О признании незаконными действия таможни



КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

16 сентября 2010 года город Нижневартовск

Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе

председательствующего: Сухачевой Т.А.,

судей: Ишимова А.А., Полуяна А.Л.,

при секретаре Мишенькиной К.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело

по заявлениям Алиева Вахида Фехруза оглы, Алиева Садраддина Фехруза оглы о признании незаконными действий должностных лиц Ханты-Мансийской таможни по направлению требований о доплате таможенных платежей,

по иску Ханты-Мансийской таможни к Алиеву Садраддину Фехруза оглы о взыскании недоимки по уплате таможенных платежей и пени,

по кассационной жалобе Ханты-Мансийской таможни на решение Нижневартовского городского суда от 29.06.2010 г., которым постановлено:

«Заявление Алиева Вахида Фехруза оглы о признании действий должностных лиц Ханты-Мансийской таможни Уральского таможенного управления по направлению требований о доплате таможенных платежей незаконными удовлетворить, признать незаконным направление ему Ханты-Мансийской таможней Уральского таможенного управления требования (номер обезличен) от (дата обезличена) г. об уплате таможенных платежей.

Заявление Алиева Садраддина Фехруза оглы о признании действий должностных лиц Ханты-Мансийской таможни Уральского таможенного управления по направлению требований о доплате таможенных платежей незаконными удовлетворить, признать незаконным направление ему Ханты-Мансийской таможней Уральского таможенного управления требования (номер обезличен) от (дата обезличена) г. об уплате таможенных платежей.

Отказать в удовлетворении исковых требований Ханты-Мансийской таможне Уральского таможенного управления к Алиеву Садраддину Фехрузу оглы о взыскании недоимки по уплате таможенных платежей и пени».

Заслушав доклад судьи Ишимова А.А., объяснения Алиева В.Ф., Алиева С.Ф., представителей Ханты-Мансийской таможни Шульгатой В.А., Мироновой О.Л., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Алиев С.Ф. обратился в суд с заявлением, в котором просил признать незаконным требование Ханты-Мансийской таможни от (дата обезличена) г. (номер обезличен) об уплате таможенных платежей. Требование мотивировал тем, что в (дата обезличена) года приобрел в ОАЭ за (номер обезличен) долларов США автомобиль Toyota Land Cruiser Prado. При декларировании автомобиля таможенный орган начислил таможенные платежи в размере (номер обезличен) рублей, которые он уплатил. Нижневартовским таможенным постом принято решение о достаточности и достоверности предоставленной им информации. (дата обезличена) получил требование таможни (номер обезличен) от (дата обезличена) г. о доплате таможенных платежей в сумме (номер обезличен) рублей и пени (номер обезличен) рублей. Требование считает необоснованным и незаконным, так как таможенные платежи уплатил своевременно и в полном объеме.

Алиев В.Ф. обратился в суд с аналогичным заявлением, в котором просил признать незаконным требование Ханты-Мансийской таможни от (дата обезличена)г. (номер обезличен) об уплате таможенных платежей. Требование мотивировал тем, что в (дата обезличена) года приобрел в ОАЭ за (номер обезличен) долларов США автомобиль Toyota Land Cruiser Prado. При декларировании автомобиля таможенный орган начислил таможенные платежи в размере (номер обезличен) рублей. Нижневартовским таможенным постом принято решение о достаточности и достоверности предоставленной им информации. Начисленные таможенные платежи он уплатил в полном объеме. В (дата обезличена) г. получил требование таможни (номер обезличен) от (дата обезличена) г. о доплате таможенных платежей в сумме (номер обезличен) рублей и пени (номер обезличен) рублей. Требование считает необоснованным и незаконным, так как таможенные платежи уплатил своевременно и в полном объеме.

Ханты-Мансийская таможня обратилась в суд с иском к Алиеву С.Ф. о взыскании вышеуказанной недоимки и пени. Требования мотивированы тем, что Уральским таможенным управлением в ходе проверки установлено, что должностным лицом Нижневартовского таможенного поста необоснованно была применена более низкая ставка ввозной таможенной пошлины, так как не исследовалась стоимость в понятии абз. 19 п. 11 Положения о применении единых ставок таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ физическими лицами для личного пользования (утв. постановлением Правительства РФ от 29.11.2003 г. № 718) как цены, по которой такой или подобный автомобиль, с момента выпуска которого прошло не более 3-х лет, продается или предлагается для продажи при обычном течении розничной торговли в условиях полной конкуренции. В связи с этим был произведен перерасчет, и Алиеву С.Ф. выставлено требование об уплате таможенных платежей и пени в срок до (дата обезличена) г. До настоящего времени таможенные платежи им не уплачены.

В судебном заседании Алиев С.Ф., Алиев В.Ф. поддержали заявленные требования. Алиев С.Ф. не признал иск Ханты-Мансийской таможни.

