическими лицами исключительно для личного пользования.

В силу пунктов 1 и 2 статьи 3 Закона Российской Федерации от 21 мая 1993 года № 5003-1 «О таможенном тарифе» ставки таможенных пошлин являются едиными и не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары через таможенную границу Российской Федерации, видов сделок и других факторов, за исключением случаев, предусмотренных данным Законом.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2003 г. № 718 утверждено Положение о применении единых ставок таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами для личного пользования (далее Положение).

Положение определяет порядок применения единых ставок таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, предназначенных для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд физических лиц, перемещаемых ими через таможенную границу Российской Федерации (пункт 1).

Подпунктом «а» пункта 11 Положения установлены размеры единых ставок таможенных пошлин, налогов в отношении автомобилей, с момента выпуска которых прошло не более 3 лет, в случае их ввоза на таможенную территорию Российской Федерации. При этом, автомобили разделены на 6 ценовых категорий в зависимости от их стоимости, и для каждой категории установлен свой размер единой ставки.

Первым и вторым предложениями абзаца 19 пункта 11 Положения предусмотрено, что в целях определения единых ставок таможенных пошлин, налогов в отношении автомобилей, с момента выпуска которых прошло не более 3 лет, под стоимостью понимается цена, по которой такой или подобный автомобиль продается или предлагается для продажи при обычном течении розничной торговли в условиях полной конкуренции. Указанная цена определяется на основании данных, полученных от производителей автомобилей, а при отсутствии таких данных - на основании данных, указываемых в каталогах, информации иностранных организаций, осуществляющих продажу автомобилей, и иных независимых источников ценовой информации, имеющихся в распоряжении таможенного органа Российской Федерации в отношении подобных автомобилей с учетом их комплектации и года выпуска.

Согласно пункту 1 статьи 288 Таможенного кодекса Российской Федерации таможенная стоимость товаров заявляется физическим лицом, перемещающим товары, при их декларировании. Для подтверждения заявленной стоимости физическим лицом могут предъявляться чеки, счета и иные документы, подтверждающие приобретение декларируемых товаров и их стоимость.

Отсюда следует, что понятие «стоимость» не тождественно понятию «таможенная стоимость».

Стоимость, представляющая собой цену, по которой такой или подобный автомобиль продается или предлагается для продажи при обычном течении розничной торговли в условиях полной конкуренции, не заявляется физическим лицом при декларировании автомобиля, а определяется таможенным органом самостоятельно, на основании данных, полученных от производителей автомобилей, а при отсутствии таких данных - на основании данных, указываемых в каталогах, информации иностранных организаций, осуществляющих продажу автомобилей, и иных независимых источников ценовой информации, имеющихся в распоряжении таможенного органа Российской Федерации в отношении подобных автомобилей с учетом их комплектации и года выпуска.

Доказательств того, что стоимость декларируемого автомобиля инспектором Таможни была определена с нарушением вышеуказанных норм материального права истцом в силу ст. 57 ГПК РФ не представлено.

В соответствии с ч.1 ст. 361 Таможенного кодекса РФ после выпуска товаров и (или) транспортных средств таможенные органы вправе осуществлять проверку достоверности заявленных при таможенном оформлении сведений в порядке, предусмотренном главой 35 настоящего Кодекса.

Доказательства занижения таможенной стоимости автомобиля при его декларировании, которая в обычных условиях определяется по цене сделки с ввозимым товаром либо недостоверности представленных декларантом сведений отсутствуют, также как отсутствуют доказательства доначисления Нелюбину А.М. таможенного платежа в результате проведения того или иного вида таможенного контроля, исчерпывающий перечень форм которого содержится в ст. 366 Таможенного кодекса РФ.

Объектом предусмотренного ст. 412 Таможенного кодекса РФ ведомственного контроля являются решения, действия (бездействие) нижестоящих таможенных органов и их должностных лиц и не распространяется на декларантов, соответственно выборочная проверка Уральского таможенного управления не является правовым основанием для дополнительного взыскания с Нелюбина А.М. таможенных платежей за автомобиль, перемещенный через таможенную границу на основании выданного разрешения.

Исходя из правовой позиции Европейского Суда, которая в силу ст. 11 ГПК РФ обязательна для суда, правовая неопределенность не допустима. Отсюда, на декларантов, уплативших таможенные платежи, в случае отсутствия с их стороны нарушений таможенного законодательства не может быть возложена дополнительная обязанность по уплате таможенных платежей и пени по причине несоблюдения таможенного законодательства должностными лицами таможенных органов.

При таких обстоятельствах, кассационная жалоба Таможни удовлетворению не подлежит. Оснований для отмены правильного по существу решения суда по доводам кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. 360, 361 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Югорского районного суда от 25 июня 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу Ханты-Мансийской таможни Уральского таможенного управления Федеральной таможенной службы Российской Федерации – без удовлетворения.

Председательствующий: Александрова Н.Н.

Судьи: Ахметзянова Л.Р.

Старцева Е.А.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200