Представитель Ханты-Мансийской таможни Фоломешкина Д.В. требования заявителей считает необоснованными. Просит удовлетворить иск, предъявленный к Алиеву С.Ф. по основаниям, указанным в исковом заявлении.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В кассационной жалобе Ханты-Мансийская таможня просит отменить решение суда и принять новое решение об удовлетворении ее исковых требований и отказе в удовлетворении заявлений Алиева С.Ф., Алиева В.Ф. Считает ошибочным вывод суда о непредоставлении таможенным органом доказательств, на основании которых можно сделать вывод о том, что среднерыночная цена автомобилей заявителей в ОАЭ с учетом комплектации и года выпуска находится в ценовой категории более (номер обезличен) руб. до (номер обезличен) (номер обезличен) руб., для которой применяется единая ставка 48 % таможенной стоимости, но не менее 5,5 евро за 1 куб.см. рабочего объема двигателя. Ссылается на письмо ООО «ЦМКИ» от (дата обезличена) г. (номер обезличен); каталог Avtocar Middle East; письмо ФТС России от 24.01.2008 г. № 05-11/2340 и письмо торгового советника при Посольстве РФ в ОАЭ от (дата обезличена) г. № (номер обезличен); письмо ООО «ЦМКИ» от (дата обезличена) г. (номер обезличен); информацию о статусе фирмы «Автоэкспорт»; распечатку с сайта фирмы Al-Futtaim avtomall (www.avtomalluae.com), которая является официальным дистрибьютором Toyota в ОАЭ; письмо ФТС России от 26.11.2008 г. № 01-11/49850; заключение экспертизы ЦЭКТУ от (дата обезличена) г. (номер обезличен). Не соглашается с выводом суда о том, что решение Уральского таможенного управления, принятое по результатам проверки, не является правовым основанием для дополнительного взыскания таможенных платежей. При расчете среднерыночной цены автомобиля должностное лицо Нижневартовского таможенного поста не учитывало данные, полученные от производителя автомобилей, и данные, указываемые в независимых источниках ценовой информации. Полагает, что наличие или отсутствие вины заявителей в нарушении таможенного законодательства не имеет значения в связи с тем, что обязанность по уплате таможенных платежей возникает на основании прямого указания ТК РФ и не прекращается до момента уплаты, за исключением случаев, указанных в ст. 319 ТК РФ. Считает необоснованным вывод суда о необходимости применения к отношениям по взиманию таможенных платежей законодательства о налогах и сборах, т.к. таможенное законодательство в полной мере урегулировало данные отношения. Оспаривает вывод суда о том, что заключение экспертно-криминалистической службы не может быть принято в качестве доказательства, определяющего стоимость автомобилей, т.к. указанное заключение основано на независимых источниках ценовой информации.

Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.

Из материалов дела следует, что (дата обезличена) г. Алиев В.Ф. и Алиев С.Ф. приобрели в ОАЭ за (номер обезличен) долларов США автомобили Toyota Land Cruiser Prado, которые ввезли на территорию РФ для личного использования.

Алиев С.Ф. обратился в Нижневартовский таможенный пост для таможенного оформления автомобиля (дата обезличена) г., Алиев В.Ф. - (дата обезличена) г. На основании инвойса декларантами заявлена таможенная стоимость в сумме (номер обезличен) долларов США.

Должностные лица таможенного поста проверили представленную декларантами информацию, произвели расчет таможенных платежей исходя из стоимости автомобилей (номер обезличен) долларов США с применением единой ставки таможенных пошлин в размере 48 % от таможенной стоимости, но не менее 3,5 евро за 1 куб.см. рабочего объема двигателя, что составило: для Алиева С.Ф. (номер обезличен) руб. (по единой ставке таможенных пошлин - (номер обезличен) руб. и таможенный сбор за таможенное оформление (номер обезличен) руб.); для Алиева В.Х. (номер обезличен) руб. (по единой ставке таможенных пошлин - (номер обезличен) руб. и таможенный сбор за таможенное оформление (номер обезличен) руб.). Начисленные платежи декларантами уплачены.

В силу п. 2 ст. 287 ТК РФ таможенные пошлины, налоги в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу для личного пользования, уплачиваются физическими лицами в виде совокупного таможенного платежа (уплата в виде общей суммы таможенных пошлин, налогов без разделения на составляющие таможенные пошлины, налоги) или по единым ставкам таможенных пошлин, налогов.

Статья 282 ТК РФ, регламентирующая ввоз и вывоз товаров и транспортных средств для личного пользования и применение таможенных пошлин, налогов в отношении таких товаров и транспортных средств, закрепляет, что в отношении транспортных средств применяются единые ставки таможенных пошлин и налогов. Порядок применения единых ставок таможенных пошлин, налогов определяется Правительством РФ исходя из среднего размера установленных ставок таможенных пошлин, налогов, применяемых к товарам и транспортным средствам, категории которых в наибольшем количестве перемещаются через таможенную границу физическими лицами. В примечании к указанной статье дано понятие транспортных средств для целей главы 23 ТК РФ, под которыми понимаются, в том числе, автотранспортные средства, ввозимые или вывозимые физическими лицами исключительно для личного пользования.

В силу ст. 3, 19 Закона РФ от 21.05.1993 г. № 5003-1 «О таможенном тарифе» ставки таможенных пошлин являются едиными и не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары через таможенную границу РФ, видов сделок и других факторов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом. Таможенной стоимостью товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ, является стоимость сделки, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары при их продаже на экспорт в РФ и дополненная в соответствии со статьей 19.1 настоящего Закона.

Согласно п. 1 ст. 288 ТК РФ таможенная стоимость товаров заявляется физическим лицом, перемещающим товары, при их декларировании. Для подтверждения заявленной стоимости физическим лицом могут предъявляться чеки, счета и иные документы, подтверждающие приобретение декларируемых товаров и их стоимость.

Постановлением Правительства РФ от 29.11.2003 г. № 718 утверждено Положение о применении единых ставок таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ физическими лицами для личного пользования.

В п.п. А п. 11 Положения (в редакции на период таможенного оформления автомобиля) установлены размеры единых ставок таможенных пошлин, налогов в отношении автомобилей, с момента выпуска которых прошло не более 3 лет, в случае их ввоза на таможенную территорию РФ. При этом автомобили разделены на 6 ценовых категорий, в зависимости от их стоимости и для каждой категории установлен свой размер единой ставки.

Согласно абз. 19 п. 11 Положения в целях определения единых ставок таможенных пошлин, налогов в отношении автомобилей, с момента выпуска которых прошло не более 3 лет, под стоимостью понимается цена, по которой такой или подобный автомобиль продается или предлагается для продажи при обычном течении розничной торговли в условиях полной конкуренции. Указанная цена определяется на основании данных, полученных от производителей автомобилей, а при отсутствии таких данных - на основании данных, указываемых в каталогах, информации иностранных организаций, осуществляющих продажу автомобилей, и иных независимых источников ценовой информации, имеющихся в распоряжении таможенного органа РФ в отношении подобных автомобилей с учетом их комплектации и года выпуска.

По смыслу закона «таможенная стоимость» в соответствии со ст. 288 ТК РФ не тождественна «стоимости», указанной в п. 11 вышеуказанного Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.11.2003 г. № 718.

Таким образом, таможенный орган был обязан проверить такую цену самостоятельно на основании данных, полученных от производителей автомобилей, а при отсутствии таких данных - на основании данных, указываемых в каталогах иностранных организаций, осуществляющих продажу автомобилей, и иных независимых источников ценовой информации, имеющихся в распоряжении таможенного органа.

Согласно обжалуемым заявителями требованиям, Ханты-Мансийская таможня на основании заключения ЭКС регионального филиала ЦЭКТУ г. Екатеринбурга от (дата обезличена) г. (номер обезличен) установила, что среднерыночная стоимость автомобиля Алиева В.Х. на рынке ОАЭ составляет (номер обезличен) долларов США или (номер обезличен) руб., в связи с чем декларант обязан доплатить недоимку в размере (номер обезличен) руб. и пеню (номер обезличен) руб. Аналогично таможенным органом определена стоимость автомобиля Алиева С.Х. - (номер обезличен) долларов США или (номер обезличен) руб., в связи с чем к декларанту предъявлено требование о доплате недоимки в сумме (номер обезличен) руб. и пени (номер обезличен) руб.

Принимая решение об удовлетворении заявлений Алиева В.Х. и Алиева С.Х. и об отказе в удовлетворении иска Ханты-Мансийской таможни, суд первой инстанции пришел к выводу, что таможенный орган необоснованно произвел перерасчет таможенных платежей.

По делу установлено, что должностные лица таможенного поста в июле-августе 2008 г. согласовывали свои действия и решения по таможенному оформлению автомобилей Алиева В.Х. и Алиева С.Х. с уполномоченными лицами Ханты-Мансийской таможни (т. 1л.д. 12, 57).

В соответствии с п. 1, 2 ст. 361 ТК РФ после выпуска транспортных средств таможенные органы вправе осуществлять проверку достоверности заявленных при таможенном оформлении сведений в порядке, предусмотренном главой 35 настоящего Кодекса. Проверка достоверности сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств может осуществляться таможенными органами в течение 1 года со дня утраты товарами статуса находящихся под таможенным контролем.

Согласно ст. 367 ТК РФ проверка достоверности сведений, представленных в таможенные органы при таможенном оформлении, осуществляется путем их сопоставления с информацией, полученной из других источников, в том числе по результатам проведения иных форм таможенного контроля, анализа сведений специальной таможенной статистики, обработки сведений с использованием программных средств, а также другими способами, не запрещенными законодательством РФ.

В июле 2009 г. таможенный орган произвел перерасчет таможенных платежей, самостоятельно определил таможенную стоимость автомобиля Алиева С.Х. в размере (номер обезличен). ((номер обезличен) долларов США). В (дата обезличена) г. таможенный орган аналогично произвел перерасчет таможенных платежей, самостоятельно определил таможенную стоимость автомобиля Алиева В.Х. в размере (номер обезличен) руб. ((номер обезличен) долларов США). Кроме того, была пересмотрена и стоимость автомобиля применительно к абз. 19 п. 11 Положения, в результате чего, автомобили отнесены к третьей ценовой категории (более (номер обезличен) руб. до (номер обезличен) руб.), для которой применяется единая ставка 48 % таможенной стоимости, но не менее 5,5 евро за 1 куб.см. рабочего объема двигателя.

Разрешая возникший спор, суд первой инстанции пришел к выводу, что таможенный орган не доказал свои доводы в отношении увеличения стоимости автомобилей применительно к абз. 19 п. 11 Положения. Доводы кассационной жалобы не опровергают правильность указанного вывода суда.

В письмах ЦМКИ от (дата обезличена) г. (номер обезличен), от (дата обезличена) г. (номер обезличен), на которые ссылается кассатор, фактически обобщена информация из других источников: АО «Автоэкспорт», торгового представительства при посольстве РФ в ОАЭ, компании Al-Futtaim Motors за декабрь 2008 г., каталогов N.A.D.A. и Kelly Blue Book (т. 1л.д. 104, 105).

Между тем, каталоги N.A.D.A. и Kelly Blue Book не относятся к автомобильному рынку ОАЭ, что не оспаривается таможенным органом.

В нарушение требований ст. 56 ГПК РФ истцом не представлена информация АО «Автоэкспорт» и компании Al-Futtaim Motors, использованная при составлении вышеуказанных писем ЦМКИ.

Постановлением Правительства РФ от 27.06.2005 г. №401 торговое представительство РФ в ОАЭ ликвидировано с 01.01.2006 г. Таким образом, ссылка в письмах ЦМКИ на информацию указанного представительства является сомнительной.

Представленный таможенным органом каталог Avtocar Middle East не переведен на язык судопроизводства, в нем указаны сведения об автомобиле Toyota Land Cruiser Prado, с более мощным двигателем, чем у автомобилей декларантов.

Кассатор ошибочно ссылается на ведомственные письма ФТС России, которые по смыслу закона, не являются источниками ценовой информации, предусмотренными постановлением Правительства РФ от 29.11.2003 г. № 718, поскольку содержат опосредованные сведения из других источников, без приведения их фактического содержания.

Нельзя согласиться и со ссылкой таможенного органа на письмо торгового советника при Посольстве России в ОАЭ от 28.01.2008 г. № ТС-17/05, поскольку в нем содержится ценовая информация об автомобиле 2006 г.в. и нет сведений о рыночной стоимости вышеуказанных автомобилей в ОАЭ в период их таможенного оформления. Также в письме не указаны автосалоны, в которых была получена ценовая информация (т. 2л.д. 57, 58).

Представленная истцом информация сайта компании Al-Futtaim automall не содержит сведений об относимости ее к периоду таможенного оформления декларантами автомобилей. Таможенным органом не представлены доказательства, подтверждающие его доводы, что Al-Futtaim automall является официальным дистрибьютором TOYOTA в ОАЭ (т. 2л.д. 100).

Заключение экспертизы ЦЭКТУ от 15.06.2009 г. № 01/13-352 о рыночной стоимости автомобилей основано на вышеуказанной информации ООО «ЦМКИ» и сведениях сайта www.driverarabia.com за июль 2008 г. (т. 2л.д. 191-208). По мнению кассатора, указанный сайт является ведущим автомобильным порталом для ОАЭ и остальной части Ближнего Востока. Между тем, по делу установлено, что сайт зарегистрирован в США, там же находится сервер, на котором размещен сайт, а информация размещается владельцем из Великобритании (т. 2л.д. 56).

Остальные доводы кассационной жалобы не имеют юридического значения для проверки решения.

Суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела.

Выводы суда, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела и основаны на доказательствах, оцененных судом в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ

Доводы кассационной жалобы являются несостоятельными и сводятся к переоценке обстоятельств дела, правильно оцененных судом первой инстанции.

На основании изложенного, кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Нижневартовского городского суда от 29.06.2010 г. оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий Сухачева Т.А.

Судьи Ишимов А.А.

Полуян А.Л.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